Совокупный спрос (AD) и совокупное предложение (AS)
Темы семинарских занятий
Занятие № 1. Тема: Потребности, ресурсы и выбор.
Потребности. Блага.
Необходимо раскрыть: понятие «потребности», дать классификацию и выделить основные виды. Раскрыть понятие «блага», дать классификацию благ, выделить значение благ для человека.
Ресурсы и факторы производства.
Необходимо выделить основные виды ресурсов и факторов производства: земля, труд, капитал, предпринимательская способность. Определить основные различия между факторами производства и ресурсами.
Товары и услуги.
В данном вопросе требуется: дать характеристику понятий «товары» и «услуги»; выделить признаки и обозначить различия, существующие между данными понятиями. Определить значимость товаров и услуг для человека.
Экономический выбор.
В данном вопросе необходимо: выделить и раскрыть основные вопросы экономики; дать объяснение «кривой производственных возможностей», дать графический анализ изменений кривой производственных возможностей, определение по графику степени эффективности производства; раскрыть значение понятия «альтернативные издержки» с использованием кривой производственных возможностей.
Литература
Основная
1. Экономика : учебник для студ. вузов по неэкон. спец./под ред. Л. Е. Басовского .-М. : Инфра-М, 2002 .-256 с. б/гр.- 100 экз.
Дополнительная
1. Соколов, Б. И. Экономика: учеб. для гуманитариев / Б. И. Соколов, С. В. Соколова. - СПб.: ИД Бизнес-пресса, 2002.- 480 с.
2. Самуэльсон П. Экономика: В 2 т. М: МГП «Алгон», ВНИИСН, 1992.
3. Экономический словарь /авт.- сост. А. Ф. Никитин. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2006.- 672 с.
Занятие № 2. Тема: Экономические системы.
План занятия.
Экономическая система.
Необходимо раскрыть: понятие «экономическая система», выделить и охарактеризовать основные её элементы.
Типы экономических систем. Их классификация.
В данном вопросе необходимо раскрыть основные типы выделяемых экономических систем: 1) типы экономических систем, выделяемые теорией постиндустриального общества: а) доиндустриальная (традиционная) система; б) индустриальная система; в) постиндустриальная система. 2) типы экономических систем, различаемые по механизму регулирования экономики: а) традиционная; б) рыночная; в) командно-административная; г) смешанная. 3) типы экономических систем с точки зрения формационного подхода.
Модели экономических систем.
Необходимо дать характеристику существующим национальных системам: 1) Американская модель экономики; 2) Шведская модель экономики; 3) Германская модель; 4) Японская модель 5) Китайская модель; 6) Российская модель экономики.
Литература
Основная
1. Экономика : учебник для студ. вузов по неэкон. спец./под ред. Л. Е. Басовского .-М. : Инфра-М, 2002 .-256 с. б/гр.- 100 экз.
Дополнительная
1. Ковалев С. Н.. Латов Ю.В. Экономика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Проф. В. Я. Кикотя, проф. Г. М. Казиахмедова. – М.: Книжный мир, 2004. Гл. 2.
2. Нуреев Р. М. Курс микроэкономики. Учебник для вузов. – М.: НОРМА – ИНФРА-М, 2000. Гл. 2.
3. Экономическая теория. Учебник / Под ред. В. Д. Камаева. – М., Юрайт-Издат, 2006. Гл. 3.
4. Экономический словарь /авт.- сост. А. Ф. Никитин. – М:ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2006.- 672 с.
Занятие № 3. Тема: Теория спроса и предложения.
План занятия.
Теория спроса.
В данном вопросе необходимо: дать определение понятий «спрос», «закон спроса»; графическая зависимость между ценой и спросом (кривая спроса); выделить и охарактеризовать действие неценовых факторов спроса; выделить основные виды эластичности спроса.
Теория предложения.
В данном вопросе необходимо: дать определение понятий «предложение», «закон предложения»; графическая зависимость между ценой и предложением (кривая предложения); раскрыть действие неценовых факторов предложения; охарактеризовать основные виды эластичности предложения.
Рыночное равновесие. Равновесная цена.
Необходимо раскрыть действие выделенных факторов. Раскрыть понятия «потолок цен», «пол цен».
Совокупный спрос (AD) и совокупное предложение (AS).
В данном вопросе необходимо раскрыть понятия «совокупный спрос», «совокупное предложение». Выделите факторы, влияющие на изменение совокупных спроса и предложения.
5. Кейнсианская версия модели AD – AS.
В данном вопросе необходимо рассмотреть: функцию (формулу) Лукаса; производственную функцию Оукена; кривую Филлипса.
Литература
Основная
1. Экономика : учебник для студ. вузов по неэкон. спец./под ред. Л. Е. Басовского .-М. : Инфра-М, 2002 .-256 с. б/гр.- 100 экз.
Дополнительная
1. Ковалев, С. Н. Экономика: учеб.пос./С. Н. Ковалев, Ю.В.Латов; Под ред. Г.М. Казиахмедова.- М.:Книжный мир, 2004.-268 с.-(Высшая школа). Рек. Мин. общепроф. образования РФ.
2. Соколов, Б. И. Экономика: учеб. для гуманитариев / Б. И. Соколов, С. В. Соколова. - СПб.: ИД Бизнес-пресса, 2002.- 480 с.
3. Самуэльсон П. Экономика: В 2 т. М: МГП «Алгон», ВНИИСН, 1992.
4. Экономический словарь /авт.- сост. А. Ф. Никитин. – М:ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2006.- 672 с.
Занятие № 4. Тема: Рынки факторов производства.
План занятия.
1. Рынок труда: характеристика, функции, виды.
В данном вопросе необходимо: рассмотреть сущность рынка труда, выделить основных участников. Раскрыть двойственность современного рынка труда. Дать характеристику заработной платы и её формы. Выделите особенности рынка труда в России.
Понятие безработицы.
В данном вопросе необходимо: выделить сущность и причины безработицы, охарактеризовать её основные виды и показатели. Проанализировать последствия и меры по сокращению безработицы. Естественный уровень безработицы Закон Оукена. Методы государственного регулирования безработицы.
Рынок земли.
В данном вопросе необходимо: дать определение понятия земля (в узком и широком смыслах). Спрос и предложение на землю. Раскрыть понятия абсолютная и дифференциальная рента, выбелить виды дифференциальной ренты. Арендная плата. Аграрная реформа в России.
Рынок капитала
В данном вопросе необходимо: дать определение понятия капитал, выделить его виды и функции. Рассмотреть сущность и значение для капитала системы инвестирования и процентной ставка. Выделить особенности финансового рынка и рынка ценных бумаг в России.