Кейс «Критический анализ описания бизнес-процессов или PR-акция Группы компаний «Интеллект Инвест»?
Задание 8.1. Ниже представлен текст статьи сотрудников компании «Интеллект Инвест». Требуется проанализировать эту статью и обосновать один из вариантов: а) в статье проведен критический анализ описания бизнес-процессов; б) статья представляет собой PR-акцию. |
Когда в компании работает всего 2 человека, управленческих проблем не так уж много. Но когда сотрудников становится 10, 20, 50 или 100, кое-что начинает меняться. Постепенно все процессы начинают идти с некоторым скрипом. Те вопросы, которые раньше решались мгновенно, затягиваются на часы и даже дни. Чтобы они всё-таки решились, их уже приходится «подталкивать». В итоге получается какая-то нерадостная картина. Если сотрудник отдела закупок лично не отнесёт счет в бухгалтерию и не будет напоминать о нём каждый час — оплата может и не пройти. Если менеджер по продажам не пойдёт в отдел логистики и не будет тормошить логистов, есть риск, что срочный заказ клиенту так и не будет отправлен вовремя. Бухгалтер может неделями пытаться получить документы по сделке от менеджера по продажам и т.д. Начинают происходить сбои и самое неприятное, что от этого начинают страдать клиенты и часть из них уходит. Почему же так происходит? Тут две основных причины: 1) В большинстве бизнес-процессов, как правило, участвуют сотрудники разных подразделений и собственные задачи оказываются более приоритетными, чем те, результаты которых нужны в большей степени сотрудникам других отделов. Поэтому такие задачи отодвигаются на второй план. 2) Даже если человек стремится выполнить все возникающие задачи, далеко не всегда понятно, что можно считать хорошо выполненной задачей, потому что частенько они сформулированы довольно расплывчато: - «Это обязательно нужно сделать после обеда» (к 16.00 или к 17.00?) - «Нужно сегодня доставить заказ клиенту» (подразумевается только передачу товара или ещё нужно получить ТТН и подписанный акт приёмки-передачи? Тут обычно руководителю компании приходит в голову светлая мысль: «Надо прописать бизнес-процессы!» Только вот как это сделать? Обратиться за помощью к консультантам? Увы, эти ребята заинтересованы лишь в том, чтобы затянуть процесс как можно на больший срок (ведь так они могут больше заработать). Вот, например, что написано на сайте: «Из моего опыта нормальная продолжительность документирования всех бизнес-процессов в виде «Как есть» для предприятия с численностью до 50 человек составляет один-два года даже при условии привлечения консультанта. А в случае полностью самостоятельной работы продолжительность проекта может возрасти настолько, что реализация проекта потеряет всякий смысл.» Неплохой фронт работы на один-два года пытается создать себе этот парень, намекая, что без него вообще ничего не получится (у других его коллег вы можете найти такие же утверждения). За эти пару лет в нормальной развивающейся компании большинство процессов поменяется. А, значит, их опять нужно прописывать и консультант снова в деле! Ситуация становится ещё более пугающая, когда компания пытается выбрать какое-то программное обеспечение. Вот как выглядит простейший процесс (рис. 5.6), прописанный в программе BPwin по стандарту IDEF0. При этом стоимость внедрения таких решений начинается (в лучшем случае) от $ 50 000. В реальности это может стоить и $ 100 000 и $ 200 000 – всё зависит от платежеспособности клиента, наглости консультантов, количества человек в компании. Но что компания-заказчик получает в итоге? В компаниях покупается дорогой софт создаются талмуды с прописанными бизнес-процессами. В какой-то момент приходит понимание, что все существующие программные решения – не больше, чем дорогие «рисовалки», а процессы как шли со сбоями, так и идут. Проблема ещё в том, что ни в BPwin, ни в ARIS, ни в других продуктах вообще нет инструмента для ежедневного контроля текущих процессов! Но у нас есть и хорошие новости. Во-первых, при желании ключевые процессы можно прописать за несколько дней. Все остальные – за месяц, максимум два в рабочем порядке и по мере необходимости без каких-то специальных танцев с бубном. И консультанты для этого не нужны. Тут важно понять вот какой момент. Прописание процессов не требует каких-то сакральных знаний. Это обыденный и рутинный инструмент. Пользоваться им должен уметь каждый сотрудник. Поэтому чем проще оформлены процессы, тем лучше. Что вам нужно знать про каждый этап любого процесса: - что должно быть сделано; - каков фактический результат этого действия; - в какие сроки; - кто ответственен за выполнение. Никаких сложных методик и систем записи не нужно. Любой человек сможет оформить схему (рис. 8.1). Рис 8.1. Схема процесса Теперь вернёмся к вопросам о том, в каком же программном продукте это всё удобнее делать и, самое главное, как отслеживать ежедневное выполнение этих процессов? Перед Группой компаний «Интеллект Инвест» в своё время тоже стоял такой вопрос. Мы изучили все доступные на рынке программные решения и пришли к выводу, что ни одно из них не позволяет в реальности облегчить задачу снижения количества косяков в бизнес-процессах. Не говоря уже о сложности использования и стоимости этого ПО. Но так как для наших собственных бизнесов вопрос управления процессами был крайне важен, нам пришлось создавать свой собственный продукт «Total Control» и теперь мы можем с уверенностью сказать, что он реально облегчает управление бизнесом. Каковы же волшебные достоинства использования Total Control в управлении компанией? 