Религиозные и экономические воззрения Древнего Мира
Поволжская государственная социально - гуманитарная академия
Доклад на тему:
«Религиозные идеи и экономика»
Михеевой Валерии
Студентки II курса
Экономического факультета
Группы 21 п/о
Руководитель:
Помякшев Николай Филиппович
Самара 2013 год
Оглавление
Религиозные и экономические воззрения Древнего Мира
Религиозные и экономические воззрения средневековья
Индустриальное и постиндустриальное общество
Заключение
Литература
Религиозные и экономические воззрения Древнего Мира
Хозяйственная деятельность людей существует столько, сколько и человеческая цивилизация. Параллельно с возникновением этого вида деятельности началось формирование представлений человека о нём. В древности экономические идеи тесно увязывались с религиозными взглядами, правовыми, нравственными представлениями людей и излагались в юридических документах, философских и богословских трактатах. Пример такого положения вещей находим в Древней Греции, которая и подарила миру слово «экономика».
Чтобы разобраться во взаимосвязи религии и экономики древних людей, необходимо вспомнить, что же представляет собой Древний Мир. Большое количество войн привело к возникновению у всех культур культа «Бога войны». В Греции люди поклонялись Аресу, в Риме - Марсу, в Египте войнам покровительствовал Монту и т. д. Особым почитанием пользовалась Мать-земля, что отражало роль развивающегося земледелия; в почёте была охота (Греция – Деметра, Артемида, Рим – Диана, Либер, Палее, Египет – Осирис).
Эталоном у греков был разносторонне развитый человек, обладающий познаниями в различных областях науки и атлетически сложенным телом. Стоит отметить пренебрежение греков к физическому труду и любовь к различным развлечениям. Таким были и олимпийские боги: красивыми, праздными и могущественными титанами, которые олицетворяли природные явления, которые не поддавались объяснению у древних греков. Физическую же работу выполняли рабы. Таким образом, мы видим, что религиозные представления греков способствовали резкому социальному расслоению и закрепощению отдельных слоёв общества.
В свою очередь Египет не нуждался в рабах, так как рабами выступали сами граждане. Пример Египта еще раз убеждает о первостепенном для государства значении экономики – основы развития народа и государства. Идеология и одно из ее проявлений – религия призвана обеспечивать экономическое развитие. На протяжении тысячелетий в Египте последовательно менялись около десятка религий: фетишизм, культы природы, культ бога Ра, затем бога Атона, в последствии – бога Амона, христианство, мусульманство. Менялись религии, но оставался египетский народ, государство. Незыблемыми оставались цели экономической политики государства – жизнеобеспечение населения страны. Для достижения этих целей необходимо было в течение тысячелетий создавать и поддерживать ирригационные сети, искать в стране и за ее пределами полезные ископаемые, обеспечивать хозяйство рабочей силой. Ради получения полезных ископаемых и рабов египетские фараоны постоянно вели войны, которые в конечном итоге разоряли страну и неоднократно приводили к распаду единого египетского государства и даже завоеванию его иностранцами. Таким образом, хотя войны и велись для решения экономических проблем, но они же истощали экономику страны и вели к распаду государства.
В целом огосударствление экономики, тотальная регламентация общественной жизни были связаны с важнейшей чертой египетского общества – стремлением к стабильности и неизменности во всем: экономике, социально-культурной и политической жизни. Поддержанию стабильности египетского общества служили деспотизм правителей, религия, обычаи и законы. Стремление к неизменности наложило отпечаток на развитие труда и человека в Древнем Египте. Экономика почти не развивалась, постоянно воспроизводя прежние формы и отношения. Строгое распределение обязанностей, наличие догм создавали атмосферу покорного и законопослушного человека, который должен с мужеством переносить все невзгоды и принимать наказания как должное, чтобы иметь достойную жизнь после смерти. Именно этим объясняется такое обилие богов, отвечающих за порядок в Загробном мире (Осирис, Анибус, Сет и т. д.). Да что говорить о невидимых владыках, если сам фараон был посредником между людьми и богами. Следовательно, не подчинение его приказам было невозможным.
В Индии очень велико было значение бога Брахмы. Он установил отношения между людьми. Велико было социальное расслоение, но оно было не имущественное, а кастовое. Брахма из уст своих сделал брахманов – обучение ведам, раздача милостыни, жертвоприношение; из рук получились кшатрии – воинское дело, охрана; из бедёр – вайшью – пасти скот, заниматься торговлей; из ступней шудры- со смирением обслуживать вышестоящие касты. Были рабы, но они не имели прав и не входили в касты. Высшие касты имели лучшие участки земли, имели больше рабов, платили меньше налогов.
Если Индия - царство религий, то Китай являет собой цивилизацию иного типа. Истинный китаец выше всего ценил как раз материальную оболочку, то есть свою жизнь. Величайшими и общепризнанными пророками здесь считались прежде всего те, кто учил жить достойно и в соответствии с принятой нормой, жить ради жизни.
В Китае тоже есть высшее божественное начало - Небо. Но китайское Небо - это не Яхве, не Иисус, не Аллах, не Будда. Это высшая верховная всеобщность, строгая и безразличная к человеку. Её нельзя любить, с ней нельзя слиться, ей невозможно подрожать. В системе китайской мысли существовали, кроме Неба, и Будда, и Дао.
Жрецов Древний Китай не знал. Обязанности первосвященника в ритуалах исполнял сам правитель, а функции ассистировавших ему жрецов выполняли служившие правителю чиновники. Эти жрецы-чиновники в первую очередь были чиновниками государственного аппарата, помощниками правителя. Жреческие функции они обычно выполняли в дни обрядов и жертвоприношений. Это привело к развитию материальной культуры, которая способствовала изобретению фарфора, пороха, шёлка, бумаги. В древние времена известным источником был трактат Гуань-Цзы: