Историия развития авиалиний в Сургуте
В начале 1930-х годов в Сургуте были оборудованы первый гидропорт и первая постоянно действующая наземная посадочная площадка. С 1935 года рейсы в Сургут осуществлялись хоть и не регулярно, но достаточно постоянно, перевозились пассажиры, почта, малогабаритные грузы. В 1937 году было построено небольшое деревянное здание аэровокзала, в котором одна половина была служебной: там располагался кабинет начальник аэропорта, техники, радиорубка с радиостанцией и две пилотских комнаты для отдыха экипажей. А на другой половине проживал персонал аэропорта со своими семьями. В 1938 году Сургутская посадочная авиаплощадка, входившая в состав главного управления Северного морского пути, становится подразделением Аэрофлота. В послевоенные годы сургутским авиаторам пришлось очень многое начинать заново. Аэропорт был временным, поэтому не было никаких наземных сооружений, оперативное обслуживание воздушных судов производилось на открытом воздухе. С 1957 года количество обслуживаемых самолетов увеличилось, в том числе стали принимать АН-2, очень современный по тем меркам самолет. На постоянной базировке сначала находилось два самолета АН-2, затем пять. Первым шагом развития Сургутского авиапредприятия стал перенос аэропорта на новое место и создания авиазвена при нем. Сухопутную взлетно-посадочную полосу оборудовали в районе, застройку которого вели геологоразведчики: он так и стал называться – микрорайон геологов. В 1962 году во вновь обустроенном аэропорту было создано авиазвено, командиром которого стал Борис Иванович Плясунов. Интенсивность рейсов в Сургутский аэропорт постоянно возрастала, в 1963 году в Сургут прилетел первый самолет ЛИ-2, что положило начало более качественному обслуживанию пассажиров. На повестку дня выдвигался вопрос о создании в Сургуте подразделения вертолетов МИ-4, работающего на постоянной основе. 18 августа 1964 года был создан Сургутский объединенный авиаотряд, которому был присвоен III класс. В состав авиаотряда вошли: 121-й летный отряд, наземные аэропорты в рабочих поселках Сургут и Нижневартовск, два гидроаэродрома, три площадки местных воздушных линий и линейные эксплуатационно-ремонтные мастерские (ЛЭРМ). Первым командиром объединенного авиаотряда стал Михаил Христофорович Наумов. Сам аэропорт состоял из грунтовой полосы, деревянного аэровокзала и вертодрома.
В год образования авиаотряда из Сургутского аэропорта вылетело 20,3 тысячи пассажиров, а всего обслужено около 50 тысяч человек. По сравнению с началом 1960-х годов это был колоссальный рост. С такими объемами перевозок, требовался новый, гораздо более крупный аэропорт, и в 1968 году начались работы на месте будущего аэропорта. Уже в 1971 году через Сургутский аэропорт прошло 447 тысяч пассажиров. Росло и количество работников аэропорта, если в 1966 году личный состав ОАО насчитывал 225 человек, то к моменту переезда в новый аэропорт численность персонала приближалась к тысячной отметке. В 1971 году создается транспортное подразделение самолетов АН-24, а так же вертолеты МИ-4 постепенно меняют на современные МИ-8. Открыт стратегически важный рейс по маршруту Сургут-Москва на самолете ТУ-134. Новый аэровокзал был открыт 12 июня 1975 года. Он был заметно вместительнее прежнего, но тем не менее практически всегда и летом, и зимой оказывался переполненным пассажирами.
Сургутский объединенный авиаотряд был на протяжении всего времени наиболее стабильно развивающейся северной структурой в системе Тюменского управления гражданской авиации. Производственные показатели впечатляли. В 1982 году Сургутский Объединенный авиаотряд награжден орденом Трудового Красного Знамени за результаты, достигнутые коллективом в производственной деятельности. Тогда сургутские авиаторы перевезли за год 77 тысяч тонн народно – хозяйственных грузов и 824 тысяч пассажиров, налет на самолето – вертолетном парке составил 376 тысяч приведенных часов. Вот такие были объемы, и такой размах работ. И эти объемы ежегодно стабильно увеличивались вплоть до начала 1990-х годов.