1. Это продукт удобен в первую очередь предпринимателям, а не программистам и айтишникам. Проблема большинства софт-продуктов для бизнеса в том, что их создают команды программистов, исходя из своих представлений о том, «как всё должно работать». Нужно ли говорить, что реальности программиста и предпринимателя сильно отличаются? Так вот, Total Control – это продукт, созданный предпринимателями для предпринимателей. 2. Как следствие, продукт получился максимально простым. В нём нет никакого лишнего функционала. 3. Управление процессами максимально наглядно. Вот так может выглядеть схема процесса: Если вы решаете запустить этот процесс, одним кликом он переводится в календарный вид и вы можете видеть, как этапы процесса распределены по дням или часам и в течение нескольких секунд можно понять, где сейчас происходит сбой и кто за него ответственен (такая возможность напрочь отсутствует в других существующих на рынке продуктах, посвящённых бизнес-процессам). 4. Наглядные схемы ключевых процессов крайне удобны для введения в курс дела новых сотрудников компании. Не нужно по сто раз объяснять какие-то детали, не нужно заставлять читать какие-то абстрактные должностные инструкции. Сотруднику достаточно посмотреть визуализацию процессов, в которых он участвует. Всё понятно и наглядно. К тому же программа сама ему будет напоминать в нужный момент про начавшийся этап процесса, в котором он является ответственным. 5. И ещё один весьма важный момент – очень легко привязать мотивацию сотрудников к чёткому выполнению своих задач в рамках бизнес-процесса. Соответственно ни один сбой не остаётся незамеченным программой. Вы можете к каждому из этапов процесса назначить «стоимость сбоя». Можете премировать тех, кто работает вообще без сбоев. И т.д. Какова цена вопроса?Стоимость системы на 50 рабочих мест – $4.У нас действует 100% гарантия возврата денег – если в течение 30 дней после покупки системы вы решите, что наша программа вам не подходит. Без каких либо вопросов или претензий. |
Список литературы
1. Сайт группы компаний "Современные технологии управления” / Система бизнес-моделирования Business Studio: Методика «Проектирование системы управления». [электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://businessstudio.ru/procedures/business/system_managment/
2. Шерегов Н.А.К вопросу моделирования маркетинговой деятельности компании // Сборник «Управление бизнесом». ¾ Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета, 2009. ¾ С. 117-130.
3. Методология функционального моделирования IDEF0. Госстандарт России. ИПК Издательство стандартов. 2000.
4. Шерегов Н.А., Теоретические и прикладные аспекты моделирования деятельности компании // Электронный научный журнал // Управление экономическими системами № 3, 2013. [электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://uecs.ru/uecs-51-512013
5. Ларман К. Применение UML и шаблонов проектирования (Введение в объектно-ориентированный анализ, проектирование и унифицированный процесс UP) / Издание 2. — М., Санкт–Петербург, Киев: Издательский дом «Вильямс», 2009. — 620 с.
6. Полушин А.А., Шерегов Н.А. 2002. Применение Case–технологий в моделировании учебной работы вуза. “Новейшие информационные технологии – инструмент повышения эффективности управления”, Межрегиональная конференция. Изд-во ННГУ, С. 82-86.
7. Стратегический менеджмент. Основы стратегического управления / М.А. Чернышев [и др.]. — Ростов н/Д: Феникс, 2009. — 506 с.
8. Сайт “BPMN-тренинги”. [электронный ресурс]. Режим доступа: URL http://bpmntraining.ru/
9. Гражданский кодекс РФ.
10. Липсиц И. В., Вигдорчик Е.А. Маркетинговые стратегии для российских компаний: Учеб. Пособие. Гос. ун-т – Высшая школа экономики. — Изд. дом ГУВШЭ, 2006. — 183 с.
11. Котлер Ф., Келлер К.Л. Маркетинг менеджмент: Учеб. СПб: Питер, 2012. – 816 с.
12. Еремин В.Н. Маркетинг: основы и маркетинг информации: Учеб. М.: Кнорус, 2006. – 656 с.
13. Федеральный закон «О техническом регулировании»
14. Остервальдер Александр, Ив Пинье. Построение бизнес-моделей. Настольная книга стратега и новатора/ Пер. с англ. – 4-е изд. – М.: Альпина паблишер, 2014, – 288с.
15. Шерегов Н.А., Полушин А.А. Сравнительный анализ входов и выходов внешней среды в моделях бизнес-процессов // Электронный научный журнал // Управление экономическими системами № 11, 2015. [электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://uecs.ru/index.php?option=com_flexicontent&view=items&id=3845:2015-11-30-08-47-04
[1] Мониторинг – это наблюдение, учет, анализ, прогнозирование каких-либо объектов/процессов либо подпоследовательность перечисленных действий, начиная с первого действия