Проблема оптимального выбора
Производственные возможности – возможности общества по производству экономических благ при полном и эффективном использовании всех имеющихся ресурсов. Возможный выпуск продукции характеризует кривая производственных возможностей.
Допустим, что в обществе производится лишь 2 блага: зерно и ракеты. Если общество использует свои ресурсы для производства только зерна, то оно производит его 5 млн. т; если же только для производства ракет, то их производится 6 штук. При одновременном производстве обоих благ возможны сочетания: производство ракет (с 0 до 6 штук) снижает производство зерна (с 5 млн. до 0 т.), и наоборот. Линию А, Б, В, Г называют кривой производственных возможностей. Она показывает альтернативные варианты при полном использовании ресурсов. Все точки, расположенные внутри фигуры ОАГ, означают не полное использование ресурсов. В то же время, любая производственная программа, характеризуемая точками за пределами фигуры ОАГ, не будет обеспечена наличными ресурсами.
Таблица 2.1 Производственные возможности общества
Возможность | Зерно, млн. т. | Ракеты, шт. |
А | ||
Б | 4,5 | |
В | 3,0 | |
Г |
Кривая производственных возможностей исторична. Она отражает достигнутый уровень развития технологии и степень использования имеющихся ресурсов. Если увеличиваются ресурсы или улучшается технология, то площадь фигуры растет. При равномерном процессе кривая АГ симметрично смещается до положения А1Г1. При одностороннем увеличении эффективности технологии производства одного из благ. То сдвиг носит асимметричный характер. При одностороннем увеличении производства зерна, кривая АГ смещается до положения А1Г, при увеличении производства ракет – до положения АГ1.
Кривая производственных возможностей может быть использована для характеристики структурных сдвигов между промышленностью и сельским хозяйством, общественными и частными благами, текущим и будущим потреблением, потребительскими и инвестиционными товарами и услугами.
В условиях ограниченности ресурсов проблема экономического выбора неустранима. Однако в различных экономических системах она решается по-разному: в традиционном обществе выбор зависит от традиций и обычаев, в административной экономике – от воли правящей элиты, в рыночной экономике – от рыночной конъюнктуры.
Рисунок 2.1 – Кривая производственных возможностей | Рисунок 2.2 – Сдвиг КПВ |
В традиционных системахэкономики, характерных для стран со слабо развитой экономикой, базирующейся на отсталой технологии, широком использовании ручного труда, основные вопросы: что производить, как, для кого — решаются на основании вековых обычаев или традиций.
Поскольку такие традиции передаются от поколения к поколению и поддерживаются господствующими структурами, то какие-либо новшества в организации хозяйственной деятельности проникают с большим трудом.
В командно-административной системепоставленные выше вопросы решаются государством и его органами управления посредством жесткого централизованного управления всеми сторонами экономической жизни общества. Такое управление оказывается неэффективным, неспособным обеспечить широкое использование достижений НТП, рост эффективности производства и конкурентоспособности продукции.
В экономике, основанной на рыночных отношениях, вопрос «что производить» решается потребностями и спросом потребителей.
Рынок
Рынок – это экономические отношения между продавцами и покупателями по поводу товарного обмена. Рынок это виртуальное место встречи продавцов и покупателей, между которыми осуществляется обмен по цене, о которой удалось договориться. При этом происходит добровольное отчуждение своей собственности и присвоение чужой. То есть рынок означаетвзаимную передачу прав собственности.
Функции рынка:
1.Стимулирование экономии используемых ресурсов.Он направляет производство на наибольшую ресурсную отдачу, поскольку конкуренция заставляет минимизировать издержки, с целью увеличение массы прибыли.
2.Функция адаптации производства к меняющемуся спросу.Посколькуфирмы выпускают только продукцию, нужную потребителям, рынок заставляет быстро адаптироваться к спросу, изменять ассортимент и повышать качество продукции.
3.Санирующая функция. Отсталые и морально устаревшие производства в условиях рынка не могут победить в конкуренции и неизбежно разоряются.
4.Информационная функция. Дает возможность производителям на основе рыночных сигналов (цены, ставки за кредит и др.) принимать хозяйственные решения.
Условия формирования и развития рынка:
1. наличие конкурентной среды;
2. наличие резервов роста экономики;
3. обеспечение подвижности ресурсов;
4. функционирование инфраструктуры рынка.
Инфраструктура рынка – сферы деятельности, которые содействуют продвижению товарных и денежных потоков от продавца к покупателю, реализуют сбыт и обеспечивают рынок необходимой коммерческой информацией:
4.1. правовая – юридическая основа рыночных отношений;
4.2. финансовая – инвестиционные фонды, страховые компании, банки;
4.3. торгово-транспортная – создает условия для хранения и передвижения товаров;
4.4. инфраструктурное посредничество в сделках – биржи, брокерские и нотариальные конторы, аудиторские фирмы, ярмарки, аукционы.
