Подбор фактического материала
Сбор фактического материала – один из наиболее ответственных этапов подготовки выпускной квалификационной работы. От того, насколько правильно и полно собран фактический материал, во многом зависит своевременное и качественное написание ВКР. Поэтому, прежде чем приступить к сбору материала, студенту, совместно с научным руководителем, необходимо тщательно продумать, какой именно фактический материал необходим для выпускной квалификационной работы, и составить, по возможности, специальный план его сбора в период преддипломной практики.
Студент в период производственной (преддипломной ) практики должен собрать необходимый статистический материал, сделать необходимые выписки из служебной документации организации, где он проходит практику, изучить действующие инструкции, методические указания, нормативные документы, постановления, регламентирующие работу организации, а также обобщить собранный материал, определить его достоверность и достаточность для подготовки выпускной квалификационной работы.
При сборе фактического материала по ВКР по специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление» большой объем необходимой информации может быть получен в ходе изучения официальных сайтов органов государственной власти и местного самоуправления, а также информационных правовых систем (Гарант, КонсультантПлюс и др.)
После того, как изучена и систематизирована отобранная по теме литература, а также собран и обработан фактический материал, возможны некоторые изменения в первоначальном варианте плана ВКР.
Структура и содержание выпускной квалификационной работы
Выпускная квалификационная работа должна состоять из следующих частей: введение, основная часть, состоящая из трех глав, заключение, список использованных источников, приложения. В каждой главе, как правило, должно быть не менее 2 параграфов. Объем глав должен быть примерно одинаковым (20-25 страниц). Рекомендуемый объём ВКР – от 75 до 80 страниц печатного текста. Список источников и приложения в этот объем не входят.
Введение по объему должно быть от 4 до 6 страниц. Во введении обосновываются:
- актуальность выбранной темы (обоснование причины выбора данной темы, особенности современного состояния дел в этой области исследования, перечень общественных явлений, которые актуализируют выбор);
- объект и предмет исследования. Объект представляет собой область деятельности; предмет – процесс в рамках объекта, аспект проблемы, отношения внутри объекта, либо деятельность конкретного органа государственного и муниципального управления по теме исследования;
- цель работы (мысленное прогнозирование результата, определение оптимальных путей решения задач);
- задачи исследования (конкретные последовательные этапы исследования). Они, как правило, отражают названия параграфов, а последние, в свою очередь, - содержание этих параграфов;
- методы исследования (способы получения достоверных научных знаний и данных в сфере управления):
а) теоретические: теоретический анализ философской, педагогической, психологической, управленческой литературы, нормативных документов, законодательных актов; системный анализ проблем управления и управленческой деятельности на анализируемом уровне ГМУ; анализ и синтез продуктов управленческой деятельности (справки, статистические сведения, аналитические материалы, приказы и т.д.); сравнение; абстрагирование; моделирование; индукция и дедукция; аналогия; обобщение и др.
б) эмпирические: наблюдение за деятельностью участников процесса управления; тестирование; управленческий эксперимент; анкетирование; интервьюирование; обобщение и систематизация опыта; организационное моделирование и проектирование и др.
в) методы математической статистики и информационных технологий: корреляционный анализ; выявление статистических зависимостей; компьютерно-статистическая обработка данных; графическое отображение результатов и др.;
- практическая значимость проведенного исследования, возможность применения сформулированных предложений в деятельности организаций.
Во введении должна быть четко определена теоретическая база исследования, т.е. перечислены авторы, проводившие научные или научно-практические исследования по данной проблеме.
Также во введении может быть приведена аннотация, т.е. краткое изложение содержания ВКР в соответствии с планом работы.
Основная часть. В главах основной части ВКР подробно рассматриваются и обобщаются результаты исследования. Содержание глав основной части должно точно соответствовать теме работы, поставленным задачам исследования, полностью их раскрывать. Эти главы должны показать умение автора сжато, логично и доказательно излагать теоретический и фактический материал.
В конце каждого параграфа следует сделать небольшой вывод, в конце главы – подводить краткий итог объемом не менее одной страницы, отражающий итог этой части.
