Перечень вопросов к зачету по дисциплине 7 страница

Многие исследователи при анализе возникновения организо­ванной преступности в сфере экономики в России обращают вни­мание на то, что командно-административная система управления привела к разбалансированности экономики, бесхозяйственности, ослаблению контроля за мерой труда и потребления.

Одним из наиболее негативных последствий этого процесса стал широко рас­пространенный дефицит как закономерное следствие — создание подпольного рынка товаров и услуг, выгодных дельцам и организа­торам подпольного бизнеса. Это и послужило основной причиной развития и становления теневой экономики, которая заложила ос­нову организованной преступности в России.

Эти процессы значительно активизировались в 1970-е годы. В структуре хозяйственных преступлений обнаружилась устойчивая тенденция роста выпуска и сбыта неучтенной продукции, изготав­ливаемой в специально организованных подпольных цехах.

В кри­минальной среде появилась новая категория — цеховик (в цехах, прежде всего системы промкооперации, нелегально изготовлялась продукция для населения — одежда, обувь и т.д., постоянный де­фицит которой был присущ государственной экономике; позднее такие цеха или целые предприятия государственного сектора эко­номики все в больших масштабах производили левую продукцию из сэкономленного, а точнее — похищенного сырья).

Особенность советской теневой экономики состояла в том, что она удовлетворяла вполне естественный спрос населения на вполне легальные товары и легальные — для нормального общества с нор­мальной экономикой — услуги (например, обмен валюты). Лица, занимающиеся теневым бизнесом, имели разветвленную систему связей, в том числе с руководителями административных и хозяй­ственных органов, создавали свое криминальное окружение, вырабатывая контрмеры по обеспечению своей безопасности. Их дея­тельность оказалась в поле зрения элементов уголовно-преступной среды, увидевших здесь возможность получения легкого доступа к финансовым средствам. А поскольку эти лица получали значительные прибыли, они могли позволить себе практически безболезнен­но отчислять часть добытого преступным путем криминальным Структурам в целях ограждения себя от посягательств.

В свою очередь, криминальные элементы, будучи заинтересо­ванными в росте незаконных прибылей, возложили на себя функ­ции физической защиты и выполнения отдельных поручений вла­дельцев теневых предприятий (участия в реализации продукции, поиска сырья, подкупа должностных лиц советского государствен­ного аппарата и т.п.). С помощью систематических взяток и подку­па государственных служащих, партийных и советских работников и работников правоохранительных органов они обеспечивали на­дежную защиту своей преступной деятельности от контроля и разо­блачения.

Тем самым создавалась и система коррупции в этих органах. В результате в сфере экономики появились преступные структуры, действующие как по горизонтали, так и по вертикали. На этой почве произошло сращивание теневых экономических структур с пре­ступной средой.

Расширение этой преступной деятельности как в региональ­ном, так и в межхозяйственном масштабе поставило перед этими лицами задачу распределения сфер влияния и необходимости коо­перирования. В дальнейшем на базе такого сращивания образова­лось уже не кустарное (элементарное), а технологически прогрес­сивное (организованное) производство. Для того чтобы преодолеть неизбежно возникающие конфликты из-за распределения сфер деятельности, преступникам понадобились «третейские судьи», «арбитры». В преступной среде появились лица, исполняющие функции, не связанные с участием в конкретных преступлениях, а решающие исключительно обеспечивающие задачи. В этой «инду­стрии» возникла «элита» (высшие эшелоны), собственно органи­зующая криминальную среду.

В СССР уровень преступности в 1960—1990 гг. был в 5—8 раз ниже, чем в развитых зарубежных странах, хотя тенденции были те же. Волна преступности захлестнула страну в конце 1980-х — нача­ле 1990-х годов, пик ее пришелся на 1992—1993 гг. Именно в эти годы произошли радикальные изменения в сфере экономических отношений. Это период развала СССР,, обвального разрушения ор­ганов прежнего контроля, приватизации государственной собствен­ности, демагогических лозунгов, правового нигилизма, справедливой и несправедливой критики правоохранительных органов и судов, из которых стали уходить профессионалы. Число зарегистрированных преступлений в 1995 г. составило 2756 тыс., а в 2007 г. — 3583 тыс.

