Обобщение анализа туристической инфраструктуры Санкт-Петебрурга, обозначение основных проблем и пути их решения.
Общий турпоток в Санкт-Петербург в 2011 году вырос на 8%, при этом количество иностранных гостей увеличилось на 10%. Всего город за год принял 5,5 миллиона туристов.
Самыми серьезными проблемами туристического сектора Санкт-Петербурга остаются сезонность и излишняя загруженность центра города. Основные потоки туристов сосредоточены в центре, где находятся Эрмитаж, Исаакиевский собор, Русский музей, Петропавловская крепость и другие популярные достопримечательности. При этом не столь известные музеи в пригородной части востребованы значительно меньше. Причем из-за перегруженности центра Санкт-Петербург не может принять летом больше туристов, чем сейчас, пишет RATA-News. Но именно лето - самое популярное и удобное время для поездок туристов. К тому же белые ночи сами по себе стали туристическим брендом города, и многие гости приезжают в Санкт-Петербург ради них.
В уходящем году власти Санкт-Петербурга приняли программу развития города как туристического центра. Она рассчитана на 2011-2016 годы, на ее реализацию в бюджете заложено 898 миллионов рублей. В новой программе появился раздел "Перераспределение туристских потоков", подразумевающий организацию, разработку и реализацию мероприятий по продвижению новых маршрутов, уводящих туристов из центра в пиковый сезон.
Предыдущая пятилетняя программа развития туризма обошлась городскому бюджету чуть дороже - в 1 миллиард рублей. Эти деньги пошли на проект "Сити-тур", создание агентства городского маркетинга, двуязычные указатели и карты города.
2.2. Основные принципы организации генерального плана участков застройки.
В гостиничной деятельности руководствуются также следующими документами: строительными нормами и правилами, санитарными правилами и нормами, правилами пожарной безопасности, ведомственными инструкциями, распоряжениями, приказами.
Градостроительные требования к зданиям гостиниц (по РМД 31-03-2008):
7.1 Гостиницы следует размещать в соответствии с Генеральным планом города и проектами планировки функциональных территорий, а также действующими проектами детальной планировки и проектами застройки, разработанными ранее, утвержденными в установленном порядке;
7.2 Размещение гостиниц, не предусмотренных вышеперечисленной градостроительной документацией, производится с учетом требований Градостроительного кодекса Российской Федерации (с изменениями).
7.4 При выборе местоположения гостиниц рекомендуется отдавать предпочтение участкам, располагающимся в пешеходной доступности от станций метрополитена.
7.5 При выборе участков для гостиниц необходимо учитывать факторы экономической целесообразности, учет которых позволит снизить затраты на инженерную подготовку территории и оборудование зданий инженерными системами, а для мотелей и кемпингов, кроме того, необходимо учитывать наличие достаточной площади участков для организации автостоянок и технического обслуживания автомобилей.
7.6 При размещении гостиниц в зданиях, являющихся объектами культурного наследия (федерального, регионального, местного значения и вновь выявленных) или на территориях, отнесенных к объектам культурного наследия, градостроительное и архитектурно-строительное проектирование должно производиться в соответствии с архитектурно-реставрационным заданием, реставрационными нормами и правилами.
7.7 Проектирование гостиниц на земельных участках, расположенных в границах зон охраны объектов культурного наследия, следует вести с учетом режима охраны и использования данной территории, предусмотренных «Проектами зон охраны объектов культурного наследия».
7.10 Расстояние между гостиницей и существующими или проектируемыми жилыми или общественными зданиями определяется на основе расчетов инсоляции и естественной освещенности помещений последних в соответствии со СНиП 23-05, СП 23-102, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01 и СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03, ТСН 23-359-2000 Санкт-Петербург.
7.11 Санитарно-защитные зоны для жилой застройки от сооружений и устройств для организации технического обслуживания автомобилей и АЗС мотелей и кемпингов следует принимать по разделу 4.4 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в зависимости от количества постов и количества заправок с учетом фактора шумового воздействия АЗС и требований НПБ 111-98*.