4.5. информационная - рекламные агентства, средства массовой информации.
Экономические системы
Экономические системы – это совокупность взаимосвязанных экономических агентов имеющих определенную целостность, экономическую структуру общества, единство отношений, формирующихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления, экономических благ.
Главными экономическими целями современного общества является: экономический рост, повышение эффективности производства, полная занятость, и социально-экономическая стабильность. Эти цели по-разному реализуются в различных экономических системах. В современном мире существуют три разновидности экономических систем: рыночная, командная и смешанная.
Рыночная экономика – это система, основанная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции. Она опирается на личные интересы, ограничивает роль правительства. В экономике преобладают горизонтальные связи.
Рыночная экономика гарантирует свободу потребителя, что выражается в свободе потребительского выбора на рынке товаров и услуг. Добровольный без принуждения обмен становится необходимым условием суверенитета потребителя.
Каждый самостоятельно распределяет свои ресурсы в соответствии со своими интересами и при желании может самостоятельно организов ать процесс производства товаров и услуг в тех масштабах, которые позволяют его способности и имеющийся капитал. Это означает, то существует свобода предпринимательства.
Индивид сам определяет то, как и для кого производить и по какой цене реализовывать произведенную продукцию, каким образом и на что тратить полученную выручку. Поэтому экономическая свобода предполагает экономическую ответственность и опирается на нее.
Личный интерес выступает главным мотивом и главной движущей силой экономики. Для потребителя этим интересом является максимизация полезности. Для производителей – максимизация прибыли. Свобода выбора становится основой конкуренции.
Классическая рыночная экономика исходит из ограниченной роли государственного вмешательства в экономику. Правительство необходимо лишь как орган, определяющий правила игры и следящий за выполнением этих правил.
Основу рыночной экономики составляет частная собственность. Она является гарантией соблюдения заключенных контрактов и невмешательства третьих лиц.
В противоположность рыночной экономикесуществует командная экономика - это система, в которой доминирует: общественная (государственная) собственность на средства производства, коллективное принятие экономических решений, централизованное руководство экономикой посредством государственного планирования, преобладание в экономике вертикальных связей, государственный монополизм производства.
Характерной чертой командной экономики является монополизм производства, который в конечном итоге тормозит научно-технический прогресс. Государственное регулирование цен, монополизм производства, торможение экономического прогресса закономерно рождают экономику дефицита. Парадокс заключается в том, что дефицит возникает в условиях всеобщей занятости и почти полной загрузки производственных мощностей.
Гиперцентрализм закономерно способствует разбуханию бюрократического аппарата. Административно-командная система – это своеобразная идеологизированная форма бюрократизма. Для нее характерно сращивание законодательной и исполнительной, военной и гражданской, административной и судебной власти, слияние партийного и государственного аппарата.
В условиях командной экономики господствует ре-дистрибутивный принцип распределения продукции.Причастность к власти означает и причастность к распределению. Вертикальная, зависящая от центра, форма распределения продукта воплощается в номенклатурных уровнях распределения, торговля соединяется с распределением, становится не формой обмена, а формой ре-дистрибуции (спец. магазины, спец. буфеты, спец. столовые и т.д.). Поэтому, главной формой социальной борьбы становится не борьба за собственность на факторы производства, а борьба за доступ к ключевым рычагам распределения. Доход в обществе зависит, прежде всего, от статуса, чина и должности. В этих условиях прокламируемое всеобщее равенство становится не более чем фикция.
Рыночная и командная экономика в чистом виде не более чем абстрактные понятия. Экономические системы разных стран содержат в той или иной мере элементы обеих систем. Реально существующие экономические системы имеют смешанные формы.
Под смешанной экономикой подразумевается тип общества, синтезирующий элементы первых двух систем, то есть механизм рынка дополняется активной деятельностью государства.
Обычно в качестве критерия роли той или иной системы берется степень развития государственной собственности и доля государственных расходов в ВВП (на оборону, образование и здравоохранение). В большинстве развитых стран в ХX веке доля государственных расходов имела тенденцию к росту: в ФРГ с 1972 по 1990 год она выросла с 24,2 29,4%, в Великобритании - с 32 до 34,8%, во Франции - с 32,3 до 43%, в Швеции - с 27,7 до 42,355. Работники государственного сектора составляли заметную часть занятых: от 5,9% в Японии до 32,2 в Швеции.
В Югославии были предприняты попытки создать рыночно социалистическую систему (социализм по правилам конкуренции). Во Франции из дефицитной экономики после окончания второй мировой войны возникла «планификация», которая в системе рыночного хозяйства осуществляет общее народно-хозяйственное планирование.
По степени участия государства в экономике можно было бы расположить страны на оси, одним концом которой является рыночная экономика, а другим – командная. Большинство стран расположилось бы между этими полюсами. Их обычно относят к смешанной экономике.
Таблица 2.1 Ось командная, рыночная и смешанная экономика