Перестроечные события не могли не сказаться на Тюменской авиации, вхождение в новые рыночные отношения были охарактеризованы как кризисные 90 –е годы. Последнее десятилетие уходящего 20 – го века – самое трудное и сложное в истории тюменской авиации, началось с крупных структурных реформ. В январе 1991 года приказом по Министерству гражданской авиации Ордена Трудового Красного знамени Сургутский Объединенный Авиаотряд стал фирмой «Сургутавиа» - филиалом авиакомпании «Тюменьавиатранс»
Официальная дата образования открытого акционерного общества «Аэропорт Сургут» как самостоятельного юридического лица – 7 февраля 1994 года. Учредителями нового предприятия стали администрация города Сургута, АООТ «Сургутнефтегаз», АООТ «Сургутгазпром», АООТ АК «Тюменьавиатранс», АООТ «Тюменьэнерго», Дочернее акционерное общество Сургутский газоперерабатывающий завод, АОЗТ авиакомпания «Когалымавиа». Коллективу нового предприятия пришлось практически начинать с нуля. Все имущество, транспорт, оборудование вновь созданное предприятие получило в аренду. В течение трех лет «Аэропорт Сургут» смог выкупить у авиакомпании «Тюменьавиатранс» весь спецтранспорт для обслуживания воздушных судов и пассажиров, здания и сооружения, помещения для обслуживающего персонала, склад ГСМ, железнодорожный тупик, офис аэропорта и другие объекты, необходимые для нормальной жизнедеятельности предприятия. Первыми шагами в развитии современного аэропорта стали шесть новых стоянок для ВС типа ТУ – 154, которые были построены и введены в эксплуатацию в 2000 году. В следующий год были введены в эксплуатацию современная система светосигнального оборудования фирмы «IDMAN», новый аэровокзал (сектор вылета) пропускной способностью 660 пассажиров в час, в том числе и международный сектор с пропускной способностью 150 пассажиров в час. С введением в эксплуатацию международного сектора Аэропорт получил статус международного. Благодаря администрации ХМАО и администрации города Сургута был проведен капитальный ремонт ВПП (2003 г). В 2004 году была произведена реконструкция и сдан в эксплуатацию сектор прилета, благодаря чему ОАО «Аэропорт Сургут» приобрело сразу два аэровокзальных терминала, архитектурно и технически объединенных в единый современный аэровокзальный комплекс. В этом же году была произведена реконструкция ГСМ. 2006 год стал следующим этапом модернизации аэровокзала: были приобретены телетрапы пьедестального типа немецкой фирмы «Тиссон Групп», которые соответствуют всем современным техническим характеристикам. В марте 2007 года была внедрена и действует автоматизированная система регистрации пассажиров «Купол». Сейчас «Аэропорт Сургут» - крупнейшее предприятие в регионе, имеющее статус ведущего аэропорта в регионе, на протяжении нескольких лет. Стабильно «Аэропорт Сургут» занимает 13-14 место по производственным показателям в России среди аэропортов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При выполнении проектной работы поставленные задачи были решены. Собраны и обработаны материалы об истории развития авиалиний в Сургуте. Просмотрены аналоги существующих памятников авиации. Подобран материал для макета и памятника в оригинальном виде. Найдена форма и воплощена в макете. В завершении работы достигнута цель - создание архитектурной композиции «Авиалинии Сургута». Самолеты – самый популярный вид транспорта в мире, характеризующийся скоростью и удобством. Поэтому главная идея движения и скорости визуализирована в проекте. Элементы архитектурной формы несут в себе символическое представление об авиации: объемный цилиндр символизирует землю, а плоское кольцо - след от самолета, облетающий ее.
Уже в глубокой древности властители прекрасно осознавали влияние монументальных сооружений на сознание и психику людей. Памятники своим величием дают эмоциональный заряд, внушают уважение к истории своей страны, помогают сохранять значимое прошлое. Они призваны воспитывать в гражданах чувство гордости за предков. Иногда памятники ставят живым людям, которые отличились чем-то хорошим.
Пройдет совсем немного времени, и не останется в живых очевидцев Великой Отечественной войны. Наличие же памятника, который рассказывает о подвиге русского народа, позволит потомкам не забывать об этих годах. В любом населенном пункте нашей страны можно обнаружить каменные свидетельства этой жестокой поры.
Между памятниками и обществом существует невидимая связь. Историко-культурная среда, частью которой являются памятники, оказывают влияние на формирование мировоззрения каждого жителя.
Кроме этого, памятники истории и культуры являются информацией, которая нужна для прогнозирования будущих процессов. Наука, используя такой археологический материал, как памятники, не только восстанавливает то, что происходило в прошлом, но и делает прогнозы.
В архитектурном плане памятники помогают организовывать пространство, исполняют роль визуального центра общественного пространства.
Для объективного понимания культурных и исторических процессов в обществе важно сохранять памятники. Отношение к ним определяется позицией общества к своему прошлому и может проявляться незнанием, заботой и осознанным уничтожением. Это зависит от многих факторов - от уровня образованности и культуры населения, господствующей идеологии, позиции государства к своему культурному наследию, политического устройства, экономического состояния страны. Чем выше образованность, культура, экономика общества, гуманнее его идеология, тем более осознанно оно относится к своему историко-культурному наследию.