Комплексная оценка эффективности...
Интенсификация выступает причиной, а эффективность — проявлением, т. е. следствием.
Различают следующие виды эффективности.
1. Эффективность затрат.
2. Эффективность финансово-хозяйственной деятельности.
3. Эффективность инвестиций.
4. Эффективность специализации.
5. Эффективность производственно-хозяйственных связей.
6. Эффективность административной структуры.
7. Эффективность финансового менеджмента.
С точки зрения системного подхода экономическую эффективность можно определить как отношение между входами и выходами из этих процессов. При этом за входы принимаются вложенные средства или издержки, себестоимость, а за выходы — эффекты экономических процессов.
Экономическая эффективность как совокупность отдельных эффектов (результатов) по отношению к затраченным средствам математически выражается следующей формулой:
E=f(x)=(Y1+Y2+……Yn) /x
где Е — экономическая эффективность;
X— затраченные средства;
У — отдельные эффекты.
Каждый показатель (эффект), отражая определенную экономическую категорию, складывается под воздействием вполне определенных экономических и других факторов.
Для определения эффективности важное значение имеет критерий ее оценки. Критерий — отличительный признак, характеризующий качественную, коренную сущность изучаемого явления или процесса. Критерием экономической эффективности предприятий торговли является максимальное достижение экономического результата, полученного при минимальных затратах и рациональном использовании ресурсов.
Эффективность измеряется с помощью показателей, отражающих соотношение результатов и затрат. К показателям, характеризующим деятельность предприятия, относят объем производства, валовая прибыль,, и чистый доход (прибыль).
Ресурсы и затраты на достижение результатов производственно-хозяй-ственной (финансово-хозяйственной) деятельности классифицируются следующим образом.
1. Ресурсы:
• материальные (основные и оборотные средства);
• товарные (фонды обращения);
• трудовые;
• финансовые.
2. Затраты:
• единовременные (авансированные в основные фонды, оборотные и фонды обращения);
• текущие .
В зависимости от поставленной цели определяются и показатели, характеризующие ту или иную сторону эффективности, путем соизмерения результатов с затратами или ресурсами. При оценке эффективности используют систему показателей, которые должны быть сравнимы на всех уровнях управления экономикой с учетом особенностей организации (народное хозяйство, отрасль, объединение, предприятие, внутреннее подразделение).
Построение системы показателей, характеризующих эффективность и качество работы предприятий,вызывает необходимость предварительной классификации показателей.
В связи с этим можно выделить следующие наиболее важные признаки, положенные в основу классификации.
1. Функциональное назначение отдельных показателей.В соответствии с этим признаком все показатели подразделяются на показатели эффективности деятельности и показатели качества работы организаций и предприятий. Первые — это результаты соизмерения достигнутого эффекта (результата) с затратами или используемыми ресурсами, т. е. для определения эффективности нужно измерить эффект (результат) и отнести его к величине затрат или ресурсов, требующихся для получения этого эффекта. Вторые характеризуют достигнутый уровень поставленной цели или задачи.
2. Степень обобщения оценки деятельности.В соответствии с этим признаком все показатели подразделяются на обобщающие, характеризующие работу торгового предприятия в целом, и частные, характеризующие степень использования отдельных ресурсов и затрат или отдельные стороны деятельности.
В производстве частные показатели характеризуют эффективность использования основных и оборотных средств, трудовых ресурсов, текущих и единовременных затрат, а также качество работы по использованию ресурсов и затрат, совершенствованию управления и т. п.
3. Значимость показателей при оценке деятельности. Всоответствии с этим признаком все показатели подразделяются на основные, которым отдается предпочтение при оценке, и вспомогательные, которые служат для уточнения или дополнения основных показателей.
4. Уровень применения показателей.С этой целью систему показателей строят дифференцированно для предприятий, объединений (ассоциаций).
С учетом классификации определяются конкретные показатели, которые могут служить для оценки эффективности и качества работы предприятий. При этом большое внимание уделяется выбору обобщающих (интегральных) показателей эффективности предприятий. Главные показатели эффективности деятельности предприятия приведены в табл. 12. Кроме приведенных в ней показателей, могут быть использованы и другие.
Список рекомендуемой литературы
1. Налоговый кодекс РФ , глава 25 « Налог на прибыль организаций» , статьи 250-265
Основная литература
2. Экономика предприятия /Под ред. В.Я. Горфинкеля. –М.: ЮНИТИ, 2003.
3. Экономика предприятия: Учеб. для вузов / Под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандара. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
4. Экономика предприятия / Под ред. В.Д. Грибов, В.П. Грузинов, В.А. Кузьменко. – Москва, 2011 г.
5. Экономика предприятия / Под ред. В.Д. Грибов, В.П. Грузинов, В.А. Кузьменко. – Москва, 2009 г.
6. Экономика предприятия /Под ред. О.И. Волкова. –М.:ИНФРА-М, 2003.
7. Экономика предприятия /Под ред. Е.Л.Кантора.–СПб: Питер, 2002.
8. Экономика предприятия /Под ред. Е.Н. Кнышова, Е.Е. Панфилова – Москва и Д «Форум инфра-м»,2007 г.
9. Экономика предприятия. Учеб. пособ. /Под ред. Н.И. Новикова – Новокузнецк: НФИ КемГУ, 2004,
10.Экономика предприятия / Под ред. Н.А. Сафронова.- М.Магистр, 2010 г.
11.Экономика предприятия / Под ред. проф. Н.А. Сафронова.– М.: Экономист, 2003.–
12.Практикум по экономике предприятия, Финансы и статистика / Под ред. П.В. Тальмина, Е.В. Чернецова. –Москва , 2007 г.
Дополнительная литература
13.Анализ финансовой отчетности / Под ред. Л.В.Донцова, Н.А. Никифорова. – Москва, «Дело и Сервис»,2003 г.
14.Анализ финансово – хозяйственной деятельности предприятия /Под ред. Г.В.Савицкая. – Москва, Инфра-м , 2010 г.
15.Анализ финансово – хозяйственной деятельности/Под ред. Л.Н. Чечевицына. – Ростов – на – Дону Феникс, 2010 г.