Определение понятия общество соц взаи связи ии структура общества
Человеческое общество состоит из элементов.
Первый элемент – природная среда, которой люди пользуются для своего существования, это плодородные почвы, реки, деревья, полезные ископаемые и т. Д.
Вторым элементом, образующим общество, являются люди, которые составляют самые различные социальные группы.
Третий необходимый элемент – культура. Но все эти элементы, взятые в отдельности, еще не есть общество. Необходимы связи межу ними, которые дадут им возможность существовать в неразрывном единстве.
Социальные связи возникают в обществе на основе так называемого социального взаимодействия индивидов и групп. Целью социального взаимодействия является удовлетворение каких-либо потребностей людей.
► Социальное взаимодействие – это такое поведение индивида или группы, которое имеет целью удовлетворение определенной социальной потребности и направлено на другого индивида или группу и имеет для него значение.
Социальные взаимодействия или связи дифференцируются по сферам общества: экономические, политические, культурные, но от этого не теряют своей социальной (общественной) направленности.
Кроме того, социальные связи делятся по уровням взаимодействия.
Первичный уровень взаимодействия образуют личные связи,
затем следуют групповые, далее – организационные (между организациями), институциональные,
социетальные (т. е. связи на уровне отдельного общества, страны) и,
наконец, – цивилизационные.
Социальная структура объединяет социальные объекты, соответствующие этим видам связей.
Если социологи говорят о социальной структуре общества, то они имеют в виду следующую иерархию:
-организация,
- социальный институт
- общество.
9Государство..
Государство -особый институт политической системы, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения индивидов, общих групп, классов.
Теория
В работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» отражен материалистический подход. Он связывает возникновение государства с появлением частной собственности, расколом общества на классы, классовым антагонизмом [42]. К. Маркс в книге «Капитал» определяет, что именно форма собственности определяет классовые отношения и что только коллективные и государственные формы собственности обеспечивают гармоничное развитие государства [215]. В работе «Государство и революция» В. И. Ленин, продолжая идеи К. Маркса, определяет, исходя из этих позиций основные функции государства, основные условия эффективности государственного управления.
Различают внутренние и внешние функции государства .
I Внутренние функции государства:
1. Правовая функция — обеспечение правопорядка, установление правовых норм.
2. Политическая функция — обеспечение политической стабильности, выработка программно-стратегических целей и задач развития общества.
3. Организаторская функция — упорядочивание всей властной деятельности, осуществление контроля над исполнением законов.
4. Экономическая функция — организация, координация и регулирование экономических процессов.
5. Социальная функция — обеспечение солидарных отношений в обществе, сотрудничества различных слоёв общества, поддержка жилищного строительства, здравоохранения, системы общественного транспорта.
6. Экологическая функция — гарантирование человеку здоровой среды обитания, установление режима природопользования.
7. Культурная функция — создание условий для удовлетворения культурных запросов людей.
8. Образовательная функция — деятельность по обеспечению демократизации образования, его непрерывности и качественности, предоставлению людям равных возможностей получения образования.
II Внешние функции государства:
1. Внешнеполитическая функция — развитие дипломатических отношений между государствами.
2. Функция обеспечения национальной безопасности — поддержание достаточного уровня обороноспособности общества.
3. Функция поддержания мирового порядка — деятельность по предотвращению войн, участие в решении глобальных проблем человечества.
4. Функция взаимовыгодного сотрудничества в экономической, политической, культурной и других сферах с другими государствами
Марксистская теория государства. Возникновение государства с точки зрения марксистской теории:
1. Совершенствование орудий труда;
2. Переход от «присваивающей» экономики к «производящей» (неолитическая революция);
3. Возрастает производительность труда, появляется избыток продуктов;
4. Появление частной собственности;
5. Социально-классовое расслоение общества;
6. Формирования органов управления;
7. Государство как аппарат подавления одного класса другим
Учение о государстве Конфуция (551–479 до н. э.). Тезисы:
1. Поведение человека должно строго соответствовать занимаемому им положению.
2. Каждому необходимо выполнять свои обязанности и работать над собой, чтобы быть достойным членом общества. В идеальном государстве нет конфликтов, в нем каждый выполняет свой долг и не посягает на чужую сферу деятельности.
