Особенности коммерческой работы в розничных торговых предприятиях в зависимости от разных организационных форм.
Деятельность розничного торгового предприятия связана с реализацией продукции конечному потребителю, что является завершающим этапом ее продвижения из сферы производства. Предметом розничной торговли является не только продажа товаров, но и торговое обслуживание и предоставление дополнительных услуг покупателям. Для покупателей торговое обслуживание определяется имиджем предприятия, удобством и минимальными затратами времени на совершение покупки. Оказываемые услуги сопровождаются покупкой товаров и, кроме того, послепродажным сервисным обслуживанием реализованных товаров. Функции розничной торговли определяются ее сущностью и заключаются в следующем: удовлетворение потребностей населения в товарах; доведение товаров до покупателей путем организации пространственного их перемещения и подачи к местам продажи; поддержание баланса между предложением и спросом; воздействие на производство в целях расширения ассортимента и увеличения объема продаж; совершенствование технологии торговли и улучшение обслуживания покупателей. ***
На предприятиях розничной торговли коммерческие операции имеют свою специфику, что особенно касается операций, следующих за оптовыми закупками товаров, управления товарными запасами и управления ассортиментом товаров. Свою специфику имеет и рекламно-информационная деятельность, услуги предприятий розничной торговли.
Поскольку в розничной торговой сети завершается процесс доведения товаров от производства до потребителя, то коммерческая деятельность, связанная с розничной продажей товаров, является наиболее ответственной, т.к. на этом этапе приходится иметь дело с конечным потребителем товара. Поэтому очень важно не только предложить розничному покупателю широкий выбор высококачественных товаров, обширный перечень услуг, но и использовать при этом современные, удобные для покупателя методы продажи, прогрессивные системы расчета за покупки и т.д.
В зависимости от предназначения продукции предусматриваются следующие виды ее реализации:
§ интенсивная - при продаже товаров повседневного спроса;
§ нацеленная - при продаже товаров конкретной группе покупателей;
§ единая - при продаже товаров в основном для всех покупателей, характеризуется широким воздействием рекламных мер;
§ прямая - при продаже средств производства и сырья;
§ селективная - при продаже обычно престижных товаров, требующих специального сервисного обслуживания или установки дополнительных комплектующих изделий повышенного спроса.
Торговое предприятие, выходя на потребительский рынок, где в конкурентной борьбе осуществляется продажа товаров, должно соблюдать определенные правила, основное из которых гласит: чем лучше будут учитываться возможности и пожелания покупателей, тем больше можно продать товаров и ускорить их оборачиваемость.
Реализовав товар и получив заданную прибыль, торговое предприятие достигает своей цели. По своему экономическому содержанию затраченный капитал, который привлекается в качестве оборотных средств, должен компенсироваться продажей товаров. В условиях рынка необходимо реально оценить динамику и адекватность отдачи денежных активов, вкладываемых в товарно-материальные средства розничным торговым предприятием.
Задачами розничного торгового предприятия в новых условиях хозяйствования являются:
§ изучение запросов и потребностей в товарах с ориентацией на покупательскую способность;
§ определение ассортиментной политики;
§ формирование и регулирование процессов поставки, хранения, подготовки к продаже и реализации товаров в увязке с целями деятельности предприятия;
§ обеспечение заданного товарооборота материальными и трудовыми ресурсами.
При этом особое внимание уделяется взаимодействию розничного торгового предприятия с производителями товаров и оптовыми предприятиями. Все эти составляющие в совокупности образуют технологическую цепочку в процессе доведения продукции до конечного покупателя.
Исходя из задач розничной торговли коммерческая работа розничного предприятия осуществляется в следующих направлениях:
§ формирование необходимого ассортимента товаров в рамках покупательского спроса;
§ развитие закупочной деятельности;
§ организация хозяйственных связей с поставщиками;
§ осуществление процесса купли-продажи товаров, сопровождаемого коммерческими сделками, товарно-денежным обменом;
§ обеспечение устойчивых конкурентных позиций при решении коммерческих задач.
Коммерческая деятельность в розничной торговле должна развиваться с учетом происходящих изменений в экономике переходного периода. Для достижения этой цели может служить целевая программа стратегического планирования коммерческой деятельности розничного торгового предприятия. Она является экономическим обоснованием развития предприятия на коммерческой основе, позволяет оценить собственные потенциальные возможности, содержит контрольные показатели в решении коммерческих задач, обеспечивает формирование финансовых ресурсов [33, с. 68].
