Чистая конкуренция и эффективность
Положение равновесия фирмы (ис.54) в долгосрочном периоде (в точке Е) можно описать следующим образом:
MR(P)=MC=min AC.
|
Рис.54
Конкурентная экономика приводит к наиболее эффективному распределению ресурсов, так как производится тот продукт, который нужен обществу, и достижению производственной эффективности, так как этот продукт производится с минимальными издержками.
1. Производственная эффективность: Р=АС. В течение дол говременного периода конкуренция вынуждает фирмы устанавливать
цену, соответствующую minАС.
Во-первых, это наиболее желательная ситуация, с точки зрения потребителя, так как цена минимальная.
Во-вторых, такая цена заставляет фирму использовать наилучшую, с точки зрения экономии ресурсов, технологию.
В-третьих, фирма производит наибольший объем производства, что выгодно и производителю, и потребителям.
2. Эффективность распределения ресурсов: Р=МС. Это равенство показывает, что ресурсы распределены в соответствии с предпочтениями потребителей.
Если Р<МС, это означает, что производитель получает меньше прибыли, а потребитель оценивает эту продукцию ниже, чем альтернативную.
Если Р>МС, то это значит, что общество оценивает дополнительную единицу данного продукта более высоко, чем альтернативные.
Тесты
1. Число рабочих, чел. 0 1 2 3 4 5 6
Выпуск продукции 0 40 90 126 150 165 180
Предельный продукт (МР) 6-го рабочего составит:
а) 180 шт.; б) 30 шт.; в) 15 шт.;
г) является отрицательной величиной;
д) невозможно определить на основе имеющихся данных.
2. В краткосрочном периоде конкурентная фирма, максимизирующая прибыль или минимизирующая убытки, не будет продолжать производство, если:
а) цена продукта ниже минимальных средних валовых издержек;
б) средние постоянные издержки выше цены продукта;
в) цена продукта ниже минимума средних переменных издержек;
г) цена продукта ниже предельных издержек;
д) общий доход не покрывает общих издержек фирмы.
3. Если предельные издержки превышают средние валовые издержки при объеме производства, максимизирующем прибыль, то фирма:
а) получает положительную прибыль;
б) выбирает объем производства, соответствующий точке, расположенной правее минимума кривой средних издержек;
в) не прекратит производства;
г) все предыдущие ответы верны;
д) все предыдущие ответы неверны.
4. Кривая предложения конкурентной фирмы на краткосрочных временных интервалах - это:
а) кривая предельных издержек;
б) линия цены товара;
в) снижающаяся часть кривой средних валовых издержек;
г) возрастающая часть кривой средних валовых издержек;
д) часть кривой предельных издержек, расположенной выше кривой средних переменных издержек.
5. Если цена продукта недостаточна, чтобы покрыть средние (валовые) издержки на его производство, то фирма должна:
а) остановить производство;
б) продолжить производство товаров на уровне, где Р=МС если Р>АVС:
в) выбрать новую технологию;
г) сократить накладные расходы;
д) продолжать производство до тех пор, пока цена покрывает все постоянные издержки.
6. Экономическая прибыль:
а) не существует на конкурентном рынке в долгосрочном периоде;
б) эквивалентна бухгалтерской прибыли;
в) существует всякий раз, когда общие издержки превышают общий доход фирмы: .
г) существует всегда, когда предельный доход превышает предельные издержки.
д) все предыдущие ответы неверны.
7. В отрасли функционирует 1000 фирм. У каждой фирмы предельные затраты на производство 5 единиц продукта в месяц составляет 2 долл., 6 единиц - 3 долл., 7 единиц - 5 долл. Если рыночная цена единицы продукта равна 3 долл., то отраслевой выпуск составит:
а) не более 5000 единиц; б) 5000 единиц ; в) 6000 единиц;
г) 7000 единиц; д) более 7000 единиц.
8. Какоеиз следующих определений наиболее точно соответствует понятию "нормальная прибыль":
а) прибыль, получаемая фирмой при МС = МR;
б) прибыль, получаемая типичной фирмой в отрасли;
в) прибыль, которую фирма подучила бы при нормальном ведении дел;
г) минимальная прибыль, необходимая для того, чтобы фирма оставалась в пределах данного направления деятельности.
9. Кривая спроса на продукцию конкурентной фирмы:
а) имеет отрицательный наклон;
б) является горизонтальной линией при данном уровне цен;
в) является вертикальной линией;
г) имеет положительный наклон.
10. На рисунке показана динамика общего дохода (ТR) и средних общих издержек (ТС).
Следует определить вид конкуренции, величину постоянных издержек и объем выпуска продукции, при котором фирма получит прибыль:
а) фирма функционирует в условиях совершенной конкуренции;
б) постоянные издержки фирмы равны 2000 долл.;
в) фирма максимизирует свою прибыль, если будет выпускать 4 единицы продукции;
г) все ответы верны;
д) верно только а) и б).
Вопросы для самопроверки
1. Какие признаки характеризуют совершенную конкуренцию?
2. Какие упрощения и для чего используются при анализе деятельности конкурирующей фирмы?
3. Почему для конкурентной фирмы MR= P?
4.Какие существуют подходы к определению уровня производства, при котором фирма будет получать минимальную прибыль?
5.При каких условиях фирма будет минимизировать убытки?
6. Почему в долгосрочном периоде положение равновесия фирмы достигается при условии: MR(P)=MC=min AC?