Значительные масштабы социально-экономических изменений отразились на динамике и направленности криминальных процес­сов в экономике. Основным их содержанием стало незаконное от­чуждение государственной собственности в ходе приватизации и корыстные злоупотребления при управлении ею, а также противо­правное перераспределение произведенного валового внутреннего продукта в пользу криминальных слоев, главным образом путем преступных махинаций в кредитно-финансовой и внешнеэкономи­ческой сферах, на валютно-денежном и потребительском рынках. В определенной степени это обусловлено тем, что реформирование экономики проводилось без адекватного механизма защиты госу­дарства и добросовестного предпринимательства от противоправных посягательств.

Легализация частной собственности, частной предприниматель­ской деятельности позволила владельцам подпольных капиталов, а также партийно-государственной номенклатуре первыми захватить новое экономическое поле. Сращивание теневиков, коррумпирован­ных чиновников и криминального мира новой генерации раздвои­лось: большая часть ушла со своими капиталами, криминальными и полукриминальными связями и нравами в легальный бизнес, мень­шая образовала преступные организации с традиционными видами деятельности: продажей наркотиков и оружия, рэкетом, контролем над игорным бизнесом и проституцией и т.п.

Американский криминалист Л. Шелли считает, что в таком контексте государство не могло выполнять свои обязательства: под­держивать порядок, обеспечивать социальное страхование, здраво­охранение и т.д. в силу коррумпированности государственных структур управления.

Масштабы и структура теневой экономики. Во многих случаях трудно определить, на какой основе происходит определенный эконо­мический процесс — на законной, незаконной или «полузаконной». Такая неточная законность вместе с «теле­фонным правом» дает политикам, бюрократам и судьям свободу са­мостоятельно оценивать, что хорошо, а что плохо. Очевидные факты явной коррупции становятся законно недоказуемыми.

Для эффективной борьбы с налоговыми правонарушениями и организованной преступностью необходимо знать истинные масшта­бы и структуру теневой экономики. Особый интерес представляет распределение теневого сектора экономики России по регионам и отраслям народного хозяйства. Такая информация позволила бы на­логовой инспекции более взвешенно оценивать и направлять дея­тельность своих территориальных органов1.

1 Более подробно см.: Экономика и право, теневая экономика / Под ред. Н.Д. Эриашвили, Г.М. Казиахмедова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

По расчетам Госкомстата, скрываемый объем выпуска продук­ции промышленных предприятий в 1996 г. составил 50,5 трлн. руб., а в 1997 г. — 58,8 трлн. руб. С учетом дефлятора по промышленно­сти 110,3% прирост скрываемого выпуска продукции составил 6%1. В 2003 г. объем скрытой оплаты труда в России превысил 2 трлн. руб., что составляет примерно 37% общего объема оплаты труда в стране и почти 16,3% ВВП. По действующим на тот момент ставкам соци­ального налога ежегодно в государственный бюджет и социальные фонды не доплачивалось 500—600 млрд. руб.2

Одним из каналов утечки валюты из России являются ино­странные фирмы. Денежные средства за поставленные товары или оказанные услуги направляются на счета иностранных фирм в рос­сийских банках и затем через корреспондентские счета иностран­ных банков перемещаются за рубеж. Часто иностранная фирма сна­чала приобретает товар на территории России, а затем здесь же пере­продает его по более высокой цене. Эта операция не является неза­конной, однако в результате сокращаются валютные резервы госу­дарства без увеличения товарных ресурсов.

Значительная часть неучтенного валютного оборота образуется и при незаконном импорте товаров. Кроме того, в целях уклонения от уплаты необходимых таможенных сборов и налогов фактические объемы и цены импортируемых товаров, как правило, искажаются в сторону занижения. Неучтенные товары в значительных объемах реализуются теневыми структурами.

Российские участники внешнеэкономической деятельности (как государственные, так и частные) при проведении внешнеторговых операций нередко прибегают к существенному занижению цен на вывозимые продукцию и сырье, главным образом энергоносители и цветные металлы, и, наоборот, их завышению на ввозимые товары. Получаемая в результате неучтенная валютная выручка как разница между фактическими и контрактными ценами, как правило, остается на счетах зарубежных банков, иностранных партнеров, совместных или офшорных компаний.

По данным Центрального банка РФ, растет вывоз капитала из России: если в 2003 г. было вывезено 1,9 млрд. долл., то в 2004 г. — 7,8 млрд.

По некоторым экспертным оценкам, объем рынка коррупции в России сопоставим по доходам с федеральным бюджетом и оцени­вается в более чем 240 млрд. долл.3

Широкие масштабы приобретают так называемые толлинговые операции: экспортный контракт на поставку сырья, которое за границу фактически не вывозится и перерабатывается на месте, но уже как зарубежное давальческое сырье, и в итоге чистый конечный продукт вывозится за пределы России без уплаты на­логов и пошлин.

1 Сенчагов В.К. Указ. соч. С. 504.

2 Социальное положение и уровень жизни населения России 2004: Стат. сборник. М., 2004.

3 Шаров А. Генпрокуратура начала новое наступление на коррумпированных чи­новников // Российская газета. 2006. № 4215.

Масштабный характер приобрели операции по незаконному вывозу значительных партий морепродуктов за пре­делы России.

Одним из каналов теневой экономики является практически бесконтрольное приобретение за иностранную валюту по явно заниженным ценам на фондовом рынке резидентами и все чаще нерезидентами ценных бумаг российских предприятий, как пра­вило, через подставные фирмы-посредники с использованием депозитарных расписок, что чревато переходом отраслей, в том числе стратегически важных, под контроль криминальных и за­рубежных компаний.

Отмывание денег как одно из проявлений теневой экономики представляет собой достаточно сложный и продолжительный про­цесс, включающий множество операций, как правило, незаконных.

К области экономической безопасности относятся недружественное поглощение и гринмэйл — корпоративный шантаж: приобретается пакет акций общества — объекта поглощения с целью заставить его выкупить собственные акции по повышенной цене во избежание поглощения.

Одним из инструментов установления принудительного корпо­ративного контроля являются рейдерские захваты.

Современное рейдерство препятствует развитию экономики и привлечению инве­стиций, значительно усиливает коррупцию.

Рейдеры активно используют различные методы и схемы, от подделки документов, фальсификации договоров купли-продажи до использования неправосудных решений судов, манипуляций с рее­стром акционеров, с проведением собраний акционеров, привлече­ния коррумпированных чиновников, применения процедур бан­кротства. Они активно используют слабость норм корпоративного права, судебный и административный ресурсы.

Рейдерство распространяется при захватах земельных участков в городах и лесных угодьях, земель сельскохозяйственного назначения.

На основе свободного рынка складывается взаимовыгодное партнерство транснациональной организованной преступности и транснациональных корпораций (ТНК).

За последние десятилетия и особенно в последние годы были выявлены многочисленные крупномасштабные махинации ранее считавшихся очень солидны­ми крупнейших зарубежных корпораций.

Подходы к решению проблемы теневой экономики. В большинстве развитых стран мира в 1990-х годах было принято специальное законодательство, направленное на борьбу с легализацией преступных доходов и их проникновением в легальную экономику.

Сегодня в России борьба с легализацией преступных доходов, включающая их выявление, изъятие и конфискацию, является одним из важнейших стратегических направлений обеспечения экономической безопасности страны.

Особую актуальность проблема противодействия отмыванию денег приобрела после вступления в силу с января 2000 г. Федераль­ного закона «О контроле за соответствием расходов значительных денежных средств фактически получаемым физическими лицами походам».

В целях развития международного сотрудничества в борьбе с отмыванием денег Россией заключен ряд межправительственных и межведомственных соглашений. В частности, государствами — чле­нами СНГ заключено межправительственное Соглашение о сотруд­ничестве в борьбе с преступлениями в сфере экономики от 12 апреля 1996 г.

В государственных властных структурах и научных учреждениях существуют разные подходы к решению проблем теневой экономики.

В основе радикально-либерального подхода лежит идея легализа­ции всей теневой экономики.

Репрессивный подход основан на расширении функций силовых подразделений, например контроля за расходами граждан.

Комплексно-правовой подход связан с совершенствованием зако­нодательства по обеспечению необходимых условий развития пред­принимательства1.

Западные ученые с разных сторон исследуют причины и истоки теневой экономики. Интересные данные по масштабам теневой эко­номики в разных странах представлены в табл. 3.5.

В книге «Иной путь. Невидимая революция в третьем мире» перуанский экономист Э. Де Сото рассматривает эволюцию нелегальных форм деятельно­сти, показывает их значение в становлении рыночной экономики «снизу». Его анализ нелегальной торговли показывает, как люди пытаются преодолеть сопротивление официальных властей, чтобы организовать снабжение населения продуктами питания и предме­тами первой необходимости. Де Сото доказывает, что легальная экономика развивающихся стран опутана меркантилистскими узами и именно теневики устанавливают подлинно демократический экономический порядок.

«Наше исследование показывает, — пишет Э. Де Сото, — что готовность перуанцев действовать вне рамок закона в значительной степени есть результат рациональной... оценки издержек законопослушания».

Таким образом, основной причиной теневой экономической активности следует считать нерациональный пра­вовой режим, когда «процветание компании в меньшей степени зависит от того, насколько хорошо она работает, и в большей — от издержек, налагаемых на нее законом.

Предприниматель, кото­рый лучше манипулирует этими издержками или связями с чи­новниками, оказывается более успешным, чем тот, кто озабочен лишь производством».

1 Более подробно см.: Сенчагов В.К Указ. соч.; «Теневые» параметры реформируе­мой экономики // Российский экономический журнал. 1996. № 8, 9; Как продол­жать реформы в России? Экономические, экономико-правовые и социальные ас­пекты / Под общ. ред. В.О. Исправникова и В.В. Куликова. М.: Фонд за экономи­ческую грамотность, 1996; Исправников В. О., Куликов Теневая экономика в России: иной путь и третья сила. М.: Фонд за экономическую грамотность, 1997. С. 106-157.

Таблица 3.5. Средние масштабы теневой экономики (1989-1993)

Страна Масштабы теневой экономики, %ВВП
Развивающиеся  
-Африка 43,9
-Центральная и Южная Америка 38,9
-Азия 35,0
С переходной экономикой  
-Бывший СССР 25,1
-Восточная Европа 20,7
-ОЭСР  
Оценка анализа энергопотребления 15,4
Оценка анализа спроса на деньги 12,9

Источник: Нуреев P.M. Экономика развития модели становления ры­ночной экономики. М.: ИНФРА-М, 2001. С. 88.

Резюме

1. В России неэффективная обрабатывающая промышленность испы­тывает сильный спад, а конкурентоспособная добывающая про­мышленность на внешних рынках — подъем; это позиция деинду­стриализации страны.

2. В последние годы макроэкономические показатели значительно выросли; прежде всего это стабилизационный фонд, золотова­лютные запасы, профицит бюджета и т.д. При этом денежный агрегат М2 с учетом роста ВВП почти не изменился и составил до 30%, нормальным уровнем монетизации считаются 40—50%. Полученные доходы уходят в банковские вклады, в том числе и за рубеж.

3. До недавнего времени процесс скупки иностранными лицами пакетов акций стратегически и экономически значимых для Рос­сии предприятий не контролировался, что создает серьезную уг­розу экономической и даже военно-политической безопасности.

4. Теневая экономика есть в любых странах — независимо от их го­сударственного и социально-политического устройства. Степень ее распространенности и масштабы различны.

Одной из наибо­лее общих причин возникновения теневой экономики является наличие неустранимого противоречия между объективными за­конами экономики и их отражением в правовых нормах, в зако­нодательстве государства.

5. Отсутствие четкой стратегии противодействия процессам крими­нализации делает экономическое развитие страны уязвимым для внутренних и даже внешних угроз. В этой связи необходимо со­вершенствовать законодательство, а также методы и механизмы деятельности правоохранительных органов по борьбе с проявле­ниями теневой экономики.

Ключевые понятия

Спад производства

Промышленная политика

Кредитные ресурсы

Структурные особенности экономики

Нерыночные услуги

Соглашение о разделе продукции

Реальный сектор экономики

Рост без развития

Поддержка сельского хозяйства

Зона рискованного земледелия

Теневая экономика

Коррупция

Незаконная приватизация

Утечка валюты «Толлинговые» операции

Недружественные поглощения

Гринмэйл

Вопросы для самопроверки

1. В чем причины спада в российской экономике?

2. Что представляет собой государственная промышленная политика?

3. Каково значение кредитных ресурсов для реального сектора эко­номики?

4. В чем состоят структурные особенности российской экономики?

5. Что такое нерыночные услуги?

6. Каковы особенности реального сектора экономики?

7. При каких обстоятельствах возникает рост без развития?

8. Зачем необходима государственная поддержка сельского хозяйства?

9. Что представляет собой зона рискованного земледелия?

10. Какова роль «локомотивных» отраслей для национальной эконо­мики?

11. Какие позитивные и негативные стороны можно отметить в со­глашениях о разделе продукции?

12. Каковы причины возникновения теневой экономики?

13. Каковы последствия воздействия коррупции на общество?

14. В чем сущность основных подходов к решению проблем теневой экономики?

Глава 4

ИНВЕСТИЦИИ И ИННОВАЦИИ В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

4.1. Оценка инвестиционного и инновационного климата в современной России

Инвестиции и инвестиционный процесс. На протяжении последних десятилетий XX в. инновационные процессы в странах — мировых лидерах ускорялись и приобретали все большие масштабы. Эти процессы ведут к глубокой мо­дернизации производства, укреплению элементов социализации эко­номических отношений, повышению уровня и качества жизни насе­ления.

Экономическая безопасность, включающая и технологическую независимость страны, в XXI в. будет в значительной степени опре­деляться ее научно-технологическим потенциалом, поскольку быст­рый и устойчивый рост экономики потребует многократного по­вышения инвестиционной и инновационной активности.

Инвестиционный процесс есть составная часть общественного воспроизводства. Он отражает все те же стадии воспроизводственно­го процесса, но только со стороны движения инвестиционных благ.

Инвестиции — долгосрочные вложения капитала в отдельные отрасли экономики внутри страны и за рубежом. Это денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущест­венные права, иные права, имеющие денежную оценку. Можно сказать, что инвестиция — это отказ от денежных средств сегодня в пользу получения дохода в будущем.

Источники финансирования, т.е. источники инвестиции, можно разделить на собственные средства и заемный капитал.

Для перехода к подъему экономики необходимо повысить долю инвестиций в ВВП как минимум до 20—50% — это одно из порого­вых значений. Только так можно обеспечить превышение вводом производственных мощностей их выбытия и создать условия для расширенного воспроизводства. В быстро развивающихся странах эта доля достигает 40% (например, Китай с 1979 г. имеет ежегодный при­рост ВВП в среднем 10%).

При прочих равных условиях инвестиции собственных средств означают изменение соотношения между фондом потребления и фондом накопления, однако если 20% населения живут ниже прожи­точного минимума, это едва ли возможно.

Инвестиции делятся на прямые (непосредственное вложение денег в развитие бизнеса, в оборудование, персонала) и портфельные (по­купка ценных бумаг на фондовом рынке). Прямые инвестиции со­ставляют 1/3 общего количества, а остальные 2/3 — портфельные.

По сути, портфельные инвестиции связаны со сменой собст­венника. Например, деньги, которые иностранная компания заплати­ла за сделку, идут не в российскую экономику, а в личный карман продавца, и они могут осесть на счете коммерческого банка какой-нибудь страны. В первую очередь надо повысить государственный контроль за куплей-продажей, особенно производимой в Крупных масштабах. Во всем мире в сделках соблюдается национальный ин­терес: ни одна крупная сделка не проходит без одобрения парла­мента или правительства.

В прямых инвестициях определенная часть — это «связанные ин­вестиции», т.е. они вкладываются в виде строительных материалов, оборудования и других материальных ресурсов, которые производятся в стране инвестора, хотя аналогичные товары производятся в самой стране — объекте инвестирования. Поэтому эти инвестиции работают на экономику другой страны. Это также может влиять на экономиче­скую безопасность.

