С) Чистые иностранные инвестиции;

D) Инвентаризационная стоимость капитала;

Е) Фонды, которые не могут быть использованы для закупки потребительских товаров.

36. Что из перечисленного включается в состав ВНП?

А)Услуги домашней хозяйки;

В) Стоимость нового учебника в книжном магазине;

С) Покупка у соседа подержанного автомобиля;

D) Покупка новых акций у брокера;

Е) Выращивание картофеля на собственном участке для личного потребления.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература:

1. Агапова Т. А., Серегина С.В.. Макроэкономика. Тесты. М., ДиС, 2005

2. Капканщиков С.Г. Макроэкономика. – М.: Кнорус. 2010

3. Курс экономической теории. Под ред. А. М. Сидоровича. М.: ДиС, 2007.

4. Макроэкономика: экзаменационные ответы. Учебное пособие/Под общ. Ред. проф. Н.П. Кетовой, проф. В.Н. Овчинникова. Ростов н/Д: Эверест, 2011.

5. Мэнкью Г. Принципы макроэкономики. – Спбю: Питер, 2003.

6. Макроэкономика. Учебник/Под ред. Сидоровича А.В, - М.: Деловой мир, 2002.

7. Никифоров А., Антипина О., Миклашевская Н. Макроэкономика. М., ДиС, 2008.

8. Тарасевич Л., Гребенников П., Леусский А. Макроэкономика. М., Высшее образование, 2007.

9. Экономическая теория / Под ред. О.С.Белокрыловой. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.

10. Экономическая теория / Под ред. Игнатовой Т.В. Ростов н/Д: СКАГС, 2007

б) дополнительная литература:

1. Анисимов А.А., Артемьева Н.В., Тихонова О.Б. Макроэкономика. – М.: Юнити-Дана. 2010

2. Бугаян И.Р., Маличенко И.П., Корчагин Ю.А. Современная макроэкономика. Серия: высшее образование. Ростов н/Д.: Феникс. 2009

3. Васильев В.П. Государственное регулирование экономики. – М.: ДиС. 2008

4. Киселева Е.А. Макроэкономика. Курс лекций. М.: Эксмо-Прес, 2006.

5. Попов Г.Об экономическом кризисе 2008 года// Вопросы экономики. 2008. №12

6. Практикум по основам экономической теории. Под ред. Иванова И., М., «Вита – Пресс», 2002 г.

7. Трансформационная экономика России /под ред. Бузгалина А.В. М.: Финансы и статистика, 2006.

8. Шкваря Л. Мировая экономика в схемах и таблицах. М., Мирбис, 2005 г.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

http://incampus.ru/campus.aspx?id=10433247&tab=3#tab=3&pager0=2 (Учебно-методические ресурсы Фурса Е.В. на Цифровом кампусе ЮФУ)

http://dbs.sfedu.ru/pls/rsu/umr.umr_show?p_per_id=3759 (Учебно-методические ресурсы Фурса Е.В. на ИИК ЮФУ)

http://economicus.ru/site/grebenikov/E_Macro/index.html (Электронный учебник по макроэкономике)

http://www.libertarium.ru/library — библиотека материалов по экономической тематике

http://www.finansy.ru — материалы по социально-экономическому положению и развитию в России

http://www.ise.openlab.spb.ru/cgi-ise/gallery — Галерея экономистов http://www.nobel.se/economics/laureates — Лауреаты Нобелевской премии по экономике

http://www.almaz.com/nobel/economics — Лауреаты Нобелевской премии по экономике

http://www.cbr.ru — Официальный сайт Центрального банка России (аналитические материалы)

http://www.rbc.ru — РосБизнесКонсалтинг (материалы аналитического и обзорного характера)

http://www.budgetrf.ru — Мониторинг экономических показателей

Материально-техническое обеспечение дисциплины

Использование на занятиях со слушателями интерактивной доски, а также компьютерного класса для решения тестовых заданий и типовых задач (количество компьютеров по числу обучающихся.

