Анализ классификаций рыночной инфраструктуры.
В экономической литературе существуют многообразные классификационные группировки всей совокупности отраслей, формирующих систему хозяйства, отдельные из которых будут рассмотрены с целью определения места в ней отраслей инфраструктуры.
Применительно к отечественной системе хозяйствования предыдущего и современного периода все отрасли можно подразделить на отрасли материального и нематериального производства.
По сферам производства выделяют две основных группы.
I. Сфера материального производства:
1) материально-вещественное производство (промышленность, сельское хозяйство, строительство, лесное хозяйство);
2) материальные услуги (торговля, предприятия по ремонту);
3) производственная инфраструктура (транспорт, электроэнергия, материально-техническое снабжение).
II.Сфера нематериального производства:
1) социальная инфраструктура (образование, наука, культура, искусство, здравоохранение);
2) непроизводственная сфера (услуги государственно-административного и судебно-юридического аппарата) [15].
Данные отрасли формируют содержательную часть материального производства, определяя к какому типу по структурообразующим отраслям относится национальная или региональная экономика: аграрному, промышленному или смешанному.
Достаточно интересным являлось предложение по группировке отраслей хозяйства на две укрупненные категории: основное производство и инфраструктурный комплекс. Фактически такой подход дифференцировал отрасли на структурообразующие по типу хозяйственной деятельности, исходя из складывающейся национальной или региональной пропорциональности между промышленностью, сельским хозяйством, строительством, и обеспечивающие, т. е. решающие задачи функционирования производства и его продолжения и завершения в сфере обращения.
Вместе с тем, теоретические проработки возможных подходов по развитию инфраструктуры позволяют выделить два значительно отличающихся друг от друга аспекта формирования -отраслевой (уже достаточно реализованный на всем экономическом пространстве страны) и функционально-структурный, фактически еще не реализованный как в методологическом, так и в практическом плане. Отдельные теоретические разработки регионального аспекта развития инфраструктуры имели место в предшествующий период, но все они в своей методологической базе опирались на реализацию внерыночных концепций по созданию регионального инфраструктурного комплекса. Однако нельзя не отметить глубины изучения региональных проблем товарного обращения указанными выше отечественными исследователями и их обеспокоенность его фактическим состоянием.
Особенности региональной инфраструктуры, в частности, применительно к торговле, предопределяют с позиций организации, необходимость создания и функционирования двухуровневой распределительной системы, реализующей функционально-структурный принцип организации инфраструктуры:
• наличие достаточно разветвленной сети магазинов розничных продаж товаров с минимумом товарных запасов и с дополняющим - «компенсаторным» эффектом второго уровня - опта;
• создание оптовых накопителей -«компенсаторов розничной торговли» - в регионах, обеспечивающих непрерывность товар потоков и концентрирующих соответствующую товарную массу (по ассортименту, номенклатуре).
Реализация данного функционально-структурного подхода требует:
• инициативно-регулирующего и стимулирующего участия администрации территории в формировании инфраструктурного комплекса;
• определения объемов инвестиций и привлечения капитала;
• комплексного учета всех факторов, определяющих необходимость развития инфраструктуры и воздействующих на ее создание региональных составляющих (экономических, эколого-географических, организационных и производственно-технических).
В этой связи следует рассмотреть отдельные классификационные группировки зарубежных исследователей, пытавшихся заострить внимание на необходимости развития инфраструктурного комплекса, которые в той или иной степени тождественны отечественным научным изысканиям в области определения места инфраструктуры в системе производства.
Известные специалисты в области инфраструктуры С.Яно, К.Нагасу базируют свое исследование на критическом осмыслении классификации инфраструктуры, данной в свое время К.Кларком.
В частности, К.Нагасу довольно убедительно показывает, что предлагаемое деление экономики практически выключает из сферы экономических интересов государства инфраструктурный комплекс, так как, «...оперируя только соотношениями различных отраслей и не касаясь состояния общественного разделения труда, невозможно дать всестороннюю картину структуры народного хозяйства».
Несколько другой точки зрения придерживается С.Яно, который считает, что классификация К.Кларка имеет существенный изъян в части недоучета современных реалий японской экономики, которые, по мнению ученого, очень существенны.
По своей сути классификационная группировка С.Яно заслуживает внимания, так как она обособляет отрасли инфраструктуры от отраслей материального производства, формируя ядро инфраструктуры в виде совокупности отраслей сферы обращения, связывающих производство с потреблением.
Отличительным признаком нынешней фазы развития крупной промышленности является наличие инфрасистем, связывающих все сферы хозяйства в единую технологическую цепь, которую ряд авторов (Ю.Я. Ольсевич и др.) именуют инфраиндустрией, выделяя ряд особенностей ее формирования.
Во-первых, возникновение непосредственной технологической взаимообусловленности и взаимодополняемости между отдельными отраслями и производствами на основе логистического сервиса, позволяющих повысить функциональную устойчивость промышленных предприятий; во-вторых, повышение роли услуг сервиса на стадиях предпродажного и продажного сопровождения и дополнения товара услугами; в-третьих, повышение роли послепродажного рынка в функционировании отдельных систем; в-четвертых, более высокая гибкость и автономность производственно-коммерческих единиц экономики. Основные составляющие инфраиндустрии в разрезе услуг логистического сервиса представлены на рисунке 2 [15].
Рисунок 2- Инфраструктурные элементы, обеспечивающие реализацию логистической цепи производственно-сбытовой деятельности предприятий промышленности.