Тема 4. ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
Изучив этот раздел курса, студент должен
знать:
· факторы, под влиянием которых формируется спрос и предложение;
· различия между нормальными и низшими товарами, субститутами и комплементами;
· последствия дефицита и избытка товаров, а также действия государства, связанные с возникновением дефицита и избытка;
· экономическую суть эластичного, неэластичного, абсолютно эластичного, абсолютно неэластичного спроса и спроса с единичной эластичностью по цене;
· области практического применения теории эластичности для решения микроэкономических проблем при разработке ценовой стратегии отдельной фирмы, а также при осуществлении макроэкономического регулирования экономики государством;
· экономическое содержание категорий «полезность», «общая полезность», «предельная полезность»;
· смысл первого и второго законов Госсена;
· правило максимизации полезности;
· определения кривой и карты безразличия, их свойства и графическую интерпретацию на плоскости;
· экономический смысл и графическую интерпретацию предельной нормы замещения, бюджетного ограничения для набора из двух товаров при заданных ценах и доходе потребителя,факторы, определяющие положение бюджетной линии на графике;
уметь:
· объяснить различие между понятиями «спрос» и «объем спроса», «предложение» и «объем предложения», различать факторы, воздействующие на изменение объема спроса и на изменение спроса, объема предложения и на изменение предложения;
· различать кардиналистскую и ординалистскую концепции полезности;
· строить карты безразличия для совершенных субститутов и жестких комплементов;
· обосновать воздействие изменения дохода или цены одного товара на положение равновесия потребителя,
· строить кривые уровня жизни («доход-потребление»), Энгеля, «цена-потребление»;
владеть:
· навыками анализа рыночной ситуации на основе модели «спрос-предложение»;
· методикой определения потребителем оптимального решения.
Тема 3. СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ И РЫНОК
План:
3.1 СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ
3.2 РАВНОВЕСИЕ НА РЫНКЕ ТОВАРА
3.3 ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Логику поведения главных субъектов рынка - покупателей и продавцов - отражают две рыночные силы - спрос и предложение. Итогом их взаимодействия становится сделка - соглашение о купле продаже товара в определенном количестве и по определенной цене.
СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Понятие спроса
Спрос (D - demand) - это обобщающий термин, описывающий поведение покупателей. Для его характеристики используюттакие понятия, как объем спроса, функция спроса, кривая спроса, закон спроса.
Объем спроса (Qd - quantity) на товар - это количество товара, которое покупатели желают приобрести за некоторый промежуток времени и имеют возможность сделать это.
Если мы рассмотрим ситуацию, складывающуюся на рынке какого-либо товара, то легко заметим, что между ценой товара и количеством проданного (реализованного) товара существует определенная связь.
Q |
D |
P |
Чем ниже цена товара, тем большее его количество (при прочих равных, условиях) готовы купить покупатели, тем выше на него спрос. Например, при цене в 60 руб. покупатели готовы купить лишь одну единицу блага X, при цене в 30 руб. — три единицы, при цене в 20 руб. — четыре единицы и т.д. Зависимость количества проданных благ от уровня цен может быть изображена графически (рис. 3-1):
Рис. 3-1. Кривая спроса
Кривая спроса — кривая, показывающая, какое количество экономического блага готовы купить покупатели по разным ценам в данный момент времени.
В экономической теории принято откладывать независимую переменную (цену) по вертикальной, а зависимую (объем спроса) — по горизонтальной оси.
Изображенная кривая характеризует состояние цен и объема покупок товара Х в определенный момент времени. Она является убывающей (или, как говорят экономисты, имеет отрицательный наклон), что свидетельствует о желании потребителей купить большее количество благ при меньшей цене.
Наклон линии
x |
y |
y=f(x) |
Когда величины переменных x и y изменяются в противоположных направлениях, между ними существует отрицательная, или обратная, зависимость. Она изображается на графике в виде нисходящей (убывающей) линии y = f(x) (рис.3-2) .
Рис. 3-2. Убывающая линия |
Рис. 3-3. Возрастающая линия |
Когда величины обеих переменных x и y изменяются в одном и том же направлении, между ними существует положительная, или прямая, зависимость. Она изображается на графике в виде восходящей (возрастающей) линии y = f(x) (рис. 3-3).
Наклон линии в какой-то ее точке определяется тангенсом угла касательной, проведенной через эту точку кривой, и положительным направлением оси 0x (рис. 3-4). Наклон кривой MN в точке А определяется tg α; поскольку угол α является тупым, т.е. большим, чем 90о, значение тангенса будет отрицательным. Это справедливо для любой точки убывающей кривой, поэтому наклон нисходящей линии является отрицательным.
Рис.3.-4. Наклон линии MN в точке А равен tg α |
α |
A |
N |
M |
x |
y |
В случае восходящей линии для каждой точки значение тангенса будет положительным, поэтому говорят, что возрастающие линии имеют положительный наклон.
x=b |
x |
y |
Рис.3-5. Линия с нулевым наклоном |
y=a |
x |
y |
Если с изменением значения независимой переменной значение зависимой не меняется, линия имеет нулевой наклон (рис. 3-5).
Рис.3-6. Линия с наклоном, равным бесконечности |
Если одному и тому же значению независимой переменной соответствует бесконечное число значений зависимой, то наклон линии равен бесконечности (рис. 3-6).
В общем виде кривая спроса задается уравнением Qd=f(P), где Qd — объем спроса; Р — цена (price).