Автор (ы) _____Фурса Е.В._______________________

Рецензент (ы) ____Вольчик В.В._____________________

Программа одобрена на заседании ____________________________________________

(Наименование уполномоченного органа вуза (УМК, НМС, Ученый совет)

от ___________ года, протокол № ________.

ПРИЛОЖЕНИЕ

1. Деловая игра «Антикризисная политика государства»

Цель игры.

Освоение приемов группового анализа ситуаций и разработки управленческих решений, направленных на регулирование кризисного положения; развитие навыков обоснования решения и поиска согласия интересов различных социальных групп, участвующих в экономическом процессе; освоение принципов демократического управления.

Содержание и организация игры.

Игра проводится в семь этапов, каждый из которых имеет собственные учебные цели:

Первый этап игры. Введение ситуации посредством шкалы тенденций, происходящих в экономике. Ситуации задаются по пяти параметрам: выпуск продукции, занятость населения, инвестиционный климат, цены, обменный курс доллара (инфляция). При модификации игры возможны другие ситуации. Группы проводят предварительный анализ ситуации.

Второй этап игры. Распределение ролей. Учебная группа разбивается на четыре подгруппы, каждая из которых проводит анализ ситуации и разработку управленческих решений, исходя из интересов той социальной группы, которую она учитывает и защищает. Выделение социальных групп может быть различным, и это позволяет модифицировать деловую игру. Один из вариантов: государство, предприниматели (акционеры, крупные предприятия), инвесторы, профсоюзы (трудящиеся, работники).

Третий этап игры. Всем группам выдается по 100 карточек возможных управленческих решений, которые они анализируют, исходя из оценки и понимания ситуации, а также из потребности защиты собственных интересов. Им надо выбрать пять управленческих решений, реализация которых может изменить ситуацию в лучшую, по их мнению, сторону. Выбор решения сопровождается групповой дискуссией, обменом опытом и мнениями. Постепенно в группе появляется неформальный лидер, который управляет процессом обсуждения и в последующем будет представлять общее мнение группы.

Четвертый этап. Предложение каждой из групп пяти управленческих решений для общего обсуждения. Развернутое обоснование решений. Представление аргументов и контраргументов. Взаимодействие групп. Снятие противоречий в решениях. Предложение решений, не предусмотренных выданными карточками. Поиск баланса интересов по заданным условиям игры.

Пятый этап. Если общее решение не найдено, согласование решений по социальных интересам не достигнуто, проводится голо сование предложенных управленческих решений и последующий анализ результатов голосования и изменений ситуации по решениям, принятым демократическим путем.

Шестой этап. Представление поведения групп в условиях принятых решений (новой ситуации). Каждая группа называет три главных фактора поведения. Проводится обоснование и обсуждение этих факторов.

Седьмой этап. Подведение итогов игры. Формулирование позитивных принципов коллективной разработки управленческих решений и балансирования социальных интересов.

Методические рекомендации.

При постановке ситуации задаются изменения параметров экономического развития по шкале позитивных и негативных изменений (тенденции к плюсу или минусу). Выбираются не более пяти решений. Этого достаточно для изменения ситуации, представления позиции группы и отражения интересов в содержании решений. Такое количество предлагаемых решений облегчает также поиск согласия. Условия согласования решений: одно решение должно быть одобрено тремя группами, два решения одобрено двумя группами, одно решение может быть одобрено одной группой, одно решение является резервом государства. Оно принимается без одобрения и только в последний момент. В этом выражается приоритет государства в управлении экономикой.

Предлагаемые решения фиксируются в специальных карточках или на доске. Их анализ является импульсом для борьбы мнений, поиска согласия, получения итогового набора решений. Голосование при невозможности достижения согласия проводится индивидуально всеми участниками игры. По принятому варианту управленческих решений группы заново оценивают ситуацию и определяют свое поведение в этой ситуации. Реакция различных социальных групп дается в перечне факторов поведения, которые выбираются в количестве не более трех из предложенных специальных карточек. Итог игры подводит преподаватель, возможно, с участием специальной, выбранной из слушателей группы экспертов. Итоги формулируются в виде принципов разработки управленческих решений, защиты и обоснования интересов социальных групп, поиска позитивного и эффективного взаимодействия, умения находить главное, оценивать интересы оппонентов и пр. Продолжительность игры зависит от величины группы, активности и квалификации слушателей, заданной ситуации, корректирующей деятельности преподавателя. Опыт показывает, что для проведения игры необходимо не менее шести часов.