3. Если государство хочет соответствовать своему назначению, в нем должно быть «достаточно пищи, достаточно войска и народ должен быть верным».
4. Образец идеального государства нужно искать в древних писаниях. Люди должны подражать древним в одежде, обычаях, нравственности. Однако не следует заниматься слепым копированием, необходимо учитывать потребности времени. Кроме того, в жизни общества нужно соблюдать гармонию между естественностью (природой) и искусственностью (законами).
По мнению Платона (427–347 до н. э.), государство необходимо, поскольку люди нуждаются в обмене для удовлетворения своих повседневных потребностей. «Государство возникает из нужд человека: никто не может сам удовлетворить всех своих нужд».
Государство Платона базируется на идее справедливости: справедливым является общественное устройство, в котором каждый занимается деятельностью, к которой приспособлен в наибольшей степени. Различают три основные добродетели человека: мудрость, мужество, сдерживающая мера. Высшая цель государства — забота о благе граждан.
10.Соц организ институт
Под социальной организацией в социологии понимают определенным образом организованные группы людей, объединенные общей целью (производственной, политической, культурной), имеющие определенную иерархию.
► Социальным институтом в социологии называются как определенным образом организованная группа (например, институт образования, религии, власти), так и совокупность ценностей, норм, образцов поведения.
Общество функционирует одновременно как на микроуровне (взаимодействия индивидов, малых групп), так и на макроуровне (большие организации, институты, слои, классы).
Общество – динамическая система. Для развивающегося общества характерны постоянные изменения, усложнение его структуры, дифференциация (разделение, расслоение).
11 22 Соц микросистема структура упр и управляем подс серви напр.
Система – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые образуют определенную целостность, единство.
Под термином макросистема образования мы понимаем крупную систему, состоящую из большого количества подсистем, которые, с одной стороны, сами являясь системами, имеют свою структуру и специфику деятельности, а с другой – будучи частью общей системы, имеют общее предназначение.
Термином микросистема мы обозначаем структурное подразделение единой макросистемы, которое, несмотря на свою относительную независимость, является неотъемлемой ее частью.
Существует два основных вида систем:
1. закрытые – имеющие жесткие фиксированные границы и действия, относительно независимые от окружающей среды;
2. открытые – характеризующиеся активным взаимодействием с внешней средой и способные приспосабливаться к ее изменениям, чтобы продолжать свое функционирование
Система может быть разделена на элементы не сразу, а последовательным расчленением на подсистемы
Существуют такие две подсистемы, как управляющая и управляемая.
смыслов требует объяснения их специфики.
Управляющая подсистема ориентирована на выполнение вспомогательной, обслуживающей функции, призванной:
обеспечить жизнедеятельность и жизнестойкость системы в целом;
организовать деятельность управляемой подсистемы с целью повышения качества ее функционирования для более успешного реализации того, за что общество «соглашается кормить» ее сотрудников.
Кроме того, специфика деятельности управляющей подсистемы заключается в ее особых функциях, ориентированных на выполнение определенного алгоритма действий по поддержанию жизнедеятельности системы дошкольного образования. Такими функциями являются:
анализ взаимоотношений системы с ее внешней средой;
нейтрализация всех негативных воздействий окружающей среды на систему;
усиление позитивных влияний окружающей среды на систему;
создание необходимых условий для обеспечения нормальной жизнедеятельности системы;
планирование, организация, координация деятельности управляемой подсистемы с целью наиболее полного выполнения ею своего предназначения.
Специфика деятельности управляемой подсистемы состоит в том, что ее функционирование представляет собой деятельность, для которой, по сути, существует система дошкольного образования, т.е. обучение и воспитание детей. В силу того, что предмет ее деятельности отличается от предмета деятельности управляющей подсистемы, управляемая подсистема ориентирована на выполнение своих, специфических функций, главными из которых являются:
обучение детей, их успешная подготовка к продолжению обучения в школе;
воспитание детей в соответствии с реальными запросами общества;
сохранение и укрепление здоровья детей;
социальная защита детей и т. д.
Специфика деятельности управляющей подсистемы заключается в том, что она призвана обслуживать вверенную ей систему и обеспечивать необходимые условия ее функционирования.
