Работу с источниками необходимо начинать с определения необходимого их минимума, круга охватываемых ими вопросов; изучения ценности публикуемой информации.

Для сбора информации обычно используют четыре метода:

- наблюдение;

- эксперимент;

- имитация;

- опрос.

Выбор того или иного метода должен определяться, с одной стороны, требуемой точностью и достоверностью результатов, а с другой - затратим на его осуществление.

«Кабинетные» исследования осуществляются на основе официальных печатных источников информации и дают общие представления состоянии торговой конъюнктуры и тенденциях развития отдельных рынков и торговых подсистем. При этом используются методы экономического анализа в сочетании с элементами эконометрики и математической статистики.

Наблюдение обычно используется в целях получения информации поискового характера. Оно позволяет поддерживать стабильные условия наблюдения и использовать технические средства. Наблюдение может быть скрытным ( с непосредственным участием исследователя). В зависимости от преследуемых целей наблюдение может быть свободным и стандартизированным (задаются определенные критерии для исследования).

Эксперимент как метод информационных исследованийпредполагает, что при анализе должно быть исключено влияние всех факторов, кроме изучаемого. Поэтому эксперимент предполагает наличие не менее двух сопоставимых исследуемых групп, одна из которых является экспериментальной, а другая контрольной. Это например могут быть, два товара или две группы потребителей, информация о которой необходима для управления отраслью и ее подразделениями.

Эксперименты, проходящие в искусственной обстановке (например, тесты товаров, цены, рекламы), называются лабораторными, а, осуществляемые в реальных условиях - полевыми. Первые - позволяют контролировать посторонние факторы, вторые - не исключают влияния посторонних

факторов.

Полевое исследование с целью сбора информации хотя и является наиболее сложным и дорогим, но в то же время и самым эффективным методом изучения отраслевых процессов. Оно позволяет быстро и всесторонне ознакомиться с требованиями рынка, торговыми подсистемами, методами сбыта, ценами и многими другими условиями. Немаловажное значение имеет также возможность устанавливать личные контакты с потенциальными покупателями, закупать образцы товаров, пользующихся наибольшим спросом на данном рынке и пр.

Этот метод позволяет получать и обрабатывать первичную информацию, которая хотя и обходится дороже, однако дает реальную картину рыночного спроса и требований покупателя к товарам и услугам торговли и позволяет учесть эти результаты при разработке торговой политики. Имитационное моделирование представляет собой математическую, графическую или иную модель контролируемых и неконтролируемых факторов, определяющих стратегию и тактику отрасли и ее подсистем и в последующих экспериментах на модели с целью изучения влияния изменений этих факторов на объект исследования.

Имитационное моделирование дает возможность всестороннего изучения множества факторов, определяющих развитие торговли на разных уровнях управления.

Выбрав наиболее подходящий метод, исследователь должен извлечь из совокупности полученных данных наиболее важные сведения и результаты, обработать их и на этой основе сделать соответствующие выводы и предложе­ния.

Важное место в системе информационного обеспечения отрасли занимают методы, которые используются при проведении экономического анализа и планирования торгово-хозяйственной деятельности. От того, насколько удачно и обосновано выбраны методы решения тех или иных задач в сфере управления отраслью и ее субъектами, зависит точность результатов и уровень затрат на сбор и обработку информации.

В зависимости от конкретных задач в качестве признаков классификации методов могут быть использованы:

- управленческий уровень, на которых принимается решение;

- математический аппарат, используемый при анализе и планировании торгово-хозяйственной деятельности;

- требуемая точность результатов анализа, прогнозирования и планирования;

- цели анализа и направления использования его результатов.

Следует признать, что на современном этапе в торговле все шире используются экономико-математические методы обоснования принимаемых управленческих решений.

С учетом использования математического аппарата методы экономического анализа могут быть сгруппированы следующим образом:

- линейного программировании;

- динамического программирования;

- сетевых графиков;

- теории массового обслуживания;

- теории вероятностей;

- корреляционного анализа;

- регрессионного анализа;

- теории игр;

- дифференциального и интегрального исчисления;

- эвристических моделей.

Более подробное рассмотрение этих методов предусмотрено курсами «экономическая статистика», «математического программирование», а применительно их использование в торговле представлены в разделах и данного учебного пособия.

 

В экономической литературе последнего времени все чаще высказываются предложения о необходимости совершенствования отраслевой информации и методов ее сбора и обработки, приводятся рекомендации по использованию определенных методов и моделей. При этом отмечаются точность и достоверность результатов исследования, которые они обеспечивают.

Однако применять эти предложения на практике достаточно трудно, так как:

1. как правило, они касаются частных вопросов;

2. авторы подходят к решению проблемы с различных позиций, что ведет к разночтению одних и тех же понятий;

3. чаще всего данные предложения сводятся к общим пожеланиям.

Давно назрела острая необходимость в разработке общей теории надежности информационного обеспечения управления торговлей, отсутствие которой отрицательно сказывается на эффективности экономического анализа, планирования и управления торговлей.

Сущность проблемы надежности информационного обеспечения управления торговлей, состоит в следующем. С каждым годом возрастают объемы производства и потребления, что ведет к неуклонному увеличению товарооборота, его структуры, к быстрому обновлению номенклатуры товаров народного потребления. В свою очередь, это сказывается на росте числа торговых предприятий и организаций, на усложненности их связей между собой, с предприятиями других отраслей хозяйства, с органами управления.

