Осн. приемы и пок-ли, использ. для иссл-я распр-я частот
Весь изуч. соц. массив – ген. совок-ть. Д/иссл-я берется какая-то часть. Выборка - это м-д иссл-я, когда из ген. совок-ти отбир-ся некот. ее часть и только она подверг-ся обсл-ю. Ген. и выбороч. совок-ти должны сопоставляться по некот. важ. пр-кам, кот. легко проверяются статистич. м-дами. Если они совпадают, то выборка назыв. представительной, или репрезентативной.
Объем в-ки опр-ся аналитич. задачами иссл-я, а ее репрезент-ть - целевой установкой прогр-мы иссл-я. Именно пр-ма задает образ необх. ген. совок-ти для формир-я в-ки: будет ли это все нас-е страны, региона, города или его отд. группы.
Случайная систематическая выборка - отбор идет через определенные интервалы, например, по спискам студентов, клиентов банка, избирателей и т.п. Имея список работников предприятия и определив объем необходимой выборки, можно установить шаг выборки, например каждый десятый или сотый из списка.
Серийная или гнездовая выборка реализ-ся если есть внутр. стр-ра объекта. На предпр-ии выбир-ся не все подр-я, а наиб. типич., н-р в обл-ти – отд. города и районы, но опять же типич.; в городе это могут быть отд. микрор-ны. Целевая - выборка, в кот. идет выдел-е на основе каких-л. пр-ков, н-р по полу, нац-ти, имущ. полож-ю и т.д. Целенапр. квотная выборка – пропорц. отбор на основании статистики распр-я среди ген. совок-ти задан. сочет-ий паспортных данных респондентов - квот. В социологии также использ-ся выборка как м-д осн. массива - опрос всех присутств. (или 60-70% всей числ-ти). Поср-вом этого м-да, н-р, осущ-ся "зондаж" обществ. мнения.
Выборки бывают одно- и многоступенч., комбинир.. Способы изм-я делятся на две группы:
Приемы, с пом. кот. измеряются колич. пр-ки объектов с т.з.я их физич. пребывания в простр-ве и во времени (удален-ть проживания от столицы, культур. центра, места работы). Частота событий, частота публикаций, вел-на времен. интервалов в использ-ии свобод. и рабоч. вр-ни также характ. соц. процессы с колич. стороны.
Измер-я, относ. к соц. объектам, для кот. не существует общеприн. шкал. Но даже самые слож. соц. явл-я могут быть квантифицированы со стороны их протяж-ти, интенс-ти, повтор-ти. Многое зависит от умения найти или изобрести надежную и убедительную измерительную процедуру.
Нахождение эталона измерения, как правило, осуществляется в три этапа, стадии:
1. Качеств. классиф-я объекта иссл-я. Н-р, изучая ценност. ориентации личности, мы, прежде всего, должны классифиц-ть типы ориентации личности исходя из теоретической концепции и задач исследования.
2. Поиск эмпирич. индик-ов или внеш. пр-ков тех св-в объекта, кот. подд-ся располож-ю в континуум. Индик-р - внешне хорошо различ. пок-ль измен-ти пр-ка. Н-р, высота ртут. столбика термометрa – индик-р темп-ры. Одно и то же соц. св-во, кач-во, пр-к могут фиксир-ся с пом. неск-ких индик-ов, кот. затем сводятся в общий пок-ль-индекс (занятие чел-ка).
3. Проверка работы индик-ра примен-но ко всей изуч. выборке, совок-ти. К примеру, если социологи изучают отн-е людей к труду, то изм-ть его только через выполн-е норм выработки или собл-я трудовой дисциплины не представляется возможным. Труд людей творческой профессии вряд ли можно измерить такими пок-лями.
Точность и правильность измерения зависят от: степени устойч-ти измер. объекта или св-ва; чувствит-ти эталона измер-я (дроб-ти шк.); отсутствия систематич. ошибок измер-я; устойчивости измеряемого пр-ка.
Дроб-ть шк., ее чувствит-ть прямо связ. с "точностью измер-я. Шк. в 10 делений точнее, чем шк. в 3 или 5.
Приемы сбора эмпирич. инф-ции:
1) Наблюдение. Непоср. набл-е за повед-ем людей в опр. ситуации и сразу фиксация рез-тов.
2) Документал. источники - любая инф-я, фиксир. в печат. или рукопис. тексте, на магнит. ленте, на фото-, кино-, видеопленке. В этом смысле знач-е термина отлич от общеупотреб.: обычно док-т- лишь офиц. материалы.
Контент-анализ - это перевод в колич. пок-ли массовой текст. инф-ции с послед. ее статистич. обр-кой. Частота цитир-я того или иного ученого – пок-ль его научного авторитета. Частота упомин-я обществ. деятеля или общ.-полит. движения свидетельствует об их авторитете.
3) Анкет. опросы и интервью. Опросы – незаменим. прием получения инф-ции, явл-ся почти универс. м-дом. Интервью – проводим. по опр. плану беседа, предполаг. прямой контакт интервьюера с респондентом, причем запись ответов произв-ся интервьюером или его ассистентом, возможно, на пленку.