II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
Фронтальный опрос
— Из каких частей состоит скелет человека?
— Какое значение для человека имеют мышцы?
— Что нужно делать, чтобы развить свои мышцы?
III. Самоопределение к деятельности
— Для чего человек должен есть? (Для того чтобы ходить, бегать, дышать, играть, работать — в общем, чтобы жить.)
— Может ли человек обойтись без пищи? (Только в течение 30-40 дней.)
Сегодня на уроке мы будем говорить о нашем питании.
IV. Работа по теме урока
1. Беседа Питательные вещества
Всю пищу, которую мы съедаем, наш организм разбирает на части.
— Как вы думаете, много ли частей в нашей пище? (Ответы учеников.)
Вся еда, какая бы сложная она ни была, ну, например, маринованный в горчичном соусе осьминог, фаршированный рисом, айвой, черносливом и красным перцем, с гарниром из соленых грибов, печени молодого удава и трех ломтиков лимона, состоит всего из трех главных частей: белков, жирови углеводов.(Г. Юдин)
Белки- наш строительный материал. Клетки строятся из белка, и благодаря этому человек растет. Белка много в мясе, рыбе, сыре, твороге, бобах, орехах.
Углеводы— энергия для нашего организма. Их получают из сахара, разных круп, хлеба, овощей, варенья.
Жиры- продовольственные и топливные склады на черный день (болезнь, голод), «теплое белье» и амортизатор от ударов. Источники жиров — сливочное и растительное масло, маргарин, сметана.
Еще человеку нужны кальций, железо, медь, сера, марганец, цинк, йод и почти все другие вещества, которые есть в природе. А эти вещества могут попасть в наш организм только с разнообразной, богатой витаминами пищей. Витаминов много в овощах ифруктах.
Работа по учебнику
— Прочитайте в учебнике текст на с. 138.
— Какую работу в организме выполняют белки? (Они служат для роста и развития.)
— Какие продукты богаты белками?
— Какую работу в организме выполняют жиры? (Они обеспечивают организм энергией, это запас пищи в период болезни.)
— Какие продукты богаты жирами?
— Какую работу в организме выполняют углеводы? (Это энергия для нашего тела.)
— Какие продукты богаты углеводами?
— Какую работу в организме выполняют витамины? (Они служат для сохранения и укрепления здоровья.)
— Какие продукты богаты витаминами?
3. Выполнение задания в рабочей тетради№ 1 (с. 61).
— Прочитайте задание. С помощью учебника заполните таблицу.
(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)
Практическая работа
(Учитель делит класс на группы икаждой раздает разные продукты. Учащиеся выполняют практическую работе по учебнику пас. 138.)
1. Внимательно изучите этикетки на упаковках различных продуктов. На них указано, какие питательные вещества и в каком количестве содержатся в этих продуктах.
2. Сравните данные о содержании питательных веществ в разных продуктах.
3. Результаты исследования занесите в рабочую тетрадь. Укажите продукты, богатые белками, жирами, углеводами.
(По результатам практической работы ученики заполняют таблицу в рабочей тетради — задание № 2 (с. 62).)
Продукт | Пищевая ценность, г (содержание в 100 г) | |||
Белки | Жиры | Углеводы | Витамины | |
Подсолнечное масло | 99,9 | |||
Молоко «Топтыжка» | 2,9 | 3,2 | 4,6 | Кальций, медь, цинк, С, В„ В6, В12, фолиевая кислота |
Зеленый горошек (консерв.) | 2,4 | 5,0 | ||
Сметана | 2,6 | 3,8 | ||
Говядина (консерв.) |
— В каком из этих продуктов самое высокое содержание белков?
— В каком из этих продуктов самое высокое содержание углеводов?
— В каком из этих продуктов самое высокое содержание жиров? Обведите соответствующее число.
— Какие вещества наиболее полезны вам, детям ?(Белки, так как они нужны для роста и развития человека.)
— В каких из перечисленных продуктов большое содержание белков?
Работа по учебнику
Пищеварительная система
— Прочитайте текст в учебнике на с. 139.
— Изучите по рисунку и тексту строение и работу пищеварительной системы. Приготовьте сообщение.
6. Игра «Путешествие бутерброда»
(Учитель выбирает участников игры: бутерброд, ротовая полость с зубами и языком, глотка, пищевод, желудок, кишечник толстый и тонкий, печень.
Остальные ученики рассказывают и показывают, что происходит с бутербродом в каждом органе.
Ротовая полость — зубы и язык пережевывают, перемешивают, слюна смачивает пищу.
Глотка, пищевод — идет процесс переваривания, пища попадает в желудок.
Желудок — пища переваривается под действием желудочного сока.
Кишечник — заканчивается переваривание пищи.
Печень — в кишечник выделяется желчь, необходимая для переваривания пищи.)
— Какие изменения происходят с пищей в пищеварительной системе? (Она переваривается, то есть делится на части: белки, жиры, углеводы.)
— Что происходит с частями пищи потом? (Через стенки кишечника они всасываются в кровь и разносятся по всем органам.)
Беседа
Правила питания
— Прочитайте в учебнике на с. 140 и обсудите в парах правила рационального питания.
— Какие из них вы выполняете, а какие стали для вас новыми?
— Расскажите о своем режиме питания.
— Что вы едите на завтрак, обед, ужин?
— Почему человек должен питаться разнообразной пищей?
V. Физкультминутка
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали,
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Покружились, повертелись,
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем —
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.