Еоретические основы и структура микроэкономики
Микроэкономика – раздел экономической теории, который изучает поведение отдельных субъектов хозяйствования (домохозяйства, предприятия и т. д.) в условиях редкости (ограниченности) ресурсов и наличия альтернативных вариантов их использования. В центре внимания микроэкономики находится поведение потребителя и производителя и его оптимизация, рыночный спрос и предложение, относительные цены товаров, распределение ресурсов в условиях альтернативности их использования, частное и общее экономическое равновесие.
Основной проблемой, определяющей сущность микроэкономики как науки является проблема распределения потребительских благ и производительных ресурсов в условиях совершенной и несовершенной конкуренции, а также ценообразование на разных рынках и рыночная координация.
Микроэкономика исходит из того, что решение данной проблемы происходит в условиях редкости или ограниченности ресурсов.
Неограниченность ресурсов означает отсутствие соревнования между субъектами хозяйственной деятельности за право распоряжения, владения и присвоения полезных эффектов от их использования. Другими словами, редкость или ограниченность ресурсов является условием функционирования товарно-денежных отношений, а, следовательно, экономики как таковой. В то же время, если бы все ресурсы были неограниченны, то причины, делающие необходимым существование экономических отношений, отсутствовали бы.
Редкость, или объективная ограниченность общественных ресурсов, с одной стороны, и неограниченность потребностей и желаний людей – с другой, являются ключевыми исходными проблемами микроэкономики, которая может быть определена как наука, изучающая обоснованность выбора самостоятельными экономическими единицами.
Микроэкономика исходит из гипотезы о рациональности намерений, решений и действий микросистем. То есть речь идет не только о рациональности целей экономических агентов (субстанциональной рациональности), но и о рациональности способов их достижения, т. е. процедурной рациональности[1].
Рациональность – принцип поведения субъектов хозяйствования, согласно которому субъект всегда стремится получить в данных условиях наилучший результат. Микроэкономика как наука исходит из того, что все экономические субъекты ведут себя рационально как при определении цели своей деятельности, так и при выборе средств ее достижения.
Главная задача микроэкономики как учебной дисциплины состоит в том, чтобы сформировать у слушателей знания поведения субъектов экономических отношений в условиях рыночных отношений, вооружить их универсальным инструментом принятия хозяйственных оптимальных решений в условиях ограниченности ресурсов и альтернативных вариантов их использования.
Основным объектом изучения микроэкономики являются рыночные структуры – определенные типы взаимосвязи между спросом и предложением, которые обусловливают механизмы установления цены и достижения рыночного равновесия.
Предпосылки, из которых исходит микроэкономика:
− экономический атомизм, означающий, что микроэкономика сосредотачивает свое внимание на поведении экономических субъектов, которые принимают и реализуют свои решения в процессе экономической деятельности;
− экономический рационализм – допущение оценки экономическими агентами своих выгод и затрат, сравнение которых в процессе принятия решений дает возможность установить наиболее эффективные действия конкретного экономического агента, обеспечивающие максимальный доход.
Сегодня можно сказать, что современная экономическая теория не ставит под сомнение существование рынка как доминирующего устройства хозяйственных отношений, однако и не идеализирует его. Рынок имеет много недостатков, к которым, прежде всего, следует отнести то, что он является нестабильной системой с постоянно нарушающимся равновесием. Движущей силой рыночного хозяйства является конкуренция с ее достоинствами и недостатками, стремлением к монополизму, социальным расслоением общества и т. п.
Современная микроэкономика состоит из четырех частей[2]:
− анализ образования потребительского спроса на основе теории предельной полезности;
− анализ предложения с точки зрения поведения отдельной фирмы, формирования ее издержек в конкретных рыночных условиях;
− анализ соотношения спроса и предложения в зависимости от различных форм рынка (совершенной и несовершенной конкуренции);
− анализ распределения и ценообразования на отдельных рынках.