13 бюрократия как болезнь организации
Проблемы бюрократии возникают всюду где есть большие организации , особенно глубоко изучал эту тему Мишель Кразье . Он рассматривал бюрократию как патологию организации . Признаки этой патологии : это медлительность , неповоротливость , рутинность , запутанность процедур и главное неспособность бюрократической организации решать те задачи для которой она создана .
Он отмечает как важное качество иррациональную деятельность предприятия .
ирраци ональность деятельности бюрократических организаций «бюрократические организации очень прочны и способны существовать долго, можно предположить, что каждый иерархический слой выполняет для поддержания бюрократической системы определённую и совершенно необходимую функцию.
Цели работников бюрократических организаций
(по Крозье
заработать деньги на жизнь наиболее лёгким и удобным способом из тех, которые им доступны;
стремиться к карьере;
к повышению своей профессиональной квалификации;
к упрочению своего положения на предприятии;
добиться уважения товарищей по цеху или коллег по работе;
создать для себя благоприятную психологическую обстановку, облегчить общение
В связи с этим Крозье рассматривает человека не просто как руки человекесть прежде всего голова поэтому «иррациональное поведение», «дисфункции», наблюдаемые в бюрократических организациях, рациональны с точки зрения этого рабочего.
Иррациональность стратегий означает, что носители стратегий не видят альтернативных методов, которые давали бы им больший выигрыш, одновременно способствуя достижению целей, поставленных перед организацией.
14 Организация как система власти.
«…всякая система коллективного действия складывается как система власти. Она есть феномен, следствие и факт власти. Всякий серьёзный анализ коллективного действия должен ставить власть в центр своих размышлений. Ибо коллективное действие есть не что иное, как поведенческая политика. Власть – его «первоматерия». Всё – политика, ибо власть везде».
Власть порождается самими задачами, стоящими перед организацией.
Всякая задача всегда включает в себя неопределённость в том, что касается конкретных способов её решения. (Иначе она не составляет задачи в истинном смысле слова, ибо может быть решена автоматически). Власть везде, где работник имеет некоторую свободу выбора решения
Те из них, кто в силу своего стратегического положения, ресурсов или способностей способны контролировать зоны неопределённости, обладают властью и возможностью навязывать свою волю другим.
Контролировать зону неопределённости могут не только представители номинальной власти
Таким образом, власть руководства при каком угодно единоначалии и полномочиях – далеко не единственная власть в организации. В любой организации в первом приближении можно выделить четыре крупных источника власти, соответствующих различным типам зон неопределённости:
экспертное знание и умение; Власть экспертов связана с возможностью их замены. Экспертов, действительно незаменимых, в нашем сложном и разнообразном обществе мало. Но многие люди имеют в организации монополию ввиду того, что заменить их было бы трудно, дорого, а организовавшись в группу, они сделали свои знания недоступными для остальных.
отношение между организацией и внешней средой; Несомненно, всем известно, как «высшее руководство» может омрачить жизнь любого коллектива. Любая организация всегда связана с внешней средой многими нитями. Именно они и составляют для организации зоны неопределённости, а значит, люди, способные в этой ситуации играть роль посредников между внешней средой и организацией будут иметь в данной организации и конкретную власть
контроль над коммуникационной сетью или информацией; Чтобы успешно выполнять свои функции, сотрудник нуждается в информации от других сотрудников. И если по каким-либо причинам он не может обойтись без этой информации, эти последние просто благодаря месту, занимаемому ими в данной сети коммуникации, будут обладать властью над этим человеком, ибо способ передачи ими информации (задержка, фильтрация, приукрашивание, просто передача всей массы информации без обработки) глубоко влияет на его способность к действию
власть, вытекающая из наличия общих организационных правил и правом руководства их устанавливать. Другим важным источником власти является возможность устанавливать правила в организации. Бюрократическая организация всегда характеризуется наличием различных правил. Но как бы ни множились безличные правила, как бы ни усиливалась централизация, невозможно устранить все зоны неопределённости, где результат зависит от произвола конкретных лиц, обладающих таким образом конкретной дискретной властью
15.Отношение руководитель-коллектив. Стили упр.
