Тема. Формирование и развитие институтов рынка
В экономической науке под рынком понимают систему экономических отношений в сфере обмена товаров и услуг между продавцами (производителями) и покупателями (потребителями), опосредуемых через спрос и предложение.
Поскольку рынок — это система экономических отношений, то именно в этом системном многообразии отношений и состоит сложность формирования рынка как формы хозяйствования. Для нормального функционирования рынка должна быть создана институциональная база в виде правовых норм, экономических и социальных институтов, объектов инфраструктуры.
Важнейшим институтом рынка, его корневой основой, является частная собственность. Собственность делает субъектов хозяйствования свободными в принятии рациональных решений, питает их экономический интерес, побуждает производить много, качественно и с низкой ценой.
В свободном рынке субъекты хозяйствования кроме права на собственность должны иметь возможность реализовать это право. Условия, которые обеспечивают реализацию этого права, создаются государством, которое формирует соответствующую законодательную базу, обеспечивает разгосударствление и демонополизацию, создает условия для создания инфраструктуры рыночного хозяйства. Более того, поскольку функционирование таких структур часто выходит за рамки отдельного государства, должны быть подписаны соответствующие международные договоры и соглашения. Этим еще раз подчеркивается сложность формирования рынка как системы экономических отношений.
Многообразие форм собственности и большое количество собственников формируют конкурентную среду рыночного хозяйства, в которой комфортно себя чувствуют все субъекты рыночных отношений, ибо у них появляется право выбора.
Институт свободной и честной конкуренции определяет необходимость принятия антимонопольного законодательства, норм и правил защиты прав собственников, потребителей и др.
Важнейшими рыночными институтами являются рынки факторов производства (земли, труда, капитала и предпринимательства), финансовые и товарные рынки, в рамках которых действуют свои институты в виде учреждений, норм и правил, регулирующих специфичность этих отношений.
Рынок земли
Понятие «земля» следует рассматривать в «узком» и «широком» смысле слова. В «узком» смысле слова под термином «земля» понимают географическую территорию с ее почвенным слоем. В «широком» смысле слова под «землей» понимают не только выше названное, но и лесные угодья, полезные ископаемые, водные ресурсы с их рыбным и иным богатством, воздушное пространство с его транспортными возможностями и др.
Та часть естественной природы, которая уже используется или может быть использована обществом для производства экономических благ и удовлетворения его потребностей, называется природными ресурсами. Те природные ресурсы, которые вовлечены в хозяйственный оборот называются экономическими ресурсами или факторами производства.
В экономической теории рынок природных ресурсов рассматривается на примере рынка земли (в «узком» смысле слома), а доход от ее использования — на примере земельной ренты.
Земля — это специфический фактор производства. Она может выступать и как предмет труда и как средство труда. Ее отличие от других факторов производства в следующем:
- она не является продуктом человеческого труда, не имеет стоимости, а значит оценить ее классическим способом, через издержки, нельзя;
- площадь земли ограничена и не может быть произвольно увеличена. Это значит, что предложение земли есть величина фиксированная.
Ограниченность земли порождает монополию ее присвоения государством, юридическими и физическими лицами. В условиях товарно-денежных отношений собственник земли получает доход от ее использования в виде ренты.
Отношения, складывающиеся по поводу ценообразования и распределения доходов от использования земли, ее ископаемых ресурсов и недвижимости, называются рентными отношениями.
Характер распределения дохода от использования земли определяется характером собственности на землю. Различают два вида монополии на землю:
а) монопольное право собственности на землю,
б) монополию на землю как на объект хозяйствования.
Монопольное право собственности на землю означает, что только ее владелец, и никто другой имеет право распоряжаться юридически закрепленным за ним данным участком земли. Он может предоставлять землю в пользование другим субъектам за определенную плату, причем не только для сельскохозяйственного производства, но и для извлечения из ее недр полезных ископаемых, энергетических ресурсов, строительства жилья, производственных и иных объектов. Такую ренту собственнику земли приносят все земли независимо от их качества.
Монополия на землю как на объект хозяйства означает, что только за данным субъектом закрепляется юридическое право ведения хозяйства на данном участке земли. Свободный переход при хозяйствовании с одного участка на другой здесь исключен. По причине невозможности обеспечить население продовольствием только за счет использования высокоплодородных земель в оборот втягиваются и менее плодородные земли. Субъекты, хозяйствующие на земле в более лучших условиях (на более плодородных землях; ведут добычу полезных ископаемых открытым способом и т.п.), будут получать дополнительный доход, называемый дифференциальной рентой (дифференциальная рента — различный доход).