Модификация игры

Игра может иметь множество различных вариантов: дифференциация групп участвующих, масштабы рассмотрения проблем управления (макроэкономика, фирма, малый бизнес и пр.), использование компьютера, различные сферы деятельности (промышленность, торговля, транспорт, культура и пр.).

Эффективность проведения игры

Определяется ее процессуальными характеристиками: аналитическим поиском управленческих решений, осознанием разнообразия интересов и искусством защиты собственных, построением аргументации и убеждением оппонентов, возникновением неформальных лидеров и их способностью влиять на группу и представлять ее позиции, навыками делать экспертные выводы и обобщать в практических принципах итоги работы.

Можно оценить эффективность проведения деловой игры по средством анкетирования: полезно, интересно, важно, доступно, информативно.

2. Деловая игра «Безработица»

Цель игры: сформировать представление о безработице, изучить причины возникновения, виды безработицы и способы преодоления этого кризисного явления, то есть возможные способы поиска работы и условия найма работников.

Содержание и организация игры.

В игре будут разыграны две основные роли:

1. Половина студентов выступит в роли безработных, основная задача которых - устроиться на работу и получить максимальный заработок.

2. Вторая половина студентов будет выступать в роли предпринимателей, которые заинтересованы в приеме на работу безработных, с тем, чтобы увеличить размер годовой прибыли своей фирмы. Кроме того, нужно назначить сотрудника службы повышения квалификации (одного-двух человек) и служащего банка.

После распределения ролей начинается разъяснение целей и задач каждой группе участников. Текст инструкции можно заготовить и раздать каждому или прочесть эти инструкции с тем, чтобы студенты записали основные моменты в своих тетрадях (особенно это касается экономической информации).

Инструкция безработному:

«Вы - безработный, но у вас есть первый квалификационный разряд. Вам надо зарабатывать деньги работой у предпринимателя. Работайте хоть сразу у всех, если сумеете подписать контракт. Контракт составляется письменно, в произвольной форме, но обязательные пункты: 1) вид работы и ее характер; 2) продолжительность рабочего дня (недели, месяца); 3) вид и размер месячной оплаты. Возможны и другие дополнительные пункты в контракте. Предприниматель должен оплатить вашу работу сразу после подписания контракта, если он подписан на срок не более одного года.

Вы имеете право повышать разряд. Переобучение на 2-й разряд стоит 2500 руб.; на 3-й разряд — 5000 руб.; на 4-й разряд — 10000 руб. Указанную сумму вы должны уплатить службе повышения квалификации, где вам выдадут сертификат. Повысив разряд, вы имеете право требовать у предпринимателя пересмотра контракта и повышения зарплаты.

Если вы заработаете в течение одного года (10-15 мин. игры) более 150000 руб., можете стать предпринимателем, уплатив в банк налог — 100000 руб. Став предпринимателем, вы сами можете нанимать работников.

Если в течение «года» вы не сможете подписать ни одного контракта, то вы вправе обратиться в банк для получения пособия по безработице в размере 250 руб. в месяц, т.е. 3000 руб. в год. Для получения пособия вам необходимо представить в банк хотя бы один письменный отказ предпринимателя в приеме на работу с указанием причин.

Инструкция предпринимателю:

«Вы — предприниматель. Ваш стартовый капитал составляет 100000 руб. Вы можете на эти деньги нанимать работников. Контракт с работником составляется письменно в произвольной форме. Обязательные пункты: 1) вид работы и ее характер; 2) продолжительность рабочего дня (недели, месяца); 3) вид и размер месячной оплаты. Возможны и другие дополнительные пункты в контракте.