самые эффективные стили лидерства зависят от «зрелости» исполнителей. Зрелость не следует определять в категории возраста. Зрелость отдельных лиц и групп подразумевает способность нести ответственность за свое поведение, желание достигнуть поставленной цели, а также образование и опыт в отношении конкретной задачи, которую необходимо выполнить.
Первый стиль S1
требует, чтобы руководитель сочетал большую степень ориентированности на задачу
и малую – на человеческие отношения.
Этот стиль называется «давать указания»; он годиться для под чиненных с низким уровнем зрелости (М1). Здесь он вполне уместен потому, что подчиненные не хотят, либо не способны отвечать за конкретную задачу, им требуются и строгий контроль.
Второй стиль S2
«продавать» - подразумевает, что стиль руководителя в равной и в высокой степени ориентирован на задачу, и на отношения.
В этой ситуации подчиненные хотят принять ответственность, но не могут, так как обладают средним уровнем зрелости (М2). Таким образом, руководитель выбирает поведение, ориентированное на задачу, чтобы дать конкретные инструкции подчиненным относительно того, что и как сделать. В то же время руководитель поддерживает их желание и энтузиазм выполнять задание под свою ответственность.
Третий стиль S3
характеризуется высокой степенью зрелости (М3). В этой ситуации подчиненные могут, но не хотят отвечать за выполнение задания.
Для руководителя, сочетающего низкую степень ориентированности на задачу
и высокую – на человеческие отношения, самым подходящим будет стиль, основанный на участии подчиненных в принятии решений, потому что подчиненные знают, что и как надо выполнять, и им не требуется конкретных указаний. Однако, они тоже должны хотеть и сознавать свою причастность к выполнению данной задачи. Руководители могут повысить мотивацию и причастность своих подчиненных, предоставляя им возможность участвовать при принятии решений, не навязывая никаких указаний.
В сущности, руководитель и подчиненные вместе принимают решения, и это способствует их большему участию и причастности.
Четвертый стиль S4
характеризуется высоким уровнем зрелости (М4).
В этой ситуации подчиненные и могут, и захотят нести ответственность. Здесь более всего подходит стиль делегирования, а поведение руководителя может сочетать низкую степень ориентированности на задачу и на человеческое отношения. Этот стиль уместен в ситуациях со зрелыми исполнителями. Так как подчиненные знают, что и как делать, осознают высокую степень своей причастности к задаче. В результате руководитель позволяет подчиненным действовать самим: им не нужны ни поддержка, ни указания, так как они способны делать все это сами по отношению друг к другу.
17Социальная ор-ция харак развитие.
. Под социальной организацией понимаем определенным образом организованные группы людей, объединенные общей целью (производственной, политической, культурной), имеющие определенную иерархию. Одним из определяющих признаков социальной организации выступает наличие цели => иерархия.
Каждая организация существует в специфическом физическом, технологическом, культурном и социальном окружении. Она должна адаптироваться к нему и сосуществовать с ним. Нет организаций самодостаточных, закрытых. Все они, чтобы существовать, функционировать, достигать целей, должны иметь многочисленные связи с
окружающим миром
Изучая внешнее окружение организаций, английский исследователь Ричард
Тертон выделил основные факторы влияния на организацию внешней среды.
1) роль государства и политической системы;
2) влияние рынка (конкуренты и рынок труда);
3) роль экономики;
4) влияние социальных и культурных факторов;
5) технология из внешнего окружения.
18Против рыноч и план в об-эк –полит
1Рыночная 2Плановая
1. Соотношение прямого управленческого воздействия на управляемый объект и стимулирование возможностей саморазвития систем 1Считается, что рыночная экономика отрицает возможности прямого влияния но объект 2Считается, что при плановой экономике, наоборот, отрицается возможность саморазвития, предпочтение отдается методам прямого управленческого воздействия
2. Отношением этих систем к главному своему «клиенту, потребителю», ради которого и существует сама система, к человеку 1Считается, что рыночная экономика ориентирована на человека, на этом основана маркетинговый подход, в противовес сбытовому 2Считается, что характерным для плановой экономики предпочтение отдается сбытовому способу организации производства
Противопоставления этих двух критериев совершенно неправомерно, потому что для повышения эффективности важно не противопоставлять эти два подхода, а оптимально их сочетать.
