Компетентность и оценка аудиторов
Вопрос 23. Структура стандарта ИСО 9001- 2000
Стандарт ISO 9001.Стандарт ISO 9001, предназначенный для сертификации системы качества, излагает минимальные требования к организации, обеспечивающие достижение удовлетворенности заказчика. Стандарт ISO 9001-2000имеет следующую структуру.
Введение.
1. Область применения.
2. Нормативные ссылки.
3. Определения.
4. Система менеджмента качества.
5. Ответственность руководства.
6. Менеджмент ресурсов.
7. Процессы жизненного цикла продукции.
8. Измерение, анализ и улучшение. Приложения.
Версия стандарта ИСО 9001:2000 позволяет организации более гибко подходить к изменениям в документации системы управления качеством и разрабатывать минимальное количество документов, необходимых для демонстрации эффективного планирования, процессов и контроля за процессами, выполнения и улучшения системы управления качеством.
Обязательным является документирование всего шести процедур:
♦ управление документацией;
♦ управление записями о качестве;
♦ внутренние аудиты;
♦ управление несоответствующей продукцией;
♦ корректирующие действия;
♦ предупреждающие действия.
Вопрос 24 Различия стандартов ИСО 9000 и положения концепции TQM
Различия стандартов ISO 9000 и концепции TQM
№ | Положения стандартов ISO 9000:2000 | Положения концепции TQM |
Нет необходимости в ориентации на определенного потребителя | Ориентация на определенного потребителя | |
Ориентация на технические системы и процедуры | Ориентация на философию, концепции, инструменты и методологию | |
Вовлеченность всех сотрудников не обязательна | Вовлечение всех сотрудников — обязательное условие | |
Ответственность за качество оформлена документально, но может возлагаться на подразделения в целом, например, отдел качества | Каждый сотрудник организации ответственен за качество | |
Нет направленности на непрерывное совершенствование | TQM немыслим без непрерывного совершенствования | |
В основном, статичность процессов и корпоративной культуры | Подразумевается изменение процессов и культуры организации |
Вопрос 25,26,27
Процессоориентированный подход.Любая работа, получающая входные воздействия и преобразующая их в выходные результаты, может рассматриваться как процесс. Чтобы функционировать эффективно, организации должны выявлять взаимосвязанные процессы в своей деятельности и управлять ими. Часто выход одного процесса непосредственно формирует вход другого. Систематическое выявление и менеджмент процессов, реализуемых в организации, и их взаимосвязей понимаются в ИСО 9000:2000 как «процессоориентированный подход».
Версия 2000г. имеет совершенно новый взгляд на систему, который предполагает, во-первых, алгоритмический подход к проектированию системы качества как совокупности взаимосвязанных процессов.
При этом каждый процесс рассматривается как система с вытекающими из этого последствиями:
♦ входы и результаты процесса четко определяются и измеряются;
♦ определяются потребители каждого процесса, идентифицируются их требования, изучается их удовлетворенность результатами процесса;
♦ устанавливается взаимодействие данного процесса с остальными процессами организации;
♦ устанавливаются полномочия, права и ответственность за управление процессом;
♦ при проектировании процесса определяется его ресурсное обеспечение.
Сформулированный таким образом основной перечень процессов документируется. При документировании устанавливаются владельцы процессов из числа специалистов высокой квалификации, досконально знающих свои процессы и пользующихся авторитетом у сотрудников, то есть при назначении владельцев процессов реализуется принцип менеджмента качества - лидерство.
Далее производится ранжирование процессов, соответствующих конкретным функциям по степени их влияния на достижение целей организации. Такое ранжирование производится на фоне двух групп, первая из которых объединяет процессы внешних(главных и второстепенных), авторая - внутренних(основных и вспомогательных) производственных функций организации. На множестве процессов выделяются те, которые могут принести прибыль или другую выгоду, т. е. бизнес-процессы. Это позволяет обоснованно подойти к распределению ресурсов при управлении деятельностью организации.
Для эффективного управления каждый владелец процесса должен чётко определять входы и выходы процесса. Вступая во взаимодействия с другими процессами, владелец процесса одновременно является поставщиком и потребителем материальной и информационной продукции. В информационном плане как потребитель он формирует свои требования к продукции, а как поставщик — оценивает требования своего потребителя и документирует свою деятельность так, чтобы эти требования были удовлетворены. Задача состоит в том, чтобы в документации системы менеджмента качества риск проявления несоответствий в продукции был сведен к минимуму.
Вопрос 28 Сущность и содержание стандартизации: функции и цели стандартизации
В соответствиис законом РФ «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 годастандартизация— «деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг».