Совокупный спрос и совокупное предложение
Важными понятиями, которые помогают объяснить, каким образом различные факторы совместно определяют динамику национальной экономики, являются совокупный спрос (AD) и совокупное предложение (AS). При этом, в макроэкономике речь идет об общем уровне цен и об общем (совокупном) количестве товаров конечного потребления, произведенных или потребленных в обществе целом. Поэтому совокупный спрос (AD) и совокупное предложение (AS) определяют реальный объем национального производства (реальный ВНП) и общий уровень цен.
Совокупный спрос (AD)- это общее количество товаров и услуг, на которое домашние хозяйства, фирмы, готовы купить при различных уровнях цен. Кривая совокупного спроса (AD, рис.33) имеет отрицательный наклон. Обратная зависимость между уровнем цен и совокупным спросом объясняется действием:
а) “эффекта процентной ставки” - при фиксированном предложении денег. Рост уровня цен увеличивает спрос на деньги, увеличивает процентную ставку и сокращает расходы домашних хозяйств и фирм; снижение уровня цен дает обратный эффект;
Рис.33. Кривая совокупного спроса. |
б) “эффекта богатства” – рост уровня цен сокращает покупательную способность финансовых активов с фиксированной денежной стоимостью, обладатели этих активов реально становятся беднее и тратят меньше на приобретение товаров и услуг; снижение уровня цен дает обратный эффект;
в) “эффекта импортных закупок” - при повышении уровня цен уменьшается совокупный спрос на отечественные товары и услуги и растет спрос на импорт и наоборот, снижение уровня цен (относительно уровня цен в других странах) увеличивает экспорт и сокращает импорт, увеличивая совокупный спрос на отечественные товары и услуги.
К неценовым факторам совокупного спроса относят: изменения в потребительских расходах (динамика доходов потребителя, ожидание потребителя, задолженность потребителя, налоги); изменения в инвестиционных расходах (динамика процентных ставок, ожидаемые прибыли от инвестиций, налоги с предприятий, технологии, избыточные мощности); изменения в государственных расходах; изменения в расходах на чистый экспорт.
Например, для потребителей рост богатства, сокращение задолженности, снижение налогов приведет к увеличению потребительских расходов и сдвинет кривую совокупного спроса вправо.
Для фирм более высокие процентные ставки, ухудшение ожиданий прибыли, более высокие налоги и избыточные мощности сокращают инвестиционные расходы и сдвигают кривую совокупного спроса влево. Увеличение (уменьшение) государственных расходов ведет к увеличению (уменьшению) совокупного спроса и сдвигают кривую совокупного спроса вправо (влево). Действие неценовых факторов AD приводит к сдвигу кривой совокупного спроса либо вправо – вверх, либо влево – вниз.
Таким образом, следует отличать изменения в объеме совокупного спроса(AD), вызванные изменениями в уровне цен от изменений в совокупном спросе(AD) под воздействием неценового фактора. В первом случае мы наблюдаем движение по кривой совокупного спроса (AD), во втором – сдвиг кривой совокупного спроса (AD) вправо (совокупный спрос растет) или влево (совокупный спрос сокращается).
Рис.34а. |
Совокупное предложение (AS) показывает уровень наличного объема реального ВНП при каждом возможном уровне цен. Совокупное предложение - модель, заданная кривой AS. Форма кривой совокупного предложения зависит от средних издержек (АС), а потому и от цен, которые возмещают фирмам их издержки и позволяют получать прибыль при увеличении объема реального ВНП. Кривая AS описывает зависимость между общим уровнем цен и национальным объемом производства.
Кривая совокупного спроса имеет три отрезка (см. рис.34). Кейнсианский отрезок кривой AS (1): если экономика испытывает спад или депрессию, горизонтален. В этой ситуации расширить производство (увеличить объем реального ВНП) можно без увеличения АС и повышения уровня цен, так как существует избыток всех ресурсов. На промежуточном отрезке (2) кривая совокупного предложения наклонена привычным образом: в производстве появляются узкие места, увеличение объема реального ВНП сопровождается ростом цен. Классический отрезок кривой совокупного предложения (3) вертикален. Он соответствует состоянию полной занятости. Точка F показывает потенциальный объем реального ВНП, который невозможно превзойти. Поэтому в ответ на увеличение совокупного спроса на этом отрезке AS растет только уровень цен.
Рис. 34. Кривая совокупного предложения. |
Кривая совокупного предложения может сдвигаться под действием неценовых факторов, которые определяют издержки на единицу продукции. К неценовым факторам совокупного предложения относят: изменение цен на ресурсы (цены на внутренние производственные ресурсы, цены на импортируемые ресурсы, господство на рынке); изменения в производительности; изменения в экономической политике (налоги и субсидии; государственное регулирование). Например, предложение внутренних ресурсов увеличится, и цены на них снизятся за счет привлечения эмигрантов и удлинения продолжительности рабочей недели. То же произойдет в случае открытия новых месторождений полезных ископаемых или осушения болот. В этом случае совокупное предложение увеличится. Господство профсоюзов на рынке труда может поднять зарплату выше равновесного уровня, что повлечет за собой уменьшение совокупного предложения. Снижение налогов и дерегулирование деятельности фирм улучшают условия для бизнеса, увеличивают совокупное предложение - кривая AS сдвигается вправо вниз. Так же как и в случае с кривой совокупного спроса (AD) изменения в объеме совокупного предложения (AS) происходят вследствие изменения уровня цен и отражаются движением по кривой совокупного предложения (AS). Изменения совокупного предложения (AS) обусловлены неценовыми факторами и приводят к сдвигу кривой совокупного предложения (AS) влево (совокупное предложение уменьшается) или вправо (совокупное предложение увеличивается).