Совокупный спрос, его структура и неценовые детерминанты
AS- его структура и неценовые детерминалы.
Факторы, оказывающие воздействие на спрос при неизменных ценах на рассматриваемый товар, называютсянеценовыми детерминантами спроса.Среди наиболее значимых неценовых детерминант экономисты выделяют:
Вкусы и предпочтения потребителей.
Так, например, активная рекламная компания здорового образа жизни, может привести к росту спроса на спортивные тренажеры и натуральные продукты, увеличив величину спроса при тех же ценах (сдвиг кривой спроса вправо).
Доходы потребителей.
Для подавляющей группы нормальных качественных товаров рост дохода вызывает увеличение спроса при тех же ценах и соответствующее смещение кривой спроса вправо.
Однако для относительно худших товаров, имеющих сравнительно более низкое качество, рост дохода побуждает потребителя заменить относительно худший товар более качественным и тем самым сокращает спрос. В результате кривая спроса смещается влево.
Число потребителей.
При прочих равных условиях , чем больше число потенциальных покупателей, тем выше рыночный спрос на товар.
Цены на другие товары.
Данный фактор является неценовым, т.к. предполагает неизменность цены рассматриваемого товара. Цена же любого другого товара кроме того, который мы анализируем, выступает в качестве неценового, или экзогенного фактора.
9. Классический анализ совокупного предложения.
Ограниченность ресурсов делает главной в экономике проблему производства, т.е. совокупного предложения. Поэтому классическая модель – это модель, изучающая экономику со стороны совокупного предложения (т.е. это модель «supply-side»). Поэтому основным рынком выступает ресурсный рынок, и, в первую очередь, рынок труда. Совокупный спрос всегда соответствует совокупному предложению.
Проблема ограниченности ресурсов (увеличение количества и улучшение качества решается медленно. Технологический прогресс и увеличение производственных возможностей – процесс длительный, долгосрочный.
Поскольку в экономике благодаря гибкости цен всегда существует полная занятость, и объем производства находится на уровне потенциального ВВП, то кривая совокупного предложения вертикальна, отражает равновесие в долгосрочном периоде и обозначается LRAS.
10. Кейнсианский анализ совокупного предложения.
Поскольку стабилизационная политика государства, т.е. политика по регулированию совокупного спроса, воздействует на экономику в краткосрочном периоде, то кейнсианская модель представляет собой модель, описывающую поведение экономики в краткосрочном периоде
Главной экономической проблемой (в условиях неполной занятости ресурсов) становится проблема совокупного спроса, а не совокупного предложения. Кейнсианская модель является моделью «demand-side», т.е. изучающей экономику со стороны совокупного спроса.
В краткосрочном периоде кривая совокупного предложения (SRAS – short-run aggregate supply), если в экономике имеется большое количество незанятых ресурсов (как, например, было в период Великой Депрессии), имеет горизонтальный вид. Это так называемый «крайний кейнсианский случай»