Если проанализировать все эти доводы, в конечном счете, можно сделать выводы о том, что каждое мнение о плюсах того или другого способа (производства и способа устройства государства») есть мнение о том, какие результаты должно приносить эффективное управление объектами (госструктурами, фирмой), говоря же о минусах, представляются дисфункции управления
19. Основные признаки эффект госуд упр.
Охарактеризуем основные признаки такого, успешного, обеспечивающего профилактику кризисов государственного управления (независимо от общественно-политического строя и общественно политической формации):
- Это должно быть строго сбалансированным управлением, оптимально сочетающее и оптимизирующее взаимно подкрепляющих друг друга сторон государственного управления: социальной и производственной сферой.
- должно обеспечивать достаточно сильное государственное воздействие на все стороны жизни государства с целью эффективного обеспечения баланса интересов всех слоёв населения (главным критерием обеспечения такого баланса является сокращение и полная ликвидация бедности, снижение большой разницы в уровнях доходов разных слоёв населения)
- должно стимулировать повышение деловой активности населения и пресекать всякие попытки паразитирования одних членов общества за счёт других.
-должно стимулировать интенсификацию развития всех своих структур.
20Основы безкриз соц госуд упр
Если исходить из того, что природа любого кризиса лежит в плоскости наличия дисфункций в деятельности государственных структур, при условии, что эти дисфункции государственными структурами не замечаются и оперативно не устраняются. При этом, эти дисфункции и их проявления накапливаются до критической массы и заканчиваются «взрывом» - кризисом, то мы можем констатировать, что главное, в организации эффективного государственного управления, это обеспечить возможности своевременного и адекватного отслеживания дисфункций государственных органов, которые, в свою очередь должны обеспечивать столь же эффективное отслеживание и устранение дисфункций всех подведомственных им объектов управления именно способность всех уровней государственного управления всех направлений и всех уровне выявлять и своевременно устранять дисфункции у деятельности подведомственных организаций должна стать главным критерием качества деятельности управленцев.
Для этого, во всех сферах жизни государство должно (не вмешиваясь на прямую в деятельность управляемых объектов, не сдерживая позитивной инициативы), обеспечивать достаточно жесткий и адекватный мониторинг результатов деятельности управляемых объектов, отслеживании и оперативно устраняя дисфункции, не доводя их до критической массы, то есть до кризиса.
Достаточно интенсивное и адекватное воздействие государства, не взирая на условности понятий о капиталистическом и социалистическом государстве, как правило, имеет положительные результаты.
Отказ государства от воздействия (или слепое делегирование многих своих полномочий «в низ»), практически, прямая дисфункция государственного аппарата, всегда ведёт к кризису (в условиях, когда действие дисфункций накапливается и доходит до критической массы)
«Зеркальные», государственные меры влияния на кризис, которые производились только в случаях очевидного, достаточно жесткого проявления самого кризиса тоже малоэффективны, так как, такой подход характеризует сам государственный управленческий аппарат как дисфункциональный (не обеспечивающий функцию эффективного мониторинга процессов, происходящих в управляемых системах).
Для организации бескризисного Государственного управления важно отказаться от технологий «слепого делегирования полномочий» и применять более эффективные технологии государственного управления, в основу которых лежат технологии разработки глобального эффективного мониторинга деятельности управляемых смистем, как главного инструмента оперативного отслеживания дисфункций, а значит и профилактирующего разного рода кризисы.
21Маркетинг направлгосуд упр макро и микро с истемы
Основным принципом маркетинга является ориентация конечных результатов производства на реальные требования и пожелания потребителей.
Основным в маркетинге является взаимодополняющий подход. Это тщательное и всестороннее изучение рынка, в также активное воздействие на рынок, формирование потребностей и покупательских предпочтений. Связать изготовителя и потребителя, помочь им найти друг друга — в этом-то и состоит основная цель любой маркетинговой деятельности.
Таким образом, маркетинг представляет собой вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена.
В основе маркетинга лежит идея человеческих потребностей, т.е. потребностей в пище, одежде, тепле и безопасности, а также в духовной близости, влиянии и привязанности и др.
