Политическая идеология германского национал-социализма.

В начале 20-х гг. в Германии на почве экономических и социальных трудностей, политического и идеологического конфликта, возникло национал социалистическое движение. С 1933 по 1945 немецкие националисты стояли у власти и внедрили в государственно-правовую практику исповедываемые ими принципы.

У немецких национал-социалистов есть 3 источника:

1. Немецкий национализм, который включает в себя как признание этнического (расового) начала решающим фактором общественно-идеологических процессов, так и идею превосходства немецкой нации над всеми остальными нациями. Концепция неравенства рас, их деление на полноценные и неполноценные соединил с германцами Хьюстон Чемберлен.

2. Доктрина национал-социализма. В 1919 вышла в свет книга Освальда Шпенглера «Пруссачество и социализм».

3. Традиция антилиберализма.

Немцы развивали свои представления о государстве, политике, господстве. Идейное ядро – проект тоталитарной политической власти, которая есть единственное устройство, которое сплачивает нацию, наводит порядок. В системе тоталитарной политической власти государству отводится не центральное место, оно является лишь элементом политической общности.

Государство образуется из:

- национал-социалистической немецкой рабочей партии

- государственного аппарата

- народа.

В структуре политической общности ее приоритетной частью, в идеологии фашистов является партия. Она считается объединением, собравшим лучших людей нации. Цели партии: устранение других политических партий и группировок, курс на превращение фашистской партии в монопольного обладателя публично-властных прерогатив, линия на установление безраздельного контроля фашистской партии над государством и лишение его самостоятельного политического значения.

Упор делался на срастание партии с государством и на осуществление партией полновластного руководства. Одновременно подчеркивается потребность сохранения сугубо формальных различий между партией и государством.

Идеал государства – государство, где покончено с демократией. Такое государство должно было сложиться на расовой основе. В нем нет места гражданам – все подданные, которые обязаны исполнять приказы.

Руководство таким государством осуществляет вождь. Вождь - лучший из лучших. В нем воплощена судьба народа. Фюрер персонифицирует волю народа, выражает его расовый дух.

Нацисты уверены, что народ является их основополагающей ценностью. Это утверждение зиждется на убеждении, что:

1) Немецкий народ есть общность людей объединенных одной кровью. Неизменность крови обеспечивает вечность народа;

2) Народ - единое целое и каждый является его частичкой.

Нацистские идеи проникают в юриспруденцию, которая быстро пришла в упадок т.к. противоречила естественной теории права. Единый творец права – фюрер. Судьям предписывалось, что преступники определяются не исходя из закона, а исходя из идеи, что правонарушения должны быть удалены из общества.

Фашизм явился наиболее агрессивной формой национал социалистической идеологии.

Нормативизм Г.Кельзена.

Политико-правовое учение нормативизма своими корнями восходит к формально-догматической юриспруденции 19 века. Оно сложилось на основе принципов, выработанных в юридическом позитивизме и представляет собой реакцию на распространение в современном западном правоведении социологических, психологических и новейших этико-фсф концепций.

Ганс Кельзен (1881-1973) родоначальник этого учения. В 1934 выходит в свет его работа «Чистая теория права». Под чистой теорией права автор понимает доктрину, из которой устранены все элементы, чуждые юридической науке. Современные юристы, по его мнению, обращаются к проблемам социологии и психологии, этики и политической теории, пренебрегая изучением своего собственного предмета. Кельзен убежден, что юридическая наука призвана заниматься не социальными предпосылками или нравственными основаниями правовых установлений, а специфически юридическим (нормативным) содержанием права.

В обоснование своих взглядов ссылается на неокантианство, сторонники которого различают две области теоретических знаний – науки о сущем (естественные науки, история, социология и др., изучающие явления природы и общественной жизни с точки зрения причинно-следственных связей, главный принцип – объективная причинность) и науки о должном (этика и юриспруденция, которые исследуют нормативно обусловленные отношения в обществе, механизмы и способы регламентации поведения людей, главный принцип – принцип вменения).

Нормативисты призывали освободить юриспруденцию от исследовательских приемов, заимствованных из других отраслей знания, выступали за «познание права с внутренней стороны, в его специфическом нормативном значении». Необходимо де-идеологизировать правоведение, придать науке релятивистский характер.

Право - это совокупность норм, осуществляемых в принудительном порядке. Он считает, что право старше государства. Оно возникло еще в первобытную эпоху, когда общество разрешило индивидам совершать акты принуждения (месть) в одних случаях, и запретив в других. В последствии правовое сообщество перерастает в государство, где функции принуждения осуществляются централизованно, специально созданным органом власти.

Источником единства правовой системы Кельзен называет основную норму – трансцендентально-логическое понятие, мысленное допущение, которое дается нашим сознанием для обоснования всего государственного порядка в целом.

С теоретиками социологической ориентации нормативистов сближает трактовка права как эффективно действующего, динамичного правопорядка. Понятие права охватывает не только общеобязательные нормы, установленные государственной властью, но и процесс их реализации на практике. Правоприменительная деятельность трактуется им как продолжение правотворчества в форме создания индивидуальных нормативных предписаний.

Политическое учение построено на отождествлении государства и права, на отождествлении государства и правопорядка. «Любое государство, даже авторитарное, есть правовое государство».

Государства подразделяет на демократические и недемократические. Демократия не сводится к утверждению законов большинством голосов и формально-юридическим способам решения социальных конфликтов. Это скорее духовная свобода - свобода высказывать мнение, свобода совести и убеждений, терпимость.

Наши рекомендации