Первая главатрадиционно содержит теоретические и методические основы изучения темы, анализ нормативной правовой базы. В отдельных параграфах может быть представлено теоретическое осмысление предмета и объекта исследования, исторический опыт изучения рассматриваемых явлений. Описание должно показать, насколько хорошо студент знаком со специальной литературой, умеет систематизировать источники, критически их рассматривать, выделять существенное, оценивать ранее сделанное другими исследователями, определять главное в современном состоянии изученности темы. Материалы такого обзора следует систематизировать в определенной логической последовательности. Поскольку выпускная квалификационная работа обычно посвящаетсядостаточно узкой теме, то обзор работ предшественников следует делать только по вопросам выбранной темы, а не по всей проблеме в целом. В обзоре литературы не нужно излагать все, что стало известно студенту из прочитанного и имеет лишь косвенное отношение к его работе. Но все сколько-нибудь ценные публикации, имеющие непосредственное отношение к теме ВКР, должны быть названы и критически оценены.
Термины, употребляемые в работе, должны быть обоснованными (например, понятия из законов РФ), либо содержать ссылку на исследования ученых.
При изложении в ВКР спорных вопросов темы (например, наличие нескольких определений одного явления) необходимо приводить мнения различных авторов. Если в работе критически рассматривается точка зрения какого-либо автора, при изложении его точки зрения следует приводить цитаты, только при этом условии критика может быть объективной.
Вторая глава традиционно содержит практический анализ аспектов темы по уровням государственного и муниципального управления: федеральному, региональному, муниципальному и уровню организации. Опираясь на результаты производственной и преддипломной практики, приводя статистические данные, основываясь на конкретном опыте организаций, студент должен подтвердить выдвинутые в 1 главе теоретические положения о состоянии предмета и объекта исследования.
Возможно использование статистических (и других) данных ведущих научных центров страны по исследуемой теме. При этом необходимо делать ссылки на использованные источники. Они говорят об исследовательской культуре студента.
Отдельные положения ВКР могут быть проиллюстрированы цифровыми данными из справочников, при необходимости могут быть оформлены аналитические таблицы и диаграммы. При составлении больших по объему аналитических таблиц используемые исходные данные выносятся в приложение, а в тексте приводятся расчеты отдельных показателей. В отдельных случаях можно заимствовать некоторые таблицы из литературных источников. Ссылаться на таблицу нужно в том месте текста, где формулируется положение, подтверждаемое или иллюстрируемое ею. В тексте, анализирующем или комментирующем таблицу, не следует пересказывать её содержание, а уместно формулировать основной вывод, к которому подводят табличные данные, или вводить дополнительные показатели, более отчётливо характеризующие то или иное явление или его отдельные стороны. Все материалы, не являющиеся необходимыми для решения поставленной в работе задачи, также выносятся в приложение.
В третьей главе студент-выпускник должен выделить проблемы (трудности) взятой для исследования темы, с которыми сталкиваются на практике специалисты; предложить пути решения (в том числе и прежде всего - собственные) и дальнейшие перспективы работы над темой. Предложения (рекомендации) могут быть высказаны от лица самого студента (на основе анализа практической деятельности организации), могут быть процитированы с указанием автора. Предложения должны быть обоснованы с позиций эффективности, целесообразности и перспектив использования в практической деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.
В некоторых случаях целесообразно привести в пример зарубежный опыт по изучаемой теме, если данный опыт поможет решить обозначенные в главе проблемы.
При наличии различных подходов к решению изучаемой проблемы обязательным является сравнение рекомендаций, содержащихся в действующих инструктивных материалах и работах различных авторов. Только после этого следует обосновывать свое мнение по спорному вопросу или соглашаться с одной из уже имеющихся точек зрения, выдвигая в любом случае соответствующие аргументы.
Заключение– последовательное, логически стройное изложение итогов исследования, содержащие ответы на все задачи, поставленные во введении.
Заключение должно отражать результаты теоретического и практического исследования, пути решения проблем и дальнейшие перспективы работы по данной теме. В данном разделе ВКР дается краткий перечень наиболее значимых выводов и предложений, содержатся обобщенные выводы и общие формулировки предложений по совершенствованию общественных отношений в социально-трудовой сфере, экономике, управлении – в соответствии с темой ВКР. Рекомендуемый объем заключения – 6-8 страниц.
После основного текста следуют список использованных источников, приложения, правила оформления которых см. в параграфе 3.4.