Потребности людей практически безграничны, а вот ресурсы для их удовлетворения ограничены..
22 Специфика деят управл и управл подсистем
Что касается таких понятий, как управляющая и управляемая подсистемы дошкольного образования, то разъяснения вкладываемых в них смыслов требует объяснения их специфики.
Управляющая подсистема ориентирована на выполнение вспомогательной, обслуживающей функции, призванной:
обеспечить жизнедеятельность и жизнестойкость системы в целом;
организовать деятельность управляемой подсистемы с целью повышения качества ее функционирования для более успешного реализации того, за что общество «соглашается кормить» ее сотрудников.
Кроме того, специфика деятельности управляющей подсистемы заключается в ее особых функциях, ориентированных на выполнение определенного алгоритма действий по поддержанию жизнедеятельности системы дошкольного образования. Такими функциями являются:
анализ взаимоотношений системы с ее внешней средой;
нейтрализация всех негативных воздействий окружающей среды на систему;
усиление позитивных влияний окружающей среды на систему;
создание необходимых условий для обеспечения нормальной жизнедеятельности системы;
планирование, организация, координация деятельности управляемой подсистемы с целью наиболее полного выполнения ею своего предназначения.
Специфика деятельности управляемой подсистемы состоит в том, что ее функционирование представляет собой деятельность, для которой, по сути, существует система дошкольного образования, т.е. обучение и воспитание детей. В силу того, что предмет ее деятельности отличается от предмета деятельности управляющей подсистемы, управляемая подсистема ориентирована на выполнение своих, специфических функций, главными из которых являются:
обучение детей, их успешная подготовка к продолжению обучения в школе;
воспитание детей в соответствии с реальными запросами общества;
сохранение и укрепление здоровья детей;
социальная защита детей и т. д.
Специфика деятельности управляющей подсистемы заключается в том, что она призвана обслуживать вверенную ей систему и обеспечивать необходимые условия ее функционирования.
24 Сервисная напрсоц упр
Для успешного выполнения своих функций управляемая подсистема должна ориентироваться на осуществление алгоритма деятельности, главными «шагами» которого являются:
изучение спроса населения в целом и конкретной социальной группы на потребительские блага;
изучение спроса конкретной социальной группы, являющейся клиентом Потребительского блага
изучение возможностей адаптации учреждения к запросам населения в целом и конкретного клиента;
выработка механизмов адаптации деятельности к требованиям, как реального, так и потенциального клиента (требования к содержанию , к их качеству, к их стоимости и т. д.);
информирование (рекламирование, пропаганда и др.) населения и конкретного клиента о специфике деятельности и его возможностях по выполнению социального заказа.
Принцип сервисной направленности управленческой деятельности позволяет наиболее четко определить критерии качества управленческой деятельности управленцев любого уровня системы, а именно, установить жесткую зависимость качества деятельности управленцев от положительной динамики состояния управляемой системы.
26 Основн технологии соц управл.(стим и преобр)
За всю историю человечество выработало всего только два способа управления трудом людей. Первый самый древний (еще со времен рабовладельческого строя), – «кнута и пряника», который достаточно широко применяется и сегодня. Однако следует отметить, что данный способ влияет на процесс труда лишь косвенно, стимулируя его. Поэтому охарактеризуем такого рода управление как метод, стимулирующий труд.
Второй способ изобрел американец Ф. У. Тейлор. Он впервые стал рассматривать управление как особый вид деятельности и разработал так называемое научное управление, позволяющее влиять на сам процесс труда, совершенствуя его. Назовем такое управление преобразующее труд. Его технология заключается в следующем: автор, тщательно изучивший элементарные трудовые процессы (каменщика, грузчика и т. д.), проводил хронометраж деятельности разных рабочих, достигших высоких результатов. Затем тщательно сравнивал результаты, строил оптимальную структуру этой деятельности путем удаления нерациональных действий, благодаря чему производительность труда резко возросла, причем не за счет изнурительного труда, а именно за счет его рационализации. Словом, появилась технология, преобразующая сами трудовые процессы.