Земельные отношения в Республике Беларусь регулируются государством на основе Конституции Республики Беларусь и Кодекса Республики Беларусь о земле:
ст. 13 Конституции Республики Беларусь:
Недра, воды, леса составляют исключительную собственность государства. Земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства;
ст. 2 Кодекса Республики Беларусь о земле:
Собственность на землю в Республике Беларусь выступает в государственной и частной форме. Земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства;
ст. 87 Кодекса Республики Беларусь о земле:
Земельные участки, находящиеся в частной собственности граждан, юридических лиц Республики Беларусь, могут являться предметом купли-продажи, дарения, залога, обмена, аренды в порядке, определенном земельным законодательством Республики Беларусь.
В целях совершенствования регулирования отношений в области охраны и использования земель на территории Республики Беларусь, в том числе порядка предоставления земельных участков при продаже недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности, расширения полномочий местных исполнительных комитетов в решении вопросов изъятия и предоставления земельных участков издан Указ № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков» от 27 декабря 2007 года. Разъясняет процедуру изъятия и предоставления земельных участков постановление № 462 от 16 марта 2008 года.
Рынок труда
В современной экономической теории понятие «труд» отождествляют с понятием «рабочая сила», а «рынок труда» — с понятием «рынок рабочей силы». На наш взгляд целесообразней вести речь о рынке рабочей силы, ибо рабочая сила, а не труд, является товаром.
Рабочая сила, как и любой товар, продается и покупается на рынке. Под рынком рабочей силы понимают совокупность экономических отношений между продавцами рабочей силы (наемными работниками) и ее покупателями (работодателями), опосредуемых через спрос и предложение.
На рынке рабочей силы между продавцом и покупателем идет «борьба» за установление равновесной цены рабочей силы. Это означает, что наемный работник и работодатель приходят к согласованной, устраивающей обе стороны зарплате, и результатом этого согласия является заключение трудового соглашения, или контракта. КОНТРАКТ – это соглашение сторон по взаимным обязательствам по выполнению определенной работы.
Трудовое соглашение, или контракт, может быть индивидуальным и коллективным. Индивидуальное трудовое соглашение (контракт) заключается непосредственно между работником и работодателем и предусматривает обоюдные права и обязанности, невыполнение которых влечет юридическую ответственность сторон. Прием и увольнение работника оформляется соответствующим приказом.
Коллективный договор заключается между администрацией и трудовым коллективом в лице профсоюза. Он, как правило, охватывает четыре основные сферы:
а) степень признания и статус профсоюза, а также исключительные права администрации.
К исключительным правам администрации чаще всего относят решение вопросов найма, перевода на другую работу, дисциплины, увольнения, организации технологического процесса и другие;
б) размер заработной платы и продолжительность рабочего дня. Это основной пункт любого трудового договора;
в) трудовой стаж и гарантия занятости;
г) процедура урегулирования трудовых споров.
Даже самое детально разработанное трудовое соглашение не может предусмотреть все проблемы, которые могут возникнуть на протяжении срока его действия. Поэтому разногласия в подобных случаях должны разрешаться через процедуру урегулирования трудовых споров, которая предусматривается практически во всех коллективных договорах.
В Республике Беларусь в рамках конституционных гарантий основных прав человека рынок труда регулируется:
а) на микроуровне: кадровыми службами предприятий и организаций, биржами труда (центрами занятости), юридическими фирмами, информационно-рекламными агенствами и др.;
б) на макроуровне: государством, союзами предпринимателей, профсоюзами.
Рынок капитала
Функционально рынок капитала подразделяется на рынок ссудного капитала и рынок ценных бумаг.
Рынок ссудного капитала — это рынок среднесрочных и долгосрочных ссуд. Он охватывает рынок банковских ссуд и рынок долговых ценных бумаг (облигаций, векселей и др.).
Банки в рыночной экономике, как и другие участники рыночных отношений, участвуют в сделках купли-продажи. Однако в отличие от других сфер деятельности здесь покупается и продается специфический товар – деньги. Покупка денег банками называется формированием кредитных ресурсов, продажа денег – размещением этих ресурсов. Банки могут привлекать денежные ресурсы у частных лиц, предприятий, фирм, организаций и т.д. путем хранения их ресурсов на депозитных счетах. За это банк уплачивает своим клиентам определенный процент, который для последних будет составлять их доход.
Средства, составляющие ресурсную базу банка делятся на: собственные, привлеченные, заемные.
Собственные средства — это уставный фонд и другие фонды банка, создаваемые для обеспечения его финансовой устойчивости, коммерческой и хозяйственной деятельности, а также прибыль, полученная банком в текущем году и в прошедшие годы.
