Тема 4. ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Изучив этот раздел курса, студент должен

знать:

· факторы, под влиянием которых формируется спрос и предложение;

· различия между нормальными и низшими товарами, субститутами и комплементами;

· последствия дефицита и избытка товаров, а также действия государства, связанные с возникновени­ем дефицита и избытка;

· экономическую суть эластичного, неэластичного, аб­солютно эластичного, абсолютно неэластичного спроса и спроса с единичной эластичностью по цене;

· области практического применения те­ории эластичности для решения микроэкономических проблем при разработке ценовой стратегии отдельной фирмы, а также при осуществлении макроэкономического регулирования экономики государством;

· экономическое содержание категорий «полезность», «общая полезность», «предельная полезность»;

· смысл первого и второго законов Госсена;

· правило максимизации полезности;

· определения кривой и карты безразличия, их свойства и графическую интерпретацию на плоскости;

· экономический смысл и графическую интерпретацию предельной нормы замещения, бюджетного ограничения для набора из двух товаров при заданных ценах и доходе потребителя,факторы, определяющие положе­ние бюджетной линии на графике;

уметь:

· объяснить различие между понятиями «спрос» и «объем спроса», «предло­жение» и «объем предложения», различать факторы, воздействующие на изменение объема спроса и на изменение спроса, объема предложения и на изменение предложения;

· различать кардиналистскую и ординалистскую концепции полезности;

· строить карты безразличия для совершенных субститутов и жестких комплементов;

· обосновать воздействие изменения дохода или цены одного товара на положение равновесия потребителя,

· строить кривые уровня жизни («доход-потребление»), Энгеля, «цена-потребление»;

владеть:

· навыками анализа рыночной ситуации на основе модели «спрос-предложение»;

· методикой определения потребителем оптимального решения.

Тема 3. СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ И РЫНОК

План:

3.1 СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ

3.2 РАВНОВЕСИЕ НА РЫНКЕ ТОВАРА

3.3 ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Логику поведения главных субъектов рынка - покупателей и продавцов - отражают две рыночные силы - спрос и предложение. Итогом их взаимодействия становится сделка - соглашение о купле продаже товара в определенном количестве и по определенной цене.

СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Понятие спроса

Спрос (D - demand) - это обобщающий термин, описывающий поведение покупателей. Для его характеристики используюттакие понятия, как объем спроса, функция спроса, кривая спроса, закон спроса.

Объем спроса (Qd - quantity) на товар - это количество товара, которое покупатели желают приобрести за некоторый промежуток времени и имеют возможность сделать это.

Если мы рассмотрим ситуацию, складывающу­юся на рынке какого-либо товара, то легко заметим, что между ценой товара и количеством проданного (реализо­ванного) товара существует определенная связь.

Q
D
P

Чем ниже цена товара, тем большее его количество (при прочих равных, условиях) готовы купить покупатели, тем выше на него спрос. Например, при цене в 60 руб. покупатели готовы купить лишь одну единицу блага X, при цене в 30 руб. — три единицы, при цене в 20 руб. — четыре единицы и т.д. Зависимость количества проданных благ от уровня цен может быть изображена графически (рис. 3-1):

Рис. 3-1. Кривая спроса

Кривая спроса — кривая, показы­вающая, какое количество экономичес­кого блага готовы купить покупатели по разным ценам в данный момент времени.

В экономической теории принято откладывать независимую переменную (цену) по вертикальной, а зависимую (объем спроса) — по горизонтальной оси.

Изображенная кривая харак­теризует состояние цен и объема покупок товара Х в определен­ный момент времени. Она является убывающей (или, как говорят экономисты, имеет отрица­тельный наклон), что свидетельствует о желании потребителей купить большее количество благ при меньшей цене.

Наклон линии

x
y
y=f(x)

Когда величины переменных x и y изменяются в противоположных направлениях, между ними существует отрицательная, или обратная, зависимость. Она изображается на графике в виде нисходящей (убывающей) линии y = f(x) (рис.3-2) .

Рис. 3-2. Убывающая линия
Рис. 3-3. Возрастающая линия

Когда величины обеих переменных x и y изменяются в одном и том же направлении, между ними существует положительная, или прямая, зависимость. Она изображается на графике в виде восходящей (возрастающей) линии y = f(x) (рис. 3-3).

Наклон линии в какой-то ее точке определяется тангенсом угла касательной, проведенной через эту точку кривой, и положительным направлением оси 0x (рис. 3-4). Наклон кривой MN в точке А определяется tg α; поскольку угол α является тупым, т.е. большим, чем 90о, значение тангенса будет отрицательным. Это справедливо для любой точки убывающей кривой, поэтому наклон нисходящей линии является отрицательным.

Рис.3.-4. Наклон линии MN в точке А равен tg α
α
A
N
M
x
y

В случае восходящей линии для каждой точки значение тангенса будет положительным, поэтому говорят, что возрастающие линии имеют положительный наклон.

x=b
x
y

Рис.3-5. Линия с нулевым наклоном
y=a
x
y

Если с изменением значения независимой переменной значение зависимой не меняется, линия имеет нулевой наклон (рис. 3-5).

Рис.3-6. Линия с наклоном, равным бесконечности

Если одному и тому же значению независимой переменной соответствует бесконечное число значений зависимой, то наклон линии равен бесконечности (рис. 3-6).

В общем виде кривая спроса задается уравнением Qd=f(P), где Qd — объем спроса; Р — цена (price).

Наши рекомендации