Крах восточно-германского социализма и объединение германии.
После визита М.С.Горбачева в ГДР 6 октября 1989 г. инициативу в свои руки взяла внутрипартийная оппозиция СЕПГ под руководством Эгона Кренца. 18 октября 1989 г. на 9 пленуме СЕПГ Эрих Хонеккер был смещен с занимаемых постов. Уже 3 декабря 1989 г. новое руководство СЕПГ во главе с Э.Кренцем, потерявшее контроль над положением в стране, было вынуждено уйти в отставку. Ни образование коалиционного правительства, ни открытие границы с ФРГ, ни разоблачение злоупотреблений прежнего режима не изменили ситуацию. Разрушение Берлинской стены, обломки которой превратились в сувениры, стало символом нового этапа в истории немецкого народа. Вопрос о судьбе ГДР должны были решить выборы в Народную палату, назначенные на 18 марта 1990 г. В оставшиеся до них месяцы в стране произошли большие политические изменения. Правительство возглавил Ханс Модров, первый секретарь Дрезденского окружного комитета СЕПГ. В конституции была ликвидирована статья о руководящей роли СЕПГ, а после Чрезвычайного съезда в декабре 1989 г. сама партия была преобразована в Партию демократического социализма.
Окончательное решение вопроса об объединении Германии требовало и международного урегулирования, в ходе переговоров было подтверждено право немецкого народа на самоопределение. По формуле «2+4», ФРГ и ГДР с одной стороны и державы победительницы с другой стороны – США, СССР, Великобритания, Франция.Важную роль сыграло решение президента СССР М.С.Горбачева передать на усмотрение руководства объединенной Германии вопрос о принадлежности страны к военным и экономическим блокам, ускорить вывод советской группы войск из ГДР. Подписанный участниками переговоров Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии завершил послевоенную правовую реабилитацию Германии и восстановил ее полный государственный суверенитет.
31 августа 1990 г. был подписан Договор об объединении Германии. Он вступил в силу 3 октября 1990 г. В этот день ГДР перестала существовать.
4. МАЛЫЕ СТРАНЫ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ
Понятие «малые страны Западной Европы» предельно условно. Оно включает в себя и совсем небольшие по территории государства — такие, как Люксембург, и достаточно крупные и густонаселенные страны — Бельгию, Нидерланды и Швейцарию. Различен экономический потенциал «малых стран», их политический авторитет, вклад в развитие западной цивилизации. Однако к концу столетия, когда реальностью стали экономические, правовые, культурные интеграционные процессы, именно «малая Европа» оказалась одним из наиболее ярких символов политической стабильности, гражданского мира, уважения прав человека, высокого уровня жизни.
Развития индустрия туризма, стабильная банковская система, устойчивое положение на международном рынке труда обеспечили экономическое процветание и социальное спокойствие в послевоенные годы и Швейцарии. В течение всего послевоенного периода на правительственном уровне существовала коалиция четырех ведущих партий: христианско-демократи-ческой, социал-демократической, радикально-демократической и партии крестьян и ремесленников. Такая ситуация не только предопределила отсутствие серьезной оппозиции в стране, но и обеспечила необходимую преемственность внутри- и внешнеполитического курса. Столкнувшись с обострением международной обстановки в условиях « холодной войны » правительственные круги Швейцарии и Австрии попытались, в отличие от стран Бенилюкса, сохранить принципиальный нейтралитет.
Страны Бенилюкса уже во второй половине 70-х—80-е годы активно включились в Хельсинкский процесс в Европе, поддержали советско-американские инициативы по разоружению и укреплению международной безопасности. С середины 80-х годов Бенилюкс — один из «локомотивов» нового этапа европейской интеграции. Бельгия, Нидерланды и Люксембург активно поддержали подписание Маастрихтского договора