Вы должны оплатить работу сразу после подписания контракта с вновь принятым работником, если контракт подписан на срок не более одного года. При этом следите за наличием денег на вашем лицевом счете. Если у вас кончились деньги, вам нельзя нанимать других работников. Вам выгодно нанимать работников с более высоким разрядом, так как работник 1-го разряда приносит вашей фирме 1000 руб. чистой прибыли в месяц, 2-го разряда — 2000 руб., 3-го разряда — 3000 руб., 4-го разряда — 4000 руб.

Если вы получите за год менее 100000 руб. чистой прибыли, то вы объявляетесь банкротом и сами становитесь безработным с первым разрядом. При этом все ваши накопления конфискуются банком. Работник, повысивший свой разряд, имеет право требовать от вас перезаключения контракта на новых условиях.

Если в течение года (10-15 мин. игры) вы приняли на работу, то есть подписали контракты с 5 и более новыми работниками, ваша общая прибыль увеличивается на 10%».

Инструкция сотруднику службы повышения квалификации

«Вы внимательно следите за тем, чтобы в вашу службу приходили повышать квалификацию работники, у которых есть деньги на лицевом счете. Переобучение на 2-й разряд стоит 2500 руб., на 3-й разряд — 5000 руб., на 4-й разряд — 10000 руб.

Если у работника на лицевом счете есть необходимая сумма, вы лично снимаете эту сумму с его счета и только после этого выписываете ему сертификат о повышении разряда. Будьте внимательны!»

Инструкция служащему банка

«Вы внимательно следите за тем, чтобы все работники и предприниматели правильно и аккуратно вели учет своих денежных средств с помощью лицевого счета. Вы имеете право проверить правильность заполнения лицевого счета у любого участника. При обнаружении неточности в его лицевом счете вы вправе оштрафовать этого участника. Размер штрафа — от 2 до 10% общей суммы, имеющейся на лицевом счете данного участника в момент наложения штрафа. Будьте внимательны!»

Все расчеты между участниками осуществляются с помощью лицевых счетов, которые они готовят и ведут самостоятельно.

По сигналу преподавателя, который отмечает время начала финансового года (10-15 мин. реального времени), студенты начинают активно действовать в соответствии со своими игровыми ролями. Безработный стремится подписать контракт с предпринимателями на наиболее выгодных для себя условиях. Как только подписывается контракт, он становится работником и получает заработную плату, которую записывает на свой лицевой счет. После этого он может обращаться в службу повышения квалификации и повышать свой квалификационный разряд. Предприниматель стремится принять на работу нескольких работников, оговаривая в контракте все основные вопросы, в том числе размер заработной платы.

Преподаватель следит за ходом игры и оказывает в случае необходимости помощь.

Методические рекомендации

Завершив игру, целесообразно провести обсуждение ее итогов и результативности действий участников. Для этого можно попросить выступить студентов, занявших первые места в игровых группах (предпринимателей и работников), со своими впечатлениями и анализом своих действий в ходе игры. Что они предпринимали, чтобы достичь такого результата? Каким образом действовали? Что учитывали и т.д. Можно попросить выступить и тех, у кого самый низкий результат, с разбором причин неудачи. Слово для обсуждения игры должно быть предоставлено любому участнику. В заключение преподаватель отвечает на вопросы участников и делает выводы о проведенной игре.

Модификация игры

1. Возможно повторение игры на тех же условиях, но при полной смене ролей. Те участники, которые играли предпринимателей, становятся работниками, а тот, кто был работником, играет роль предпринимателя.

2. Предприниматели могут объединяться в группы фирм (корпорации) для более быстрого завоевания рынка труда. Но в этом случае объединившиеся предприниматели должны платить в Фонд социального страхования (Фонд помощи безработным) 5-10% своей годовой прибыли.

3. Работники также могут объединиться в Ассоциацию работников (профсоюз) и отстаивать свои профессиональные права перед лицом предпринимателей. В случае безработицы эти работники получают дополнительное пособие по безработице в размере 200 руб. в месяц.

Наши рекомендации