Требования к участку:
8.1 Размеры земельных участков гостиниц, мотелей и кемпингов следует принимать по заданию на проектирование с учетом градостроительных условий, назначения и классификации по категориям, руководствуясь Градостроительными планами земельных участков.
8.2 Архитектурно-планировочная организация участков гостиниц должна отвечать принципам функционального зонирования, рационального размещения зданий, сооружении и элементов благоустройства, безопасности пешеходного и автомобильного движения, формы и рельефа участка с учетом вмести мости средств размещения.
8.3 На земельном участке гостиниц предусматриваются:
- жилая зона
- площадки для стоянки легковых автомобилей и экскурсионных автобусов;
- хозяйственная зона, изолированная от жилой зоны;
- зеленые насаждения с элементами благоустройства;
- внутренние проезды и пешеходные тротуары
- и др.
8.4 Загрузку предприятий общественного питания и др. встроенных учреждений обслуживания следует предусматривать со стороны хозяйственной зоны.
8.5 На земельных участках в соответствии с заданием на проектирование дополнительно могут предусматриваться:
- зона технического обслуживания автомобилей в составе технологических сооружений и устройств;
- зона отдыха с площадками для игр и отдыха;
- зона спортивных площадок и сооружений.
- и др.
8.6 Кроме того, в составе земельных участков гостиниц рекомендуется предусматривать:
- стоянки для легковых автомобилей обслуживающего персонала и посетителей;
- открытые площадки для кратковременной стоянки легковых автомобилей.
8.7 Для гостиниц; категорий «3 звезды» и выше предусматриваются охраняемые стоянки автомобилей в виде открытых площадок, надземных многоэтажных стоянок закрытого типа, подземных стоянок, а также встроенных стоянок, и стоянок открытого типа в соответствии со СНиП 21-02, с учетом размеров земельных участков, назначения и категории средства размещения.
8.9 На земельных участках гостиниц должны быть предусмотрены специальные мероприятия и условия для беспрепятственного передвижения по участку к зданию, автостоянкам и элементам благоустройства маломобильных групп населения, в том числе инвалидов на колясках, в соответствии с СНиП 35-01, СП 35-101, СП 35-102 и СП 35-103.
В соответствии с заданием на проектирование на участках гостиниц должны быть предусмотрены специальные стоянки для автомобилей инвалидов, размещаемые вблизи входа в здание (не менее 5% от общего количества стоянок).
8.10 Для встроенных в здание гостиниц учреждений обслуживания, доступных для использования населением, рекомендуется предусматривать дополнительные открытые стоянки для временного хранения автомобилей в соответствии с требованиями СНиП 2.07.01
По согласованию с городской или районной администрацией и ГИБДД города площадки для кратковременной стоянки легковых автомобилей допускается предусматривать не в границах отведенного земельного участка, а в пределах прилегающих к участку улиц и дорог.
8.11. У входов в жилую часть гостиниц, а также у входов в помещения (корпуса) общественного назначения с массовым посещением людей рекомендуется предусматривать свободные площади из расчета 0,2 м2 на одного проживающего и 0,3 м2 на одного посетителя.
8.12 Площадь земельных участков гостиниц определяется заданием на проектирование с учетом:
- градостроительных условий, в том числе местоположения участка (в курортной зоне, в городской застройке);
- классификации по категориям;
- уровня культурно - бытового обслуживания проживающих, в том числе необходимости размещения на участке, спортивных плоскостных сооружений, детских игровых площадок, площадок отдыха и др.;
- уровня технического обслуживания автомобилей;
- соблюдения санитарных и противопожарных норм.
8.19 На участках гостиниц должны быть предусмотрены:
- благоустройство и озеленение территорий;
- инженерная подготовка территории (вертикальная планировка, поверхностный водоотвод, дренаж (при необходимости) и др.
8.20 Вокруг зданий гостиниц следует предусматривать отмостку. Ширину отмостки рекомендуется принимать на 0,2 м больше выноса карниза, но не менее 1,0 м, а для кемпингов - не менее 0,8 м.
8.21 Системы внутренних инженерных сетей должны подключаться к наружным инженерным коммуникациям по ТУ соответствующих городских служб эксплуатации.
2.3 Критерии выбора участка, его зонирование и специальные требования к его оборудованию
Вывод по главе 2
Глава 3. Архитектурно – планировочные и функциональные рекомендации на проектирование гостиничного комплекса в условиях города Санкт-Петербурга.
Организационные и планировочные рекомендации к проектированию гостиничного комплекса. Борьба с сезонностью туристической сферы. Инвестиционная привлекательность сферы туризма.
Ни для кого не секрет, что одной из проблем въездного туризма в Санкт-Петербурге является «узкий» туристический сезон (всего несколько месяцев в году в период «Белых ночей»). Эта проблема во-первых, мешает развитию туристской инфраструктуры города и, во-вторых – инвестиционному процессу. Бренд «Белые ночи», продвигавшийся в советские времена, прочно закрепился в путеводителях и сознании зарубежного туриста. Но Петербург – не пляжный курорт, где жизнь бьет ключом лишь летом, а крупный европейский центр всесезонного туризма. Культурная жизнь: концерты, выставки, интересные мероприятия – проходят, в основном, осенью, зимой и в весеннее время. 100–200 лет назад гости приезжали в Санкт-Петербург специально на Петербургские зимние сезоны.
Вообще, задачи по продвижению города в зимний сезон призвана решать общегородская программа «Белые дни» – зимняя альтернатива популярным «Белым ночам» с ноября по март. Положительная динамика в продвижении этого бренда налицо – за три года количество туристов-индивидуалов, приезжающих на мероприятия «Белых дней» возросло на четверть, а загрузка петербургских отелей с 30 % – до 50%.
Однако, сегодня цена тура для организованных туристов в Петербург примерно в 1,5 раза выше тура в Европу, и это – главная причина спада турпотока. Поток же неорганизованных индивидуальных туристов сдерживает рост цен на проживание в гостиницах Санкт-Петербурга, сопутствующие услуги (авиаперелет, экскурсионный транспорт, музеи, питание и т. д.). В результате чего общая стоимость тура в Россию превышает предел покупательского спроса в Европе.
Решение проблемы.
· широкое продвижение бренда Санкт-Петербург «Белые
дни –2» для неорганизованных индивидуальных туристов. Как правило, они экономнее, чем организованные группы и отельным инвесторам стоит ориентироваться и на эту группу.
· Бренд Петербурга – это известные люди, как живые, так и умершие, но обычные горожане в создании бренда не участвуют, хотя могли бы. В Англии, в Америке популярно размещение туристов в семьях. Для наших пенсионеров, студентов, домохозяек – это была бы находка.
· Бренд Петербурга неразрывно связан с его историей. Какую целевую группу индивидуальных иностранных туристов не возьмешь для изучения – им интересен не город сам по себе, а то, что в нем происходило. К примеру, даже в Европе знают, что Петербург – колыбель революции, знают бренд «Бандитский Петербург», что не делает нашему городу хорошей рекламы. Или взять советский авангард – единственное, кроме иконописи, живописное направление, популярное на Западе. Там с ума сходят от Малевича и Филонова, а они творили именно в Петербурге. Петербург уникален тем, что он может торговать периодами: отдельно – барокко, отдельно – классицизмом, отдельно – блистательным 1913 годом. Если провести широкую рекламную акцию в городских СМИ, можно собрать широкую адресную базу семей готовых принять у себя иностранных туристов, обеспечить им питание и знакомство с городом. Этим проектом уже заинтересовались несколько консалтинговых агентств, в частности агентства недвижимости «Новый свет» и «Реал».