Издержки фирмы в долгосрочном периоде. Положительный и отрицательный эффект масштаба
В долгосрочном временном периоде все издержки выступают как переменные. Средние издержки на единицу продукции будут разными при разных масштабах пр-ва. Положительный эффект масштаба: по мере роста размеров предприятия увеличивается возможность использования преимуществ специализации пр-ва, это ведёт к массовому выпуску продукции, что позволяет окупать внедрение более дорогостоящей техники. Крупное пр-во позволяет внедрить более современную технику, даёт больше возможностей предприятию для работы на нескольких товарных рынках. Отрицательный эффект масштаба: чрезмерное увеличение пр-ва может привести к отрицательным результатам, т.к. снижается эффективность взаимодействия между цехами.
Полезность, общая и предельная. Закон убывающей предельной полезности.
Главным фактором потребительского выбора является полезность товара – это степень удовлетворения или исполнения запросов, которую получают люди от потребления товаров или использования услуг. То, что полезно для одного человека, для другого может быть бесполезным. Выбор зависит от альтернативы, от уровня доходов. Острота нужды в том или ином благе неодинакова. Существует иерархия потребностей. Общая полезность – это мера общего удовлетворения от потребления товаров за данный период. Предельная полезность – изменение общей полезности, вызванное изменением в потреблении данного товара на единицу. По мере потребления новых единиц блага полезность падает. Добавочная полезность, приносимая каждой новой единицей блага, снижается. Предельная полезность – наименьшая из всех удовлетворяемых потребностей. Закон убывающей предельной полезности: чем больше кол-во потребляемых благ, тем меньше предельная полезность каждой последующей потребляемой единицы блага.
Предпринимательский доход и его составляющие.
Предприниматель берет инициативу при соединении факторов пр-ва в их наиболее оптимальном сочетании, он принимает экономические решения в ходе ведения бизнеса, в том числе нештатные, он изыскивает новые возможности хозяйственной деятельности, используя при этом свои и заемные средства, т.е. берет на себя экономический риск. Он берет на себя экономическую ответственность за возможные потери, убытки, недополучение дохода. Доход он получает в форме предпринимательского дохода, т.е. денежной реализацией экономического интереса предпринимателя. Еще одно определение предпр дохода – часть прибыли, остающейся в распоряжении у функционирующего предпринимателя после уплаты им процента за взятый в ссуду капитал. Труд предпринимателя приносит ему доход в виде нормальной прибыли, она обеспечивает доходность, безубыточность, конкурентноспособность. Нормальная прибыль – доход, который владелец фирмы может получить в наилучшем альтернативном бизнесе, это предшествующая альтернатива или вмененные, скрытые издержки и часть валовых издержек фирмы. Экономическая прибыль равняется валовому доходу за вычетом валовых издержек. Валовой доход – это величина продаж фирмы. Он равняется цене того, что фирма производит, умноженной на количество проданных единиц производства (цена Х количество). Средний доход – доход на проданную единицу товара. Он равняется цене. Предельный доход – изменение валового дохода разделенное на изменение количества. Т.е., предельный доход – изменение валового дохода, являющееся результатом увеличения на единицу количества продаж. В случае совершенной конкуренции, предельный доход равняется цене и не изменяется при изменении кол-ва.
Эластичность предложения.
Каждое предприятие, планируя структуру и объём пр-ва, должно чётко себе представлять, от чего зависит спрос на его продукцию. Величина спроса зависит от многих факторов. Предприятию важно знать, как изменится спрос на его продукцию при изменении цен на товары других предприятий. Ответить на эти вопросы можно, зная эластичность. Эластичность – мера реагирования одной переменной величины на изменение другой. Это число, показывающее процентное изменение 1ой переменной в результате изменения другой переменной на 1 %.
Эластичность предложения по цене – это процентное изменение предложения в результате изменения цены товара на 1 %. Предложение, т.к. оно связано с изменением производственного процесса, медленне адаптируется к изменениям цены, чем спрос. Фактор времени играет важную роль в определении показателя эластичности. Различают 3 временных периода. 1. Краткосрочный – период, когда фирма не может внести изменения в объем пр-ва. Предложение неэластично. 2. Среднесрочный – период, достаточный для расширения или сокращения пр-ва на уже существующих производственных мощностях. 3. Долгосрочный – предполагает расширение или сокращение пр-ва, а также приток новых фирм в эту отрасль всвязи с увеличением спроса. Предложение эластично.