Реорганизация сельскохозяйственных предприятий

Приватизация земли и имущества сельскохозяйственных предприятий началась с выходом указа Президента РФ № 329 от 27 декабря 1991 г. «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» и постановлений Правитель­ства РФ № 8о от 29 декабря 1991 г. «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромыш­ленного комплекса».

На первом этапе у сельскохозяйственных предприятий изыма­лась часть земель (10 %), используемых неэффективно и не по це­левому назначению, а также выбывших из оборота или переведен­ных в менее ценные угодья, для формирования специального зе­мельного фонда с целью последующего перераспределения и на­деления земельными участками фермеров.

На втором этапе реорганизации осуществлялась бесплатная пе­редача земли и имущества трудовым коллективам. Сельскохозяй­ственным предприятиям предоставлялось право раздела их земель­ных угодий, основных и оборотных средств на паи (доли).

Особый порядок реорганизации был установлен для специа­лизированных племенных колхозов и совхозов, овощеводческих совхозов с мелиоративными системами, семеноводческих, рисо­водческих, плодоводческих, ягодоводческих, виноградарских, чае­водческих, хмелеводческих совхозов, хозяйств по выращиванию лекарственных трав и эфиромасличных культур, а также зверовод­ческих совхозов, в которых должна быть сохранена целостность

специализированных участков производства, технологических ли­ний или технологически неделимых объектов, необходимых для сохранения сложившейся специализации производства.

Для проведения работы по приватизации и реорганизации колхо­зов и совхозов в каждом хозяйстве создавалась специальная комис­сия. Она включала полномочных представителей трудовых коллек­тивов в количестве 5 —7 человек, представителей районных органов иласти, сельского (поселкового) Совета народных депутатов, адми­нистрации хозяйства, районного управления сельского хозяйства, комитета по земельной реформе и земельным ресурсам, кредиторов хозяйства, представителей органов Госкомимущества.

На комиссию возлагались следующие задачи: проведение инвен­таризации имущества; анализ финансового состояния хозяйств; оценка стоимости земли и имущества; выбор способа приватизации земли, вариантов расчета земельных и имущественных паев; преоб­разование организационной структуры хозяйства.

При определении размера земельной доли (пая) учитывались сельскохозяйственные угодья в границах предприятия, за исклю­чением земельных участков:

переданных в ведение сельских, поселковых, городских Сове­тов народных депутатов, в том числе земель приусадебного фон­да, участков, занятых сенокосами и пастбищами общественного пользования;

включенных в фонд перераспределения земель;

используемых сортоучастками для испытания новых сортов сельскохозяйственных культур;

переданные данному хозяйству в аренду.

С учетом принятого решения по разделу земель в районную комиссию по приватизации подавались заявки на предоставление земли в ту или иную форму собственности, а также на выкуп или передачу в аренду сверх причитающейся хозяйству бесплатной среднерайонной нормы.

Право на получение земли в собственность имели:

колхозники, работники совхозов и других сельскохозяйствен­ных предприятий, пенсионеры этих хозяйств, проживающие на их территории;

лица, занятые в социальной сфере на селе (работники предпри­ятий и организаций народного образования, культуры, быта, свя-зи, торговли и общественного питания, расположенных на терри­тории предприятия);

временно отсутствующие работники (военнослужащие срочной службы, стипендиаты хозяйств и т. п.);

лица, имеющие право вернуться на прежнее место работы (в случае их возвращения);

лица, уволенные с предприятия по сокращению штатов.

Размер индивидуальной земельной доли (пая) устанавливался независимо от принимаемой организационно-правовой формы

предприятия, трудового вклада и стажа работы и определялся в натуральном или стоимостном выражении. При этом стоимость земли оценивалась в размере 50-кратной величины ставки земель­ного налога. Размер земельной доли по сельскохозяйственным предприятиям различался в зависимости от площади сельскохо­зяйственных угодий и численности работников (табл. 3), но при этом каждый работник имел право получить бесплатно в соб­ственность не более среднерайонной нормы (того административ­ного района, на территории которого находится хозяйство). Так, в Тамбовской области размеры земельных долей по районам коле­бались от 5,6 до 10,3 га.

Наши рекомендации