Типы национальных хозяйственных систем
Типологизация позволяет выявить основные черты, системообразующие элементы национальных экономик, уточнить совокупность принципов, институтов, форм и механизмов функционирования с тем, чтобы с максимальной пользой применить их для формирования и развития национальной экономики Беларуси, ее продвижения к рынку.
Среди наиболее представительных европейских страновых вариантов ученые-экономисты выделяют модели1:
• германскую (широко известную модель социального рыночного хозяйства и социального правового государства);
• британскую (ее наиболее характерная черта — дерегулирование);
• французскую (известную своим дирижизмом, или государственным интервенционизмом);
• итальянскую (ее характерная особенность — кооперативам);
• шведскую (известную как «государство благосостояния»).
Европейские модели (Германии, Швейцарии, Нидерландов, Швеции) часто интегрируют в рейнскую модель, которая характеризуется прежде всего стабильностью состава собственников акционерных предприятий. Большую роль играет «философия», «идеология» экономической деятельности. Предприятие традиционно рассматривается как коллектив с общими интересами.
Страновое разнообразие моделей экономики указанных выше и других стран Европы имеет тенденцию к сближению с общеевропейской моделью, формируемой идеологией и требованиями Европейского союза (ЕС). Это сближение реализуется по следующим направлениям:
• создание единого внутреннего рынка;
• формирование экономического и валютного союзов;
• гармонизация финансовой политики;
• сближение социальных моделей;
• обеспечение единых условий предпринимательской деятельности и поддержания конкурентной среды;
• совершенствование федеративного устройства;
• принятие единых правил и механизмов регулирования экономики.
Доминантное положение в мире занимает американская (точнее, англо-американская) модель, которая характеризуется интенсивным перераспределением акционерной собственности. Предприятие рассматривается как товар, оно может продаваться по частям, возможен и его «захват» через фондовую биржу.
Особое место принадлежит японской экономической модели, поскольку она обладает рядом специфических особенностей. Одной из них является социальная организация общества, предусматривающая гармонизацию отношений на всех его уровнях и во всех социальных сферах на основе уважения традиций японского образа жизни. На базе моральных ценностей сложилась своеобразная мотивация трудовой деятельности, отличная от американского стандарта. Именно японская модель демонстрирует значение социокультурного и конфессиональных факторов в экономической жизни общества.
Наряду с указанными можно выделить и особую китайскую модель смешанной экономики, формирующуюся в условиях эволюции экономики «чистого социализма». Рыночный механизм и негосударственный сектор экономики значительно усилили свою роль в годы реформ, однако государственное регулирование (во многом в форме «направляющего планирования»), распределение по труду и социальные гарантии продолжают оставаться приоритетными направлениями социально-экономической политики. Данная модель может быть определена как преимущественно социалистическая модель смешанной экономики.
Разнообразие экономических моделей характерно и для развивающихся стран. Эти модели можно условно объединить в две группы на основе деления стратегий развития на экспортоориентированные и импортозамещающие. Примером модели, относящейся к первой группе, является южнокорейская. Страны Латинской Америки до середины 80-х гг. XX в. развивались по пути импортозамещения.
В приведенном выше массиве моделей развитых стран выделяют (по критерию «социальности») либеральную, социально ориентированную и социал-демократическую группы моделей. Эти группы рыночных моделей отличаются друг от друга:
1) структурой собственности — в первой налицо абсолютное преимущество частной собственности; во второй и третьей поддерживаются пропорции смешанной экономики;
2) социальной политикой — в первом типе она рассчитана на определенную, наименее защищенную группу населения; во втором — на все население; в третьем — проводится, по сути, эгалитарная (уравнительная) политика;
3) участием государства в перераспределительных процессах — оно нарастает от первого модельного типа к третьему;
4) границами государственного участия в экономике — они также расширяются в указанном выше направлении.