Общая характеристика структуры снс
Современная СНС ООН обладает очень сложной структурой. Она дает возможность проанализировать панораму процессов, протекающих в хозяйственной жизни страны. СНС ООН охватывает свыше 500 различных стандартных счетов, которые дополняются 26 вспомогательными таблицами. В этих таблицах содержится более развернутая информация по отдельным статьям стандартных счетов, представленная в виде подробной классификации экономических показателей на основе различных критериев. В счетах и таблицах находит отражение все многообразие экономических операций, протекающих в рамках основных фаз единого хозяйственного оборота.
СНС дает ступенчатую картину экономических процессов в стране, включая информацию по стандартному набору (для всех секторов экономики) счетов, в которых и регистрируются операции, относящееся к основным фазам экономического процесса.
В данное время имеется 8 таких фаз:
1) производство и образование доходов;
2) распределение и перераспределение доходов;
3) образование "располагаемого дохода" и его использование на потребление и накопление;
4) формирование источников финансирования капитальных затрат;
5) инвестиции;
6) приобретение финансовых активов;
7) изменения в активах, не связанные с нормальными экономическими процессами (в результате стихийных бедствий, катастроф, войн);
8) формирование активов и пассивов.
Далее, все счета в СНС подразделяются на 3 класса, в рамках которых они объединяются по степени и целям их детализации. Причем и каждом их этих классов используются различные схемы счетов. К 1-му классу относятся сводные счета, которые характеризуют состояние экономики в целом и выявляют первостепенные макроэкономические пропорции. Н самом общем виде в таких агрегированных счетах отражается производство ВВП и расход на него. Поэтому счета 1-го класса получили еще наименование консолидированных. Среди них выделяют счет ВВП и расходов на него, счет располагаемого национального дохода и его распределения, счет финансирования капитальных затрат и счет внешних операций.
В счетах 2-го класса в более развернутом виде представлена информация, содержащаяся в счетах 1-го класса. Она отражает процессы создания и использования отдельных видов благ и услуг, а также имеющиеся в наличии ресурсы. С одной стороны, счета 2-го класса охватывают счета ресурсов и использования различных благ и услуг, среди которых отдельно фигурируют счета товаров и прочих благ и услуг. С другой - сюда включаются счета производства, которые характеризуют стоимостный состав валового выпуска по отраслям производства товаров и по производителям услуг. В эту же категорию входят следующие счета: рыночных благ и услуг; прочих (нерыночных) благ и услуг (услуг отраслей производства товаров; частных некоммерческих организаций, услуг, предоставленных одними домашними хозяйствами другим).
Счета 3-го класса составляются по институциональным секторам экономики и объединяют счета доходов и расходов, а также финансирования капитальных затрат.
В системе национальных счетов выделяют следующие сектора экономики:
• нефинансовые корпоративные и квазикорпоративные предприятия, занятые производством товаров и услуг, реализуемых на рынке;
• финансовые учреждения и корпорации;
• органы государственного управления;
• частные некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства;
• домашние хозяйства (как потребители и как предприниматели).
Итак, система национальных счетов имеет большое практическое значение, поскольку позволяет рассчитывать ВВП как обобщающий показатель состояния экономики. Она служит концептуальной основой для согласования и совместного применения различных систем экономической статистики, проведения детального анализа процессов, протекающих в хозяйстве страны, составления прогноза и стратегических планов ее развития и т.д.
Идеальных систем в мире не существует. СНС (в силу поставленной цели) не лишена недостатков, которые ограничивают ее значение при анализе экономических явлений и определении направления политики государственной власти. Основные недостатки системы национальных счетов:
1) современные СНС являются удобной формой прогнозирования производства в его физическом выражении, однако они в меньшей степени подходят для планирования в стоимостном выражении;
2) представляя относительно неполные сведения о доходах, они плохо приспособлены для синтетического анализа: производство - цена - доходы - инвестиции - на уровне органов, принимающих решения;
3) несмотря на проведенное усовершенствование, современные системы национальных счетов пока еще слишком ориентированы на явления рыночной экономики и плохо отражают деятельность обобществленных служб, недостатки и преимущества обобществленного хозяйства;
4) современные СНС дают статичную, чересчур монолитную картину экономики, что не позволяет проводить точный анализ ее структур;
5) задуманные в макроэкономическом ключе и отличающиеся высоким уровнем агрегирования, системы национальных счетов в большей степени пригодны для изучения общих направлений экономической политики, чем для выработки решений, связанных с вмешательством государства в конкретные области деятельности (жилье, здравоохранение, научные исследования и др.).