Компетентность и оценка аудиторов

Вопрос 23. Структура стандарта ИСО 9001- 2000

Стандарт ISO 9001.Стандарт ISO 9001, предназна­ченный для сертификации системы качества, излагает минимальные требования к организации, обеспечиваю­щие достижение удовлетворенности заказчика. Стан­дарт ISO 9001-2000имеет следующую структуру.

Введение.

1. Область применения.

2. Нормативные ссылки.

3. Определения.

4. Система менеджмента качества.

5. Ответственность руководства.

6. Менеджмент ресурсов.

7. Процессы жизненного цикла продукции.

8. Измерение, анализ и улучшение. Приложения.

Версия стандарта ИСО 9001:2000 позволяет организации более гибко подходить к изменениям в документации системы управления качеством и разрабатывать минимальное количество документов, необходимых для де­монстрации эффективного планирования, процессов и контроля за процес­сами, выполнения и улучшения системы управления качеством.

Обязательным является документирование всего шести процедур:

♦ управление документацией;

♦ управление записями о качестве;

♦ внутренние аудиты;

♦ управление несоответствующей продукцией;

♦ корректирующие действия;

♦ предупреждающие действия.

Вопрос 24 Различия стандартов ИСО 9000 и положения концепции TQM

Различия стандартов ISO 9000 и концепции TQM

Положения стандартов ISO 9000:2000 Положения концепции TQM
Нет необходимости в ориентации на определенного потребителя Ориентация на определенного потребителя
Ориентация на технические системы и процедуры Ориентация на философию, концепции, инструменты и методологию
Вовлеченность всех сотрудников не обязательна Вовлечение всех сотрудни­ков — обязательное условие
Ответственность за качество оформлена документально, но может возлагаться на подразде­ления в целом, например, отдел качества Каждый сотрудник организа­ции ответственен за качество
Нет направленности на непре­рывное совершенствование TQM немыслим без непрерыв­ного совершенствования
В основном, статичность процес­сов и корпоративной культуры Подразумевается изменение про­цессов и культуры организации

Вопрос 25,26,27

Процессоориентированный подход.Любая работа, получающая вход­ные воздействия и преобразующая их в выходные результаты, может рас­сматриваться как процесс. Чтобы функционировать эффективно, органи­зации должны выявлять взаимосвязанные процессы в своей деятельности и управлять ими. Часто выход одного процесса непосредственно форми­рует вход другого. Систематическое выявление и менеджмент процессов, реализуемых в организации, и их взаимосвязей понимаются в ИСО 9000:2000 как «процессоориентированный подход».

Версия 2000г. имеет совершенно новый взгляд на систему, ко­торый предполагает, во-первых, алгоритмический подход к проек­тированию системы качества как совокупности взаимосвязанных процессов.

При этом каждый процесс рассматривается как система с вытекающими из этого последствиями:

♦ входы и результаты процесса четко определяются и изме­ряются;

♦ определяются потребители каждого процесса, идентифици­руются их требования, изучается их удовлетворенность ре­зультатами процесса;

♦ устанавливается взаимодействие данного процесса с осталь­ными процессами организации;

♦ устанавливаются полномочия, права и ответственность за управление процессом;

♦ при проектировании процесса определяется его ресурсное обеспечение.

Сформулированный таким образом основной перечень про­цессов документируется. При документировании устанавливаются владельцы процессов из числа специалистов высокой квалифика­ции, досконально знающих свои процессы и пользующихся авто­ритетом у сотрудников, то есть при назначении владельцев процес­сов реализуется принцип менеджмента качества - лидерство.

Далее производится ранжирование процессов, соответствую­щих конкретным функциям по степени их влияния на достижение целей организации. Такое ранжирование производится на фоне двух групп, первая из которых объединяет процессы внешних(главных и второстепенных), авторая - внутренних(основных и вспомога­тельных) производственных функций организации. На множестве процессов выделяются те, которые могут принести прибыль или другую выгоду, т. е. бизнес-процессы. Это позволяет обоснованно подойти к распределению ресурсов при управлении деятельностью организации.

Для эффективного управления каждый владелец процесса дол­жен чётко определять входы и выходы процесса. Вступая во взаимо­действия с другими процессами, владелец процесса одновременно является поставщиком и потребителем материальной и информаци­онной продукции. В информационном плане как потребитель он формирует свои требования к продукции, а как поставщик — оцени­вает требования своего потребителя и документирует свою деятель­ность так, чтобы эти требования были удовлетворены. Задача состо­ит в том, чтобы в документации системы менеджмента качества риск проявления несоответствий в продукции был сведен к минимуму.

Вопрос 28 Сущность и содержание стандартизации: функции и цели стандартизации

В соответствиис законом РФ «О техническом ре­гулировании» от 27 декабря 2002 годастандартизация— «деятельность по ус­тановлению правил и характеристик в целях их добро­вольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспо­собности продукции, работ или услуг».

Наши рекомендации