Привлеченные средства — это средства, привлекаемые банком самостоятельно для выполнения своих функций и обеспечения ликвидности. К ним относят: депозиты (до востребования, срочные, сберегательные физических лиц), средства от продажи выпущенных ценных бумаг (облигации, векселя, депозитные сертификаты).
Заемные средства — это средства, полученные в виде кредитов у других коммерческих банков и Национального банка.
Располагая кредитными ресурсами, банк передает их предпринимателям во временное пользование на условиях возвратности, срочности и платности. Деньги, предоставляемые в долг на таких условиях, называются ССУДНЫМ КАПИТАЛОМ. За пользование ссуженными деньгами с заемщиков взимаются проценты в пользу банка. Сумма этих процентов составляет валовой доход банка. Чистый же доход банка определяется как разница между процентами, полученными от продажи кредитных ресурсов, и процентами, уплаченными за привлеченные ресурсы. В банковской практике эта разность получила название «маржи».
Рынок ценных бумаг – эточасть финансового рынка (помимо рынка банковских ссуд), на котором осуществляется купля-продажа ценных бумаг. Регулярные операции по купле-продаже однотипных ценных бумаг образуют соответствующий рынок. Так, существуют рынки акций, облигаций, казначейских векселей и т.д. Каждый из этих рынков имеет специфический круг участников и обслуживается соответствующими институтами. Акции, например, обращаются преимущественно на фондовой бирже, тогда как облигации лишь частично продаются через биржу, а большей частью реализуются через банковскую систему.
Задачей рынка ценных бумаг является обеспечение более полного и быстрого перелива сбережений в инвестиции по цене, устраивающей покупателя и продавца.
Посредниками на рынке ценных бумаг выступают брокеры и инвестиционные дилеры. БРОКЕРЫ – это посредники, действующие на фондовой бирже от своего имени и заключающие сделки по продаже и покупке ценных бумаг по поручению своих клиентов и за их счет. В роли брокеров могут выступать как отдельные лица, так и брокерские фирмы, зарегистрированные на биржах и представляющие интересы своих клиентов. ДИЛЕРЫ – члены фондовой биржи (отдельные лица и фирмы) и банки, занимающиеся куплей-продажей ценных бумаг, валют, драгоценных металлов. Они действуют от своего имени и за собственный счет и могут заключать сделки между собой, с брокерами, а также непосредственно с клиентами.
Различают первичный и вторичный рынок ценных бумаг. Первичный рынок обслуживает первичное размещение ценных бумаг. На нем эмитент получает необходимые ему финансовые средства. На вторичном рынке ценных бумаг производится купля-продажа ранее выпущенных акций и облигаций. На нем уже не происходит аккумулирования новых финансовых средств для эмитента, а осуществляется лишь перераспределение ресурсов среди последующих инвесторов.
Существуют две организационные формы рынка ценных бумаг:
а) биржевой рынок (фондовая биржа), который доступен только для солидных корпораций,
б) внебиржевой рынок, доступный практически любой компании и действующий на основе телефона, телекса, компьютерной сети, объединяющих проводами связи в единый организм тысячи инвестиционных фирм.
Важнейшей из этих форм является фондовая биржа, которая организует, контролирует и регулирует процесс купли-продажи ценных бумаг. Она является одним из важнейших звеньев рыночной инфраструктуры. С одной стороны, привлекая сбережения и помогая финансировать инвестиции, она контактирует с товарным рынком. С другой стороны, фондовая биржа связана с рынком денег. Один канал этой связи проходит через сбережения, значительная часть которых совершает возвратно-поступательное движение от биржи к банкам и обратно. Другой канал образуется в результате взаимодействия курса акций и процентных ставок.
Биржа реагирует на любой поворот в экономической политике государства, даже на самый казалось бы незначительный, например, изменения в составе кабинета министров. Поэтому, биржевые котировки ценных бумаг зависят не только от состояния экономики, но и от причин, никак с ней не связанных.
В Республике Беларусь рынок капитала регулируется:
- Национальным банком в рамках Банковского Кодекса Республики Беларусь и других нормативно-правовых актов в рамках проведения денежно-кредитной политики, регулирования валютных рынков, реализации инвестиционных программ и др.;
- Министерством финансов и другими государственными учреждениями путем установления правил эмиссии и вторичного оборота ценных бумаг, выдачи лицензий на совершение тех или иных сделок, разрешений на открытие бирж, установление форм отчетности и операционных стандартов и др.;
- коммерческими банками;
- Белорусской валютно-фондовой биржей;
- брокерскими агенствами;
- и др.