Результаты реорганизации сельскохозяйственных предприятий
Одним из направлений аграрной реформы является формирование многоукладной экономики. Многоукладность в сельском хозяйстве предполагает функционирование самых различных форм собственности и хозяйствования.
Формально сельское хозяйство в нашей стране всегда было многообразным. В дореформенный период формы хозяйствования на селе были представлены колхозами, совхозами, личными подсобными хозяйствами и некоторыми другими формированиями. Но все эти организационно-правовые формы находились под жестким контролем государства. Преобладала ориентация на крупное производство, кооперативно-колхозный сектор был практически сведен к разновидности государственного. Таким образом, в сельском хозяйстве фактически был один единственный уклад.
В результате осуществленных преобразовании на селе была сформирована многоукладная экономика. Произошел переход от единственного вида собственности на землю (государственной) к ее многообразию. В частную собственность сельскохозяйственных товаропроизводителей передано около 90 % имущества прежних колхозов и совхозов и площадей сельскохозяйственных угодий. Из 27 259 сельскохозяйственных предприятий в государственной собственности находится 2426 хозяйств (8,9 % общего их количества), из них в федеральной — 1011, субъектов Федерации —1325, муниципальной — 384. В частной собственности находятся 23 794 (87,3 %), смешанной — 655 предприятий (2,4 %).
В сельском хозяйстве функционируют различные организационно-правовые формы: 5146 колхозов и совхозов (18,9% общего количества сельхозпредприятий) 1360 государственных унитарных предприятий, 3787 товариществ всех видов, 1022 общества с ограниченной ответственностью, 5221 акционерное общество, 8249 производственных сельскохозяйственных кооперативов, 2474 других предприятий.
Наиболее приемлемой и перспективной организационно-правовой формой хозяйствования на селе является кооператив. Работа по их созданию активизировалась после принятия Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации». За 1996—1999 гг. их численность увеличилась более чем втрое и достигла 8,5 тыс.,
в том числе производственных кооперативов —8,3 тыс. На их долю приходится 20 % продукции, произведенной сельскохозяйственными предприятиями. Они располагают 21 % посевных площадей, 12—20 % поголовья скота и птицы разных видов. Финансовое состояние кооперативов продолжает оставаться сложным, в 1999 г. с учетом всех видов деятельности уровень их рентабельности составил 8 %.
Сельскохозяйственные потребительские кооперативы только начинают формироваться. На 1 января 1999 г. их было 200, в том числе перерабатывающих — 60, сбытовых —49, обслуживающих — 51, кредитных — 40.
Следует отметить некоторые негативные последствия осуществления в стране реорганизации сельскохозяйственных предприятий:
происходит массовый распад крупных высокотоварных хо-зяйств на множество мелкотоварных, что создает необходимость в больших дополнительных капиталовложениях на создание в них собственной производственной и непроизводственной инфраструктуры;
небольшие земельные наделы фермерских хозяйств не позволяют вести производство по передовым технологиям, вызывают рост затрат ручного труда;
усиливается отчуждение основной части работающих на земле не только от права распоряжения ею, но и от права распоряжения полученным доходом, а также от участия в управлении деятельностью предприятия;
ухудшается система ведения отраслей сельского хозяйства: разрушена система севооборотов, агротехники, мелиорации, а также кормовая база крупных животноводческих ферм и комплексов;
ухудшается качество земель, снижается их плодородие при одновременном выводе земель из сельскохозяйственного оборота;
изъятие земельных паев из действующих хозяйств ведет к потере их ресурсного потенциала;
создаются предпосылки концентрации земли у лиц, на ней не работающих, с целью извлечения из нее земельной ренты, а приобретение у них земли требует огромных средств, которые в основном будут использованы на потребительские цели, а не на развитие производства.
Проведенные исследования свидетельствуют, что рентабельное ведение сельского хозяйства возможно только в относительно крупных предприятиях, располагающих достаточно большим производственно-ресурсным потенциалом при его постоянном качественном улучшении и повышении интенсивности использования. Предприятия с высокой степенью концентрации труда и капитала способны более быстро провести модернизацию производства и наладить выпуск высококачественной конкурентоспособной продукции в минимальные сроки. Поэтому сохране-
ние крупных предприятий в сельском хозяйстве следует считать объективным требованием развития высокоэффективной экономики, базирующейся на многообразии форм собственности и хозяйствования.
В условиях формирующихся рыночных отношений приватизация предприятий фондообразующих отраслей крайне нежелательна, поскольку частно-предпринимательская деятельность направлена прежде всего на обеспечение более высоких доходов, но никак не на выполнение определенных функций по обеспечению развития других предприятий. Приватизация (пусть и ограниченная) семеноводческих хозяйств параллельно с ликвидацией служб семеноводства в различных регионах привела к резкому ухудшению дел в данной сфере. Доля семян элиты во всем объеме реализуемых семян составляет не более 50 %, из-за чего нарушено сортообновление многих культур. Посев некондиционными семенами ведет к недобору продукции, а также утрате генетического потенциала сельскохозяйственных культур.
Разрушается потенциал племенных хозяйств. Значительная часть высокоценного племенного молодняка реализована на мясо, что подорвало основы интенсификации и роста эффективности производства. У предприятий нет средств для обновления стада по существующим сегодня ценам. Нужно иметь в виду, что продукция семеноводства и племенной скот не могут продаваться по ценам спроса и предложения. Значительное влияние на уровень цен должно оказывать государство, дотируя и потребителя, и производителя такой продукции.
Ускоренное реформирование колхозов и совхозов в ряде случаев привело лишь к «смене вывески», а производственные отношения остались прежними. Ценовая политика, инфляция, трудности со сбытом продукции, вызванные снижением покупательной способности населения, разрыв налаженных производственных связей привели к разрушению ресурсного потенциала сельского хозяйства и, как следствие, к резкому спаду производства и снижению его экономической эффективности (табл. 5).