Информационная безопасность.
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ, ИНФОРМАЦИОННАЯ, ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ
Национальная безопасность – это состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства.
Впервые в политическом лексиконе понятие национальной безопасности употребил в 1904 году американский президент Т. Рузвельт в послании конгрессу США, где он обосновал присоединение зоны Панамского канала интересами национальной безопасности.
Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537 введен в действие нормативный документ "О Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года"
Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года – официально признанная система стратегических приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, определяющих состояние национальной безопасности и уровень устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу.
Национальные интересы РФ и стратегические национальные приоритеты:
· развитие демократии и гражданского общества, повышении конкурентоспособности национальной экономики;
· обеспечение незыблемости конституционного строя, территориальной целостности и суверенитета РФ;
· превращение РФ в мировую державу;
· повышение качества жизни российских граждан;
· экономический рост;
· развитие науки, технологий, образования, здравоохранения и культуры;
· поддержание экологии живых систем и рациональное природопользование;
· стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство.
Структура национальной безопасности.
Национальная безопасность включает в себя:
1. государственную безопасность – понятие, характеризующее уровень защищенности государства от внешних и внутренних угроз;
2. общественную безопасность – понятие, выраженное в уровне защищенности личности и общества, преимущественно, от внутренних угроз общеопасного характера;
3. техногенную безопасность – уровень защищенности от угроз техногенного характера;
4. экологическую безопасность и защита от угроз стихийных бедствий;
5. экономическую безопасность;
6. энергетическую безопасность;
7. информационную безопасность;
8. безопасность личности.
Обеспечение национальной безопасности – комплекс политических, экономических, социальных, здравоохранительных, военных и правовых мероприятий, направленных на обеспечение нормальной жизнедеятельности нации, устранение возможных угроз.
Силы обеспечения национальной безопасности:
1. Вооруженные Силы РФ,
2. другие войска,
3. воинские формирования и органы, в которых федеральным законодательством предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба,
4. федеральные органы государственной власти, принимающие участие в обеспечении национальной безопасности РФ.
Средства обеспечения национальной безопасности – технологии, технические, программные, лингвистические, правовые, организационные средства, включая телекоммуникационные каналы, используемые в системе обеспечения национальной безопасности для сбора, формирования, обработки, передачи или приема информации о состоянии национальной безопасности и мерах по ее укреплению.
Экономическая безопасность.
Экономическая безопасность – это совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию.
Основные компоненты экономической безопасности:
1. развитие (если экономика не развивается, то у нее сокращаются возможности выживания, сопротивляемости и приспосабливаемости к внешним и внутренним угрозам),
2. устойчивость (прочность и надежность элементов экономики, способность выдерживать внутренние и внешние нагрузки).
Цель экономической безопасности – обеспечение устойчивого экономического развития страны в интересах удовлетворения социальных и экономических потребностей.
Критерий экономической безопасности – стабильный прирост производительности общественного труда не менее 5% (определяется путем деления национального дохода на среднегодовую численность работников, занятых в сфере материального производства).
Объектами экономической безопасности являются:
· экономическая система страны;
· природные богатства страны – сельскохозяйственные угодья, леса, реки, озера, моря, шельф, полезные ископаемые.
Субъекты экономической безопасности - это:
· функциональные и отраслевые министерства и ведомства;
· налоговые и таможенные службы;
· банки, биржи, фонды и страховые компании;
· производители и продавцы продукции, работ и услуг;
· общества защиты прав потребителей.
Уровни экономической безопасности:
· гражданин или предприниматель,
· организация или предприятие,
· отдельный регион,
· Россия в целом.
Внутренние угрозы экономической безопасности:
1. спад производства,
2. низкая инвестиционная активность,
3. низкая конкурентоспособность продукции,
4. сворачивание научно-исследовательской работы,
5. рост безработицы,
6. усиление имущественного расслоения населения,
7. криминализация экономики,
8. слабость нормативно-правовой базы,
9. незавершенность экономических преобразований,
10. неравномерность развития регионов.
Внешние угрозы экономической безопасности:
1. зависимость России от импорта многих видов продукции стратегического назначения, продовольствия,
2. преобладание сырьевой направленности экспорта,
3. дискриминационные меры к российским товарам,
4. высокий уровень внешнего долга,
5. агрессивная политика иностранных компаний по завоеванию рынка сбыта,
6. скупка за бесценок российской собственности,
7. вложение средств в российскую экономику с целью устранения конкурентов.
Информационная безопасность.
Задачи построения гражданского общества в Российской Федерации как общества информационного, возрастание роли информации, информационных ресурсов и технологий в ХХI веке выводят вопросы информационной безопасности России на первый план в системе обеспечения национальной безопасности страны. Именно информация выступает основным связующим звеном всех компонентов государственной политики в единое целое.
Совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности Российской Федерации представлена в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 сентября 2000 г № Пр-1895.
Информационная безопасность Российской Федерации – это состояние защищенности национальных интересов в информационной сфере, определяемых совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.
Интересы личности в информационной сфере:
1. реализация конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации,
2. использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности,
3. физическое, духовное и интеллектуальное развитие,
4. защита информации, обеспечивающая личную безопасность.
Интересы общества:
1. обеспечение интересов всех членов общества в этой сфере,
2. упрочение демократии,
3. создание правового социального государства,
4. достижение и поддержание общественного согласия,
5. духовное обновление России.
Интересы государства:
1. создание условий для гармоничного развития российской информационной инфраструктуры,
2. укрепление конституционного строя, упрочения суверенитета и сохранения территориальной целостности России,
3. установление политической и социальной стабильности,
4. экономическое процветание,
5. защита государственной тайны,
6. безусловное исполнение законодательства и поддержание правопорядка,
7. развитие международного сотрудничества на основе партнерства и соблюдения интересов России.
Угрозы информационной безопасности РФ:
1. направленные на конституционные права и свободы человека в области информационной деятельности;
2. угрозы информационного обеспечения государственной политики РФ;
3. угрозы развития современных информационных технологий отечественной индустрии, а также не выход на внутренний и мировой рынок;
4. угрозы безопасности информационных и телекоммуникационных средств и систем.
Методы обеспечения информационной безопасности РФ:
1. правовые методы (разработка нормативных правовых актов);
2. организационно-технические методы (создание системы информационной безопасности РФ и ее совершенствование, привлечение к ответственности лиц, совершивших преступления в этой сфере, создание систем и средств для предотвращения несанкционированного доступа к обрабатываемой информации, предотвращение перехвата информации с применение средств криптографической защиты, как при передаче информации, так и при ее хранении и т.д.);
3. экономические методы (разработка программ обеспечения информационной безопасности и их финансирование, финансирование работ связанных с обеспечением информационной безопасности РФ).