Государственная социальная политика в интересах
Детей
Становление рыночных отношений, экономический кризис, возрастающая дифференциация доходов общества и весь спектр изменений реальной жизни привели к существенному изменению положения детей. Процесс их адаптации к новым условиям протекает с еще большими трудностями, чем у взрослого населения. Социализация детей сегодня происходит в условиях смены системы ценностей, ориентации и предпочтений. Это ставит перед обществом новые и совершенно особые задачи «встраивания» детей в рыночные структуры.
Необходимость защиты детей обусловлена и тем, что их появление в семье приводит к значительному росту ее материальных потребностей и снижению до ходов. Семья не всегда в состоянии самостоятельно решить все проблемы воспитания детей. Оптимальная модель организации материальных условий обеспечения подрастающего поколения включает два элемента' во-первых, уровень оп латы труда работника (даже минимальный) должен включать компоненту воспроизводства не только самого работника, но и его потомства: во-вторых, в условиях существенного отклонения структуры семьи (многодетность или неполные семьи) государство должно осуществлять защиту детей от «анормальных» условий жизни, обеспечивая им необходимые условия жизни и социализации. Государство не может не учитывать реальные возможности отдельных се мей по обеспечению нормальных условий развития детей. Речь идет о сохранении нации и ее будущем.
В этих условиях перспективы развития детей будут зависеть от того, насколько успешно будет проводиться работа по их защите и поддержке.
Государством проводится большая работа в данной области. С сентября 1993 г. действует и реализуется федеральная программа «Дети России», включающая к настоящему времени 13 подпрограмм, таких как «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Планирование семьи», «Дети Чернобыля», «Одаренные дети», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Развитие индустрии детского питания», «Дети Севера»
В сентябре 1995 г. вступили в действие «Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национальный план действий в интересах детей)», определяющие приоритетные направления в области развития, охраны детей, укрепление правовой защиты детей, поддержка семьи как естественной среды жизнеобеспечения детей; обеспечение безопасного материнства и охраны здоровья детей; питание детей; обеспечение воспитания, образования и развития детей; поддержка детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах.
С 1994 г. в РФ реализуется федеральная целевая программа «Вакцинопрофилактика», действие которой постановлением Правительства РФ продлено на пери од до 2005 года. За счет средств программы осуществлялось финансирование производства вакцины, централизованное обеспечение ими всех территорий России для иммунизации детского населения, транспортировки и хранения препаратов для вакцинопрофилактики: начата реконструкция предприятий по производству иммунобиологических препаратов.
Контрольные задания и задачи для самопроверки
1. Положение детей определяется следующими показателями: — здоровье; - воспитание;
- уровень нравственности;
- материальное благосостояние.
2. Являются ли дети самостоятельными элементами общества? Дайте ответ: «Да» или «Нет»?
3. Обычно дети рассматриваются как...........(объекты, субъекты) воспитания.
5. Литература
1. О положении детей в Российской Федерации. Государственный доклад. 2000 год, М., 2000 г.
2. Бреева Е.Б. Дети в современном обществе. М., 1999 г.
3. Детство. Краткий словарь-справочник. М., 1996 г.
4. Основные законодательные и другие нормативно-правовые акты РФ по защите прав ребенка. Сборник-справочник. М., 1998 г.