В зависимости от подхода к объяснению поведения отдельных экономических субъектов микроэкономическая теория подразделяется на:
− позитивную, которая изучает факты и зависимости между ними и отвечает на вопрос: что есть и что может быть;
− нормативную, которая предлагает рецепты действий и определяет, какие условия экономики желательны или нежелательны, и отвечает на вопрос: что должно быть.
Применяя позитивный подход, микроэкономика использует следующие методы исследования:
− предельный анализ – явления изучаются не только в статике, но и в динамике;
− функциональный анализ – выявление типичного качества явления, а затем установление факторов, влияющих на него;
− равновесный подход – явления изучаются в состоянии относительной стабильности, при отсутствии внутренних тенденций к изменению этого состояния. Выделяются устойчивое и неустойчивое равновесие;
− метод верифицируемости (проверяемости) – теория должна получать частичное или косвенное подтверждение на практике.
Особо следует подчеркнуть, что если теория не согласуется с практикой, ее либо улучшают, либо отвергают и создают новую.
Сделаем краткий экскурс в историю становления микроэкономики.
К первому этапу становления микроэкономики как науки относится период с 1845 по 1890 год. В это время закладываются основы микроэкономики, формулируются основные методологические принципы. Наиболее яркими представителями микроэкономик в то время были К. Менгер, Ф. Визер, Е. Бем-Баверк, Дж. Б. Кларк, Г. Госсен[3].
На втором этапе (1890–1933) произошло выделение микроэкономики в отдельную отрасль экономических знаний на основе обобщения поздней классической, австрийской и американской школ. Наиболее яркие представители микроэкономики того периода А. Маршалл, У.-С. Джевонс, Ф. Эджуорт, Л. Вальрас, В. Парето и др.
С 1933 года и по настоящее время микроэкономика развивается на собственной основе и дополняется новыми открытиями: эффект дохода и замещения (Е. Слуцкий, Дж. Хикс, П. Самуэльсон), теория несовершенной конкуренции (Дж. Робинсон, теория монополистической конкуренции (Э. Чемберлин), теория игр (Дж. Нэш, О. Моргенштерн, Дж. Фон Нейман).
Для создания различных благ используются ресурсы. Сегодня в экономической теории принято выделять следующие виды ресурсов:
- земля;
- капитал;
- труд;
- предпринимательская способность.
Роль ресурсов неоднородна и постоянно меняется. Если двести лет назад главным экономически ресурсом была земля, то уже сегодня на первый план вышел капитал, а в будущем таким ресурсом будет предпринимательская способность. Соответственно, и успех экономической организации будет зависеть от уровня развития соответствующего ресурса.
К земле относят не только почву, но и различные полезные ископаемые, находящиеся в ней, леса, водные объекты и их обитатели. Обеспеченность земельными ресурсами играет важную, но уже не ключевую роль в экономическом успехе.
Капитал имеет две формы. С одной стороны, это совокупность средств производств, так называемый физический капитал, с другой стороны – это денежные средства, которые относят к финансовому капиталу. Именно этот фактор сегодня в большей степени определяет уровень конкурентоспособности рыночного субъекта, поскольку только при наличии современных средств производства и технологий возможно создавать современные высококачественные товары.
Одной из проблем современной промышленности России является высокая степень изношенности и низкая эффективность средств производства, что в совокупности с отсталой технологией делает многие отечественные предприятия неконкурентоспособными как на мировом, так и внутреннем рынке.
Труд включает в себя физические и умственные действия, выполняемые для осуществления различных операций. Развитие науки, создание и внедрение наукоёмкой техники и современных технологий, развитие рыночной инфраструктуры повысили значимость труда как экономического фактора. Известное выражение «кадры решают все», как никогда ранее актуально сегодня. С уверенностью можно сказать, что данная тенденция не только сохранится в будущем, но и будет только нарастать.
Предпринимательская способность представляет собой уникальную способность соединять все другие ресурсы с целью получения прибыли. Так же как и труд, этот вид ресурса выходит на первое место, как в экономическом успехе фирмы, так и в процветании страны.