Иными словами, усложняется управление отраслью. В этих условиях эффективное управление может быть обеспечено только в том случае, если будет основано на глубоких экономических исследованиях, на всестороннем экономическом анализе, но для этого анализа потребуется более развитое, более сложное информационное обеспечение. Таким образом, усложнение информационного обеспечения управления торговлей является необеспеченным процессом.

Теория и практика утверждают, что усложнение любой системы ведет к снижению надежности ее функционирования, что в полной мере относится к системе информационного обеспечения при прочих равных условиях неизбежно ведет к снижению его надежности. В свою очередь:

1. невысокая надежность информационного обеспечения – неточность результатов, ошибки в планировании торгово-хозяйственной деятельности, нерациональное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов отрасли отрицательно складываются на экономических результатах отрасли и бюджете страны;

2. просчеты в информационном обеспечении ведут к нарушению динамического равновесия на рынке потребительских товаров, к нерациональному развитию розничной торговой сети, неправильному размещению торговых предприятий в городах и снижает качество торгового обслуживания;

3. ошибки в планировании снижают эффективность труда управленческих работников в торговле и ухудшают психологический климат в предприятиях отрасли и ведет к увеличению текучести кадров.

4. несовершенство информационного обеспечения торговли ведет к неконкурентоспособности российских субъектов не только на внешних рынках, но и на внутреннем, где все более сильные позиции занимают зарубежные торговые сети и предприятия.

Главный путь улучшения информационного обеспечения торговли связаны с использованием только надежной, качественной информации.

Надежность – свойство системы информационного обеспечения или отдельной информации выполнить заданные функции в заранее обусловленных условиях.

Наряду с надежностью большое значение имеет эффективность системы информационного обеспечения.

Под эффективностью понимают свойство системы информационного обеспечения управления торговлей выполнять заданные функции с различной степенью возможностей.

Если считать эффективность системы информационного обеспечения идеальной (Ео) в этом случае если ее надежность абсолютная, то она равняется единице.

В реальных условиях абсолютную надежность информационного обеспечения отрасли обеспечит сложно и нецелесообразно. Поэтому в качестве реальной эффективности (Ер) примем эффективность такой системы информационного обеспечения, надежность которой меньше единицы. Между надежностью (Н), реальной (Ер) и идеальной (Ео) эффективностью информационного обеспечения управления торговлей имеется соотношение:

Ер = Ео×Н, Работу с источниками необходимо начинать с определения необходимого их минимума, круга охватываемых ими вопросов; изучения ценности публикуемой информации. - student2.ru

Из всех этих соотношений очевидно, что если реальная эффективность приближается к идеальной, то надежность информационного обеспечения увеличивается, а при их равенстве надежность системы - абсолютна, то есть равна единице.

К сожалению, практические разработки часто получают рекомендации по использованию тех или иных информационных материалов, формул, моделей для анализа и планирования торговли без каких-либо оговорок о границах их применяемости (или об этом говорится очень четко). В этих случаях обеспечить надежность полученной при обработке информации сложно, а эффективность принятых на их основе управленческих решений сомнительна.

Для оценки состояния системы информационного обеспечения в каждом конкретном случае можно использовать следующие показатели: соответствие информационного фонда методам и моделям экономического анализа, определенный уровень точности каждого элемента информационного фонда, определенный уровень адекватности математических моделей экономическим процессам, которые они описывают и т.д.

В связи с вышеперечисленным можно сформулировать требования, которым должны отвечать показатели, содержащие необходимую информацию:

1. между количественными характеристиками должны существовать аналитическая зависимость. Несоблюдение этого условия исключает возможность комплексного решения проблемы надежности и эффективности информационного обеспечения;

2. показатели должны обеспечить возможность контроля и оценки всех факторов, обеспечивающих эффективность системы информационного обеспечения.

3. количественные характеристики должны обеспечивать относительную простоту и точность расчетов, необходимых для оценки надежности информационного обеспечения.

4. показатели должны быть пригодны для оценки основных параметров управляемых процессов.

Подробно проблемы надежности информационных систем изучаются в специальных дисциплинах.

Следует отметить, что эффективность информационных ресурсов отрасли зависит от внутренних факторов и используемых в отрасли методов сбора и обработки информации, но и от развития информационного рынка в РФ.

Существует ряд существенных негативных причин, мешающих развитию информационного рынка. К ним относятся:

- отсутствие координационных проектов, что приводит к многократному дублированию затрат на создание информационных систем и сбор информации о товарных рынках;

- несоответствие потребностям развития информационных систем существующих в настоящее время цифровых кодов и классификаторов информации (исключение составляет ОКПО, являющийся основой создания Единого государственного регистра предприятий и организаций, который ведет Госкомстат России);

- несовершенство правовой базы и нормативно-технических документов, регулирующих вопросы взаимодействия различных органов государственной регистрации с органами государственной статистики;

- необоснованное закрытие ряда показателей финансово-экономичес-кой информации предприятиями и организациями;

- отсутствие регламентов доступа и использования официальной государственной информации (в большинстве ведомств базы несекретных данных не предоставляются в открытом доступе для государственных, а тем более предпринимательских структур и населения).

Таким образом, совершенствование информационных ресурсов торговли и общественного питания напрямую связано с повышением эффективности управления государственными информационными ресурсами и оптимизацией информационного рынка страны.

Наши рекомендации