Функциональная ориентация на рыночный характер хозяйствования становится исключительной компетенцией торговых предприятий: свободный выбор партнеров, независимость, полная финансовая самостоятельность, материальная и моральная ответственность за коммерческую деятельность. Розничная торговля имеет свою торговую сеть, структуру магазинов, особенности ведения коммерческой работы.
Розничные торговые предприятия можно классифицировать по следующим основным признакам:
§ по видам и особенностям устройства;
§ по типу предприятия;
§ по форме обслуживания покупателей;
§ по типу здания и особенностей его объемно-планировочного решения;
§ по функциональным особенностям предприятия.
По видам и особенностям устройства предприятия розничной торговли подразделяют на магазины, магазины-склады, павильоны, палатки, автомагазины и др.
Примерно 90% сети предприятий розничной торговли приходится на долю магазинов.Они располагают набором помещений и оборудованием, необходимым для выполнения разнообразных торгово-технологических операций. Размещены магазины в капитальных стационарных зданиях.
Магазины-складыосуществляют торговлю строительными материалами и топливом. Они имеют благоустроенные площадки, навесы и складские помещения для строительных материалов и топлива, а также помещения для товарных образцов, торговли хозяйственными товарами и оформления продажи строительных материалов и других товаров.
Павильоны, палатки, ларьки и киоскипредставляют собой сооружения легкой конструкции и относятся к мелкорозничной торговой сети. В отличие от магазинов они предлагают более узкий ассортимент товаров и меньше удобств при обслуживании покупателей.
Автомагазиныи другие средства передвижной торговли используют для обслуживания жителей небольших населенных пунктов, а также в местах большого скопления людей (рынки, вокзалы).
В зависимости от ассортиментного профиля и торговой площади розничные торговые предприятия подразделяются на такие типы:
§ универмаги;
§ специализированные магазины;
§ универсамы;
§ минимаркеты;
§ гипермаркеты.
В зависимости от формы обслуживания покупателей это могут быть: предприятия мелкорозничной торговли (павильоны, палатки, ларьки, киоски); предприятия развозной торговли (автомагазины, судомагазины, разноски); предприятия посылочной торговли; предприятия фирменной торговли (розничные фирменные магазины); предприятия комиссионной продажи; предприятия, организующие торговлю в виде сезонной ярмарки или распродажи; предприятия торговли по предварительным заказам.
По типу здания и особенностям объемно-планировочного решения розничные торговые предприятия подразделяются на:
коммерческий розничный магазин торговый
- одноэтажные; | - с подвальным помещением; | |
- многоэтажные. | - без подвального помещения. | |
По расположению торговые предприятия подразделяются:
§ выполненные в виде отдельно стоящих зданий;
§ встроенные в здания;
§ пристроенные;
§ торговые комплексы.
По функциональным особенностям предприятия они бывают в виде:
§ стационарных объектов;
§ передвижных объектов;
§ сезонных торговых объектов;
§ посылочных торговых объектов;
§ комплексных торговых объектов.
Итак, основными целями коммерческой работы на розничном рынке заключаются в обеспечении доведения товаров до покупателей и торговом обслуживании с учетом требований рынка. Этому способствуют новые условия хозяйствования предприятий розничной торговли. Коммерческие работники имеют большие возможности для проявления самостоятельности, коммерческой инициативы и предприимчивости. Коммерческой деятельности должен быть присущ высокий динамизм, обусловленный изменениями во внутренней и внешней среде, ресурсном потенциале, технологии торговли, финансовом состоянии, что составляет основу функционирования розничного предприятия.
Торговля, удовлетворяя нужды и запросы потребителей, является конечным звеном деятельности субъектов рынка. Особая роль принадлежит коммерческой деятельности, связанной с выполнением комплекса мер по доведению товаров от производителя до покупателя.
Основными ее задачами являются: изучение запросов и потребностей в товарах с ориентацией на покупательскую способность; определение ассортиментной политики; формирование и регулирование процессов поставки, хранения, подготовки к продаже и реализации товаров в увязке с целями деятельности предприятия; обеспечение заданного товарооборота материальными и трудовыми ресурсами.