Рассмотрим микросистему и ее основные характеристики Объектом микроэкономических исследований является микросистема. Поскольку микросистема является системой экономических отношений между хозяйствующими субъектами, то анализировать ее можно в трех аспектах: через выяснение того, какие субъекты попадают в эти отношения; с поводу чего эти отношения складываются; который основное содержание этих отношений.
К основным субъектам микросистем относятся[4]:
- домохозяйства;
- предприятия;
- государство.
Домохозяйства - это группа людей, объединяющих свои доходы, имеют общую собственность и вместе принимают совместные решения. Примером домохозяйства является семья. Но может быть отдельный человек, самостоятельно формирует и использует свои доходы, не вступая в объединения с другими гражданами. Роль домохозяйства в микроэкономике двойная. С одной стороны они на рынке ресурсов формируют предложение так как они являются владельцами трудовых ресурсов, которые поставляют для производственных целей. С другой стороны, они выступают как потребители, покупатели (выступают на стороне спроса, формируют его на рынке товаров).
Предприятия (фирмы). К ним относятся хозяйства, занимающиеся потреблением ресурсов и производят товары (или оказывают услуги) для получения прибыли. При этом предприятие самостоятельно принимает решение для приобретения ресурсов, о выпуске товаров, цены на рынке сбыта и руководствуется целью максимизации прибыли.
Государство в микроэкономике рассматривается как координатор и регулятор экономической деятельности в стране. Несмотря на то, что государство является собственником значительного количества предприятий, организует производство товаров, услуг общественного пользования, в микроэкономике рассматривается координационная роль государства.
Объектами, которые влияют на экономические отношения в микросистемы, являются ресурсы производства и результаты производства.
Ресурсы производства - труд, капитал, природные ресурсы и предпринимательские способности.
Труд - целенаправленная деятельность людей по переработке сырья для получения товара.
Капитал - это все средства производства, участвующих в производственных процессах.
Природные ресурсы - все, что создано природой в недрах земли, используемые в производственном процессе. Часто их называют обобщающим словом "Земля".
Предпринимательские способности - особые способности отдельных людей сознательно идти на риск, мобилизацию ресурсов, их организацию в производственном процессе, творческое использование ради получения прибыли.
Результатом производственной деятельности в микроэкономике есть товар (материальная вещь или услуга). Количественно его можно выразить с помощью натуральных показателей или в стоимостном выражении.
2. Сущность рынка. Его основные функции и структура
Сущность рынка находит свое выражение в его главных экономических функциях. Экономическая функция - это главное предназначение, которое призвано выполнять данная категория и которые отражают сущность последней. К главным экономическим функциям рынка относят следующие функции[5]:
Саморегулирование экономики, предусматривающей согласование производства и потребления по всему ассортименту товаров и услуг, а также поддержание сбалансированности спроса и предложения по объему и цене;
1. Стимулирующая - состоит в побуждении производителей к созданию новой продукции с наименьшими затратами и наибольшими доходами;
2. Регулирующая - предполагает обеспечение определенной пропорциональности в производстве и обмене между регионами и сферами экономики;
3. Рациональности - предусматривает уменьшение факторов, а также издержек обращения;
4. Эквивалентности - заключается в сопоставлении индивидуальных затрат ресурсов с общественными, выявляющий ценность продукта;
5. Демократизации хозяйственной деятельности, то есть санация (лишения) экономики от нежизнеспособных элементов, что ведет к дифференциации товаропроизводителей - конкурентов.
Таким образом, рынок - является функциональной формой экономических связей между субъектами целостной экономической системы, это конкретная форма существования свободного предпринимательства.
Самая полная суть рыночной экономической системы отражает рынок свободной (чистой) конкуренции, что дает наибольшую свободу действия рыночного механизма хозяйствования.
