Сбор, анализ и обобщение материалов исследования

1. Для выполнения работы студент использует материалы из различных источников, основными из которых являются:

а) учебные пособия. Студент должен использовать те учебные пособия, которые указаны в списках литературы по соответствующим темам изучаемой дисциплины. Эти материалы служат основой подготовки теоретической части работы;

б) специальная литература - научные публикации (книги, статьи) по выбранной теме;

в) публикации в специализированных периодических изданиях («Коммерсант», «Эксперт», «Экономика и жизнь» и др.). Материалы из этих источников используются, прежде всего, для анализа экономической деятельности в России (в части касающейся выбранной темы);

г) фактические данные о работе конкретных отечественных и зарубежных предприятий. Использование таких данных не является обязательным, однако, их наличие рассматривается как положительная черта работы и учитывается при защите.

д) адреса сайтов в «Интеренет»

2. Запрещается использование в качестве источника методических материалов лекций по изучаемым дисциплинам. Работы, содержащие прямое цитирование этих материалов к защите не допускаются.

Нежелательно использовать при написании работ источники одного вида, т.е. только учебники или только статьи, или только фактические данные.

3. При подборе материалов студент должен обращать внимание на то, что в них могут содержаться несовпадающие, а иногда и противоположные точки зрения по одному и тому же вопросу. Особенно это характерно для материалов, указанных в пунктах б, в, д. В этом случае студент обязан отразить в работе свое мнение о том, какая из точек зрения представляется ему наиболее правильной, и обосновать этот вывод.

4. При подборе материалов не следует писать работу как с использованием только одного источника, так и пытаться использовать как можно больше источников. И то, и другое отрицательно сказывается на качестве работы.

Рекомендуется для написания работы использовать не менее двух источников каждого вида. При выборе учебных пособий предпочтительнее ориентироваться на отечественных авторов, так как некоторые зарубежные переводные учебники несколько устарели по представленному в них практическому материалу; отечественные учебники содержат много данных и выводов об экономической ситуации в России, что необходимо для раскрытия многих тем. Общее количество использованных при написании работы источников не должно быть меньше пяти.

5. В качестве источников при написании работ по темам, связанным с экономической ситуацией в России, должны обязательно использоваться действующие нормативно-правовые акты (законы, постановления и т.п.).

6. Задачей анализа собранных материалов является отбор тех данных из источников, которые непосредственно войдут в текст работы. Студенту целесообразно составить для себя перечень источников с указанием конкретных страниц.

7. Наиболее важным этапом является обобщение материалов исследования. Результатом обобщения должен явиться предварительный вариант работы.

При обобщении материалов следует руководствоваться следующим:

а) не допускается сплошное цитирование использованных источников (в работе могут содержаться выдержки из того или иного текста, но они должны быть конкретными и достаточно краткими; основной текст работы должен быть написан студентом самостоятельно);

б) обработанный материал должен соответствовать требованиям к объему работы;

в) результаты обобщения не должны противоречить материалам использованных источников. Так, например, если в различных источниках содержатся несовпадающие точки зрения, то их нельзя просто изложить в работе. Имеющееся противоречие нужно отметить и проанализировать, сделав соответствующий вывод (например, об отсутствии окончательного решения того или иного вопроса, или об ошибке одного из авторов).

8. Результаты обобщения (предварительный вариант работы) обсуждаются студентом с научным руководителем. По результатам обсуждения может быть принято решение о необходимости дополнительного обобщения материалов по конкретным вопросам. Результаты обобщения могут содержать дискуссионные моменты, изложение мнения самого студента, частично не совпадающее с тем, что он обнаружил в источниках.

Проблемный подход к раскрытию темы, акцент на нерешенных вопросах являются положительной чертой работы (естественно, при наличии соответствующего обоснования).

9. Целесообразно увязывать сбор, анализ и обработку материалов с согласованным рабочим планом, т.е. «состыковать» конкретные источники с разделами работы. Это позволит студенту контролировать равномерность изложения материала, избежав односторонности в раскрытии темы. Материал каждого источника должен использоваться для конкретного раздела в составе теоретической или аналитической части (главы).

Наши рекомендации