Анализ коэффициента эластичности спроса по цене
Коэффициент эластичности спроса по цене (по абсолютному значению) может меняться от нуля до бесконечности. Чем больше величина этого коэффициента, тем более эластичным является спрос.
1. Коэффициент эластичности спроса по цене ЕР больше единицы. Спрос с таким коэффициентом эластичности называется эластичным. На рис. 8.4 видно, что изменение цены товара влечет за собой большее (по сравнению с изменением цены) изменение в объеме спроса. Как при этом меняются доходы продавцов товара? В случае снижения цены доходы продавцов растут, а при ее повышении – падают.
Таким образом, можно сформулировать правило ценовой стратегии: при эластичном спросе цену нужно понижать, но нельзя повышать.
2. Коэффициент эластичности спроса по цене ЕР лежит в интервале от нуля до единицы. Спрос с таким коэффициентом эластичности называется неэластичным. Изменение цены товара влечет за собой меньшее (по сравнению с изменением цены) изменение в объеме спроса (рис. 8.5).
В этом случае правило ценовой стратегии гласит: при неэластичном спросе цену нужно повышать, но нельзя понижать.
3. Коэффициент эластичности спроса по цене ЕР равен единице. Спрос с таким коэффициентом эластичности называется спросом с единичной эластичностью. При этом спросе доходы продавцов не меняются при изменении цены товара (рис. 8.6).
4. Крайние случаи коэффициента эластичности спроса по цене: ЕР = 0 или ЕР = ∞. В таких крайних случаях спрос является абсолютно неэластичным (ЕР = 0 на рис. 8.7, а) или абсолютно эластичным (ЕР = ∞ на рис. 8.7, б).
Однако делать вывод об эластичности кривой спроса, основываясь только на ее конфигурации нельзя, так как это может привести к серьезным ошибкам. Проиллюстрируем это, взяв в качестве примера случай линейной функции спроса.
Динамика коэффициента ценовой эластичности по линейной функции спроса
На рис. 8.8 изображена линейная функция спроса. Вид этой кривой может ввести в заблуждение: кажется, что для линейной функции ценовая эластичность спроса постоянна.
Из формулы коэффициента точечной эластичности спроса по цене (8.4) видно, что первый сомножитель всегда постоянен, а второй – величина изменяющаяся, зависит от точки, где происходит замер ЕР.
В точке с координатой Q = 0 коэффициент эластичности равен бесконечности, а в точке с координатой Р = 0 он также равен нулю.
Таким образом, можем сказать, что по линейной функции спроса ЕР меняется от бесконечности до нуля. Очевидно, что где-то на этой кривой есть точка единичной эластичности. Докажем, что эта точка соответствует половине отсекаемого кривой спроса отрезка на оси Q.
Доказательство. Если линейная функция спроса выглядит как , то, следовательно:
. (8.5)
Таким образом, кривая спроса оказывается состоящей из двух интервалов. Выше точки единичной эластичности мы имеем эластичный, а ниже – неэластичный интервалы.
Соответственно меняются и доходы продавцов при изменении цены товара. На эластичном интервале кривой спроса доходы продавцов растут при снижении цены, а на неэластичном интервале – падают.
Динамика доходов продавцов в зависимости от эластичности спроса представлена на рис 8.9.
Мы видим, что максимум дохода достигается в точке единичной эластичности спроса по цене.
Как объяснить такую динамику с точки зрения потребителей?
Очевидно, что потребитель становится более чувствителен к повышению цен, когда они высоки, чем когда они низки. Вдоль линейной кривой спроса каждое увеличение цены на один процент должно приводить ко все большему увеличению объема спроса. И наоборот, рыночный спрос становится все более неэластичным с увеличением предложения товара. Например, по мере увеличения предложения персональных компьютеров в конце прошлого века поставщикам было все труднее увеличивать доходы, несмотря на снижение цен. По мере того, как рынок насыщается и цены падают в результате увеличения предложения, спрос на продукт становится все менее эластичным.