Указанный рынок свободной конкуренции существует при определенных условиях:
1. Существование в экономике разнообразных форм собственности и многообразие форм хозяйствования, а также конкуренции;
2. Демонополизация экономики, свобода выбора партнеров на хозяйственных договорах (свобода купли - продажи);
3. Право свободного установления цен на свой продукт;
4. Существование свободного маневрирования производственными ресурсами;
5. Полнота и доступ всех хозяйственных структур к информации о состоянии рынка и его конъюнктуру;
6. Наличие рыночной инфраструктуры, то есть комплекса отраслей, систем, служб, предприятий, учреждений, обслуживающих рынок (банки, биржи, рыночные формы торговли и т.п.);
7. Наличие достаточной массы денег, необходимых для обращения товаров, услуг и иных объектов рыночных отношений.
Рынок чистой монополии - это рынок где одна фирма продает единственный в своем роде продукт, не имеющий близкого по качественным и техническим показателям заменителя. Такая фирма контролирует цену на свой продукт. На данном рынке может действовать, а может и не действовать ценовая конкуренция.
Предпринимательская монополия - это ситуация на рынке, когда одна фирма или несколько занимают ведущее положение в отрасли.
Двухсторонняя монополия - это рынок на котором единственном продавцу противодействует единственный покупатель.
Существует также естественная монополия, когда эффект масштаба настолько велик, что одна фирма может обеспечивать весь рынок, имея при этом меньшие затраты на единицу продукции чем у фирм конкурентов.
Указанный разделение рынков является условным. Чистая конкуренция и чистая монополия - скорее абстрактные категории, которых в реальной действительности почти нет. Однако наиболее близким к чистой конкуренции является рынок сельскохозяйственной продукции (пшеницы, например), к чистой монополии - это, например, один сахарный завод в определенном регионе, один банк в районе подобное. Реально существующими являются рынки монополистической конкуренции и олигополии. Первые касаются отраслей, обслуживающих население (пошив одежды, обуви, ремонт домашней техники и т.д.).
Олигополия более характерна для металлургической промышленности, производства автомобилей и тому подобное.
Таким образом, современная экономическая теория различает четыре основные модели рынка: чистая конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и монополия.
Рынок чистой конкуренции - это рынок, где существует большое количество фирм, продающих стандартизированные товары. Доступ на рынок свободный, продавцы не в состоянии контролировать цену на товар, который они продают. На рынке отсутствует неценовая конкуренция.
На рынке монополистической конкуренции действует много продавцов дифференцированных по качеству, дизайну, фасону товаров и услуг. Именно многообразие в качестве, упаковке, размещении фирм и т.д., является основным признаком монополистической конкуренции. Здесь каждая фирма обладает определенной долей рынка, то есть имеет элементы монополизма. Монополистической конкуренции характерна неценовая конкуренция, и прежде всего, реклама.
Олигополистический рынок - это рынок, на котором несколько фирм продают, как стандартизированные, так и дифференцированные товары. Основная черта такого рынка - взаимозависимость конкурирующих фирм друг от друга.
Рынок чистой монополии существует тогда, когда на рынке действует один продавец, который диктует свои условия рынку, сам устанавливает цену своего товара. Его цель - получение монопольно высокой прибыли.
Познать рынок как экономическую категорию невозможно без глубокого анализа его структуры, то есть элементов из которых он состоит и которые взаимодействуют между собой. Для этого следует выбирать критерии, по которым можно разграничить элементы рынка. Таких критериев может быть несколько, поскольку рынок является многообразным явлением экономической жизни.
Структура рынка - это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка.
Признаки любой структуры такова[6]:
- тесная связь между ее элементами;
- определенная устойчивость этих связей;
- целостность, совокупность соответствующих элементов.
Структура рынка определяется по следующим критериям:
- по объектам,
- по субъектам,
- по территориальному аспекту,
- по формам контактов,
- по уровню насыщенности,
- по степени зрелости,
- по степени ограниченности конкуренции,
- с позиции соответствия законодательству,
- по ассортименту товаров.
Потребительский рынок включает рынки продовольственных и непродовольственных товаров, бытовых, коммунальных, транспортных услуг, услуг образования, здравоохранения, культуры.
Рынок средств производства - охватывает рынки средств труда (техники, оборудования и др.), предметов труда (сырья, материалов, топлива, энергии и т.д.).
Рынок инноваций - охватывает рынки научно технических разработок, нововведений, изобретений, рационализаторских предложений, патентов, лицензий. Сюда же можно отнести рынок информации, хотя он является особым рынком.
Рынок труда - это рынок рабочей силы, где продается и покупается особый ресурс - труд.
Рынок инвестиций включает в себя рынок денег и валют, кредитный рынок, рынок ценных бумаг. С этим рынком связаны такие рынки как фондовый, финансовый, валютный, рынок капитала и другие.
По субъектам выделяют рынки: покупателя, продавца, государственных учреждений, посреднический рынок.
На рынке покупателя предложение превышает спрос, возникает конкуренция между продавцами; большинство современных рынков - это рынки покупателя.
На рынке продавца спрос значительно превышает предложение; существует конкуренция между покупателями, дефицит товара. Такие рынки характерны тоталитарным и переходным экономикам.
Рынок государственных учреждений включает совокупность актов купли-продажи товаров и услуг государственных организаций, учреждений, правительства, администраций областей, местных органов и тому подобное.
Посреднический рынок - совокупность экономических отношений лиц и организаций, приобретающих товары и услуги для перепродажи.
В территориальном аспекте выделяют местные, региональные, национальный и мировой рынки, также внутренние и внешние рынки.
По формам контакта различают рынки на личном контакте и безличные рынки. По уровню насыщенности выделяют равновесный рынок, дефицитный рынок, избыточный рынок. По степени ограниченности конкуренции различают рынок свободной конкуренции, монополистический рынок, олигополистический рынок, рынок монополистической конкуренции.
С позиции соответствия действующему законодательству существуют легальный и нелегальный рынки.
С учетом ассортимента товаров различают замкнутый рынок, насыщенный рынок, рынок широкого ассортимента, смешанный рынок.
Заключение
Таким образом, в ходе выполнения работы было выявлено, что микроэкономика раскрывает основные принципы функционирования рыночной экономики на уровне отдельного товаропроизводителя и потребителя. Она изучает мотивацию поведения хозяйствующих субъектов, результативность деятельности отдельного предприятия и отрасли. Микроэкономика дает представление о механизме установления цены на тот или иной товар под воздействием спроса и предложения, о побудительных мотивах в принятии экономических решений, об объемах выпускаемой продукции в различных рыночных структурах, об оптимальном использовании экономических ресурсов в целях получения максимальной прибыли.
Список литературы
1. Микроэкономика. Поведение, институты и эволюция / Самуэль Боулз ; [пер.с англ. Букина К.А., Демидовой А.В., Карабекян Д.С., Карпова А.В., Шиловой Н.В.]. -М. : Изд-во «Дело» АНХ, 2010. — 576 с.
2. Максимова, В.Ф. Микроэкономика:учебно-методический комплекс. – М. : Изд. центр ЕАОИ. 2009. – 204 с.
3. Микроэкономика. − М.: Маркет ДС, 2005. – 550 с.
4. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. − М.: Норма-Инфра − М., 2000.
5. Микроэкономика: теория и российская практика. / Под ред. А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова − М.: Крокус, 2005.
6. Интернет-ресурсы, включая сайты электронной библиотеки МЭСИ: www.ibc.mesi.ru.
[1] Микроэкономика. Поведение, институты и эволюция / Самуэль Боулз ; [пер.с англ. Букина К.А., Демидовой А.В., Карабекян Д.С., Карпова А.В., Шиловой Н.В.]. -М. : Изд-во «Дело» АНХ, 2010. — 576 с.
[2] Максимова, В.Ф. Микроэкономика:учебно-методический комплекс. – М. : Изд. центр ЕАОИ. 2009. – 204 с.
[3] Микроэкономика. − М.: Маркет ДС, 2005. – 550 с.
[4] Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. − М.: Норма-Инфра − М., 2000.
[5] Микроэкономика: теория и российская практика. / Под ред. А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова − М.: Крокус, 2005.
[6] Интернет-ресурсы, включая сайты электронной библиотеки МЭСИ: www.ibc.mesi.ru.