Понятийно-терминологический словарь
Наименованиепонятия | Содержание понятия |
1 | 2 |
Грузооборот | - работа по перемещению груза, определяемая как произведение массы перемещённого груза на расстояние перевозки. |
Грузооборот брутто | - работа транспорта, учитывающая перемещение груза вместе с массой тары подвижного состава. |
Грузооборот нетто | - полезная работа транспорта, учитывающая перемещение лишь только груза. |
Динамическая нагрузка груженого вагона | - показывает, какое количество тонн груза приходится в среднем на вагон на всем пути следования |
Единичная расходная ставка | -зависящие расходы, приходящиеся на единицу калькуляционного измерителя (вагоно-час, вагоно-километр, локомотиво-час, локомотиво-километр и др.). |
Зависящие расходы | - расходы, которые изменяются прямо пропорционально объему перевозок (затраты на оплату труда локомотивных бригад, топливо и электроэнергию для тяги поездов, расходы на техническое обслуживание и текущий ремонт локомотивов и т.п.) |
Коэффициент порожнего пробега вагонов к груженому | -отношение числа вагоно-километров порожнего пробега к числу вагоно-километров груженого пробега или порожнего рейса к груженому рейсу |
Себестоимость продукции | - денежное выражение затрат предприятия на производство и реализацию продукции, т. е. величина эксплуатационных расходов, приходящихся на 10 тонно-километров. |
Среднесуточный пробег вагона | - расстояние пробега в километрах, приходящееся на один вагон рабочего парка в сутки |
Среднесуточный пробег локомотива | - средний пробег локомотива эксплуатируемого парка при поездной работе с учетом всех стоянок за сутки |
Средняя дальность перевозки груза | - расстояние, на которое перевозится каждая тонна груза в среднем |
Средняя масса поезда брутто | - учитывает вес перевозимого груза и вес тары вагонов |
Условно-постоянные расходы | - расходы, независящие от объёма работы (расходы на прием и отправление поездов; обслуживание зданий и сооружения, расходы путевого хозяйства по охране пути, переездов, содержание искусственных сооружений). |
Участковая скорость | - средняя скорость движения поезда по участку с учетом времени остановок на промежуточных станциях и потерь времени на разгоны и замедления |
Эксплуатационная работа | - производственная деятельность железных дорог, их предприятий и подразделений, связанная с организацией и осуществлением перевозочного процесса. |
Эксплуатационные расходы | - текущие затраты железных дорог, необходимые для выполнения перевозок грузов, пассажиров, багажа и почты. |
Библиографический список
1. Журавель А. И. Себестоимость железнодорожных перевозок. – Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2000. – 304 с.
2. Расходы инфраструктуры железнодорожного транспорта: учеб. пособие / Н. П. Терешина, Н. Г. Смехова, С. М. Иноземцева. В. А. Токарев. М.: ГОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2010. – 224 с.
3. Рачек С. В., Пикалин Ю. А., Антонова В. Д. и др. Экономика и планирование деятельности железных дорог: учеб. пособие. – Екатеринбург: УрГУПС, 2007. – 196 с.
4. Себестоимость железнодорожных перевозок: учеб. для вузов ж.-д. транспорта / Н. Г. Смехова, А. И. Купоров, Ю. Н. Кожевников и д. р. Под. ред. Н. Г. Смехова, А. И. Купоров. – М.: Маршрут, 2003. – 494 с.
5. Семенов Е. М., Анашенкова Ю. Л. Планирование объемных и качественных показателей работы подвижного состава и определение экономической эффективности от их улучшения. – Екатеринбург: УрГУПС, 2005.
6. Чернышова Л.И. Экономика железнодорожного транспорта : курс лекций.– Екатеринбург : Изд-во УрГУПС, 2014. – 124 с.
7. Экономика железнодорожного транспорта: учеб. для вузов ж.-д. трансп./ Н. П. Терешина, В. Г. Галабурда, В. А. Токарева и др.; Под ред Н.П. Терешиной, Б. М. Лапидуса. – М.: ФГОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2011. – 676 с.
8. Экономика железнодорожного транспорта: учебник / Под ред. Н. П. Терешиной, Л. П. Левицкой, Л. В. Шкуриной. – М.: ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2012. – 536 с.
Учебное издание
ЧернышоваЛидия Ивановна
ЭКОНОМИКА