Раздел VII. Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) предприятия
Понятие и тенденции международного разделения труда (МРТ)
МРТпредставляет собой специализацию отдельных стран на производстве определённых видов товаров и услуг, которыми эти страны обмениваются между собой.
По мере экономического развития и углубления специализации стало невозможным выпускать продукцию постоянно расширяющейся номенклатуры в рамках отдельных стран. Тенденция к расширению международного обмена товарами сталкивается с противоположной тенденцией к автаркии, т.е. экономической самообеспеченности одной страны или группы стран.
В результате развития МРТ сложился мировой рынок, т.е. совокупность национальных рынков отдельных стран, связанных друг с другом международными экономическими отношениями.
Мировой рынок зародился в 16 веке, в период великих географических открытий и способствовал возникновению и развитию крупного промышленного производства.
Чем выше экономический уровень развития страны, тем активней и многообразней формы её внешнеэкономической деятельности.
Формы ВЭД предприятия
ВЭД предприятия (организации) – это деятельность, связанная с перемещением денег, товаров, капиталов, технологий и услуг через государственную границу. В настоящее время основной формой ВЭД предприятий России является внешнеторговая деятельность. По действующему законодательству в России практически любое предприятие или организация имеют право самостоятельного выхода на внешний рынок.
ВЭД осуществляется в двух направлениях:
- импорт, т.е. ввоз в страну товаров, капиталов и услуг;
- экспорт, т.е. вывоз из страны товаров, капиталов и услуг.
Цели импорта:
1) расширение производства и увеличение прибыли за счёт захвата новых внутренних рынков;
2) модернизация и расширение МТБ предприятия за счёт закупки высококачественного и производительного импортного оборудования;
3) обогащение ассортимента национального потребительского рынка.
Целиэкспорта:
1) расширение производства и прибыли за счёт захвата новых внешних рынков;
2) повышение технического уровня производства;
3) увеличение валютных ресурсов предприятия.
Внешнеторговый контракт
Для оформления внешнеэкономической сделки составляется внешнеторговый контракт – это документ, в котором наиболее полно отражены условия договора купли-продажи между импортёром (покупателем) и экспортёром (продавцом). Внешнеторговый контракт предусматривает обязательства одной стороны (экспортёра) передать товар в собственность другой стороне (импортёру), которая обязуется принять этот товар и уплатить за него соответствующую цену.
Внешнеторговый контракт включает несколько разделов, каждый из которых согласовывается между продавцом и покупателем в ходе переговоров. Текст контракта начинается с преамбулы, где указываются дата и место подписания контракта, полное юридическое наименование сторон.
Раздел I. Предмет контракта.
Раздел II. Качество товара.
Раздел III. Цена и общая сумма контракта.
Раздел IV. Срок поставки.
Раздел V. Условия платежа (валюта, место, срок и способ платежа).
Раздел VI. Сдача-приёмка (место, сроки сдачи-приёмки, проверка количества и качества товара).
Раздел VII. Упаковка и маркировка товара.
Раздел VIII. Санкции (за недобросовестное выполнение условий контракта).
Раздел IХ. Арбитраж (определяется порядок разрешения споров при исполнении контракта между сторонами).
Раздел Х. Форс-мажор. (Форс-мажор – это обстоятельства непреодолимой силы, препятствующие исполнению контракта, которые невозможно было предвидеть в момент подписания договора )стихийные бедствия, войны, блокады, забастовки, эпидемии и др.)
Раздел ХI. Прочие условия.
Раздел ХII. Юридические адреса сторон.