27х-ка упр по результатупо целям
Технология американского менеджмента «Управление по целям». В основу ее положен приоритет целеобразования в структуре управленческой деятельности. Процесс управления рассматривается следующем образом :
Основные элементы процесса Основные действия менеджера
Постановка целей 1. Сформулируйте долгосрочные цели и стратегические планы.
2. Сформулируйте конкретные задачи всей
организации
3. Определите задачи подразделений.
4. Определите задачи каждого работника.
Планирование
мероприятий 5. Разработайте план мероприятий
Самоконтроль 6. Внедрите и осуществите корректирующие действия
Периодический
пересмотр 7. Оцените степень достижения целей.
8. Оцените будущую результативность, подкрепите поведение и усильте мотивацию с помощью:
а) обучения и самосовершенствования менеджеров;
б) вознаграждения;
в) планирования служебного роста
• Технология скандинавского менеджмента «Управления по результату»
Управленцу в принципе не столь важно, какие цели и задачи ставит перед собой его подчиненный, и каким способом, будет достигать их.
Обе эти технологии можно определить как технологии «стимулирующие» труд .
28 условие приоритета план или рыночн подходов.
Основные характеристики противопоставления «социалистического» и «капиталистического» взглядов в политической экономике:
Капиталистическая формация Социалистическая формация.
1Сторонники этой формации 2Противники этой формации 3Сторонники этой формации 4Противники этой формации
1 2 3 4
1. Пропагандируют развитие рыночной экономики, развитие частной предпринимательской активности(1) Рынок ни кем не регулируется, отсюда большие вероятности кризисов, перепроизводства и так далее(2) 3Плановая экономика дает стабильность, возможность последовательного развития с максимальным учетом имеющихся ресурсов 4Плановая экономика сдерживает развитие частного производства, деловой активности, предпринимательства…
2. Отношения к человеку.
Каждому человеку даны равные возможности добиваться высоких результатов, человек самостоятелен в
решении своих вопросов…(1) При капитализме не может быть свободной личности, так как все средства производства в руках частных лиц и они эксплуатируют народ(2)… Что социализм строится во имя народа, что создаются огромные возможности развития личности(3)… Что для развития личности нет ни каких возможностей, так как личность под гнетом идеологической пропаганды(4)…
3. Отношение к прибавочной стоимости. Что прибавочная стоимость важный фактор развития производства и что поэтому она должна оставаться в руках производителя(1) Что прибавочная стоимость целиком присваивается капиталистом и что именно это и является главным инструментом эксплуатации человека человеком (2) Что прибавочная стоимость остается общественной, и что вся идет на развитие промышленности, на создание благополучия всех трудящихся (3) Что этой, прибавочной стоимости при социализме как раз и мало, из-за социалистического способа производства, что эта прибавочная стоимость расходуется нерационально, в конечном счете, разворовывается элитой…
4. Контроль и управление социальными отношениями регулируются рынком, госструктурами, общественностью, законом, свободной прессой(1)… Что эти отношения ни кем не регулируются, человек беззащитен перед своими эксплуататорами…(2) Что благодаря плановости экономики и государственной и партийному контролю человек социально защищен.(3) Что человек беззащитен перед государственной машиной…(4)
Совершенно очевидно, что акцент в определениях делается на противопоставлении рыночной и плановой экономики. Причем объективно, сложилось, что противопоставление происходит по двум, главным критерием:
- соотношение прямого государственного управленческого воздействия на управляемый объект и стимулирование возможностей саморазвития систем;
- отношение этих систем к главному своему «клиенту, потребителю», ради которого и существует сама система.
При этом традиционно считается, что социалистической формации характерна исключительно плановая экономика, а капиталистической – рыночная.
Государственное регулирование осуществляется через:
1. правовые регуляторы;
2. административные:
3. экономические.
1.Правовое регулирование устанавливает правила функционирования рынка, экономических отношений, обеспечивает защиту деятельности субъектов общества в целом и отдельных его членов. Оно охватывает все сферы рыночного пространства (товарную, финансовую, рабочей силы), а также те отношения, которые складываются в этом пространстве.
Целью правового регулирования является обеспечение цивилизованных рыночных отношений, соблюдение интересов их участников.
Правовое регулирование осуществляется путем разработки и введения в действие законодательных и нормативных актов. Первичные правовые основы для всей экономической системы закреплены в Конституции РФ.
2. Административное регулирование (управление). Оно базируется непосредственно на силе государственной власти и включает меры запрета, разрешения, принуждения.
Административное регулирование в мировой практике признается необходимым в тех областях, где полная экономическая свобода одних субъектов рыночных отношений оборачивается тяжелыми последствиями для других или общества в целом.
К административным методам относятся: контроль за соблюдением стандартов на производимую продукцию; установление квот, таможенных пошлин на импорт или экспорт продукции в целях защиты отечественных товаропроизводителей; определение приоритетных направлений дотаций и инвестиций; развитие функций местного самоуправления др.
3Экономическое регулирование основывается на воздействии на экономические интересы отечественных товаропроизводителей и материальном стимулировании развития определенных видов деятельности согласно потребностям общества. Экономическое государственное регулирование представляет собой сложное сочетание многочисленных элементов. Оно включает в себя:
1. меры прямого воздействия на экономику, куда относятся целевое финансирование, в т.ч. региональные и целевые программы; а также система государственных закупок;
2. косвенные регуляторы, к которым можно отнести бюджетно-налоговую, денежно-кредитную, амортизационную, валютную, таможенную политики.
Правительство должно стимулировать экономику в период спада и сдерживать в периоды подъема.
23 роль опосред упр
Для организации бескризисного управления важно отказаться от технологий «слепого делегирования полномочий» и применять технологии управления, в основе которых лежит глобальный эффективный мониторинг деятельности управляемых систем, как главный инструмент оперативного отслеживания дисфункций, а значит и профилактика разного рода кризисов.
Для выстраивания целостной системы необходимо, чтобы в зоне пристального внимания управляющей системы любого уровня с одной стороны находилась своя управленческая деятельность, с другой стороны, качество деятельности своих непосредственных подчиненных. Так как только при условии эффективной деятельности подсистем, находящихся близко друг от друга, возможно достижение поставленных целей, успешное функционирование всей системы. Это возможно при помощи опосредованного управления.
Опосредованное управление, это специфический метод управления большими системами, в основу которого, положен принцип глубоко управляемого делегирования полномочий.
Глубокое управление делегированием осуществляется за счет эффективных технологий управления, которые заключаются в следующем:
- постоянным оперативным и адекватным мониторингом динамики состояния управляемой системы;
- выявление в процессе мониторинга дисфункций системы;
- выявление причин дисфункций деятельности системы, которые выражаются в конкретных сбоях деятельности ее управленцев;
- целенаправленное формирование профессиональных умений руководителей, способных преодолеть выявленные в процессе мониторинга дисфункции;
- новый виток мониторинга, в процессе которого устанавливается эффективность применения метода опосредованного управления.
В случаях выявления неоднократного неэффективного применения метода опосредованного управления, необходимо применять методы непосредственного управления, напрямую вмешиваясь в процесс управления, возможность отстранения данного управленца от занимаемой должности.
Должны быть разработаны механизмы:
- повышение качества (успешности) управления внутри отдельных подсистемам, вплоть до микросистемы;
- влияния целостной системы на каждое ее подразделение, оптимально соединив творческую активность всех управляющих подразделений и достаточно сильную централизованную власть систем, которая сможет корректировать деятельность всех ее подразделений в деле повышения качества выполнения всех общесистемных целевых функций.
30 культура опр осн этапы содержание социология культуры
Технология американского менеджмента «Управление по целям».
Таблица 1
Процесс управления по целям
Основные элементы процесса | Основные действия менеджера |
Постановка целей | 1. Сформулируйте долгосрочные цели и стратегические планы. 2. Сформулируйте конкретные задачи всей организации 3. Определите задачи подразделений. 4. Определите задачи каждого работника. |
Планирование мероприятий | 5. Разработайте план мероприятий |
Самоконтроль | 6. Внедрите и осуществите корректирующие действия |
Периодический пересмотр | 7. Оцените степень достижения целей. 8. Оцените будущую результативность, подкрепите поведение и усильте мотивацию с помощью: а) обучения и самосовершенствования менеджеров; б) вознаграждения; в) планирования служебного роста |