Оборудование, полученное по связанным иностранным креди­там, не позволяет производить конкурентоспособную продукцию, морально устарело.

Кроме того, вместе со связанным иностранным кредитом российский заемщик также, как правило, вынужден приобретать поставляемое оборудование по ценам, превышающим мировые. Сами связанные кредиты рассчи­таны в конечном итоге на создание рабочих мест и поддержку от­раслей в самой стране местонахождения иностранного инвестора1.

В 1989 г. президент США получил право запрещать любые ино­странные инвестиции, угрожающие национальной безопасности. Обеспечение инвестиционных аспектов устойчивости развития эко­номики становится одним из условий стабилизации ситуации в экономике.

Согласно последнему рейтингу Всемирного экономического фо­рума, опубликованному осенью 2007 г., инновационный потенциал российской экономики находится на 57-м месте (из 131 страны).

В настоящее время объем инвестиций из всех источников в россий­скую экономику составляет 50—60 млрд. долл. в год, а потребности — 100 млрд. долл. Интерес к иностранным инвестициям проявляли финансовые власти России и иностранные финансово-правительственные круги

еще в начале XX в. Царское правительство интересовало, насколько зависимость от иностранного капитала способна вести к утрате эко­номической и политической независимости, хотя иностранный ка­питал рассматривался как эффективное средство ускорения эконо­мического развития России. Однако еще Ленин отмечал, что ино­странный капитал может ускорять экономическое развитие отсталых стран и вести к состоянию полуколониальной зависимости.

Структура инвестиций собственности. Оживление российской экономики в начале XXI в. сопровождалось активизацией инвестиционного процесса, хотя его динамика в последнее время несколько ослабла. Однако с позиций экономической безопасности в период рыночных реформ отсутствие промышленной и прогрессивной инвестиционной политики привело к деградации реального сектора экономики страны.

В сопоставимых ценах объем инвестиций в основной капитал приведен в табл. 4.1.

1 Логинов Е.Л. Системные проблемы экономической безопасности. Т. 5. М.: НАУЧТЕХЛИТИЗДАТ, 2007. С. 58.

Таблица 4.1.Индексы физического объема инвестиций в основной капитал, %

Год  
К предыдущему году 107,7 102,8 111,1 110,9 113,7  

Источник: Российский статистический ежегодник. М., 2007. С. 710.

Впервые за десятилетие инвестиции в основной капитал увели­чились на 4,6%. Эта тенденция продолжилась и в 2007 г.

Структура инвестиций в основной капитал с 2000 по 2007 г. по формам собственности представлена в табл. 4.2. Из таблицы видно, что резко снижается доля государственных инвестиций и растет доля частных, очень незначительна доля иностранных инвестиций. При этом растут совместные российские и иностранные инвестиции.

Источники инвестиции в экономике России. Главным источником финансирования инвестиций в основной капитал оставались собственные средства предприятии.

Структура инвестиций в основной капитал по источникам фи­нансирования представлена в табл. 4.3.

В соответствии с Законом «О бюджете развития Российской Федерации» от 26 ноября 1998 г. № 180-ФЗ он определен как со­ставная часть федерального бюджета, которая неотъемлемо входит в его капитальные расходы и используется для кредитования и фи­нансирования инвестиционных проектов.

Таблица 4.2. Структура инвестиций в основной капитал по формам собственности, % к итогу

Вид инвестиций
В основной капитал В том числе                
1.российские из них: 86,3 86,1 86,3 83,3 83,4 80,6 81,6 84,0
-государственные 23,9 22,1 19,5 19,8 17,1 18,8 17,5 17,2
-муниципальные 4,5 4,5 4,5 4,1 4,1 3,8 4,2 4,0
-частные 29,9 37,7 43,9 42,6 46,5 44,9 47,5 52,3
-потребительской коопер. 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,04
-общественных и религ. организаций 0,1   0,1   0,1   0,1   0,1   0,1   0,1   0,1  
-смешанные российские 27,8 21,6 18,2 16,6 15,5 12,9 12,2 10,4
2.Иностранные 1,5 3,3 5,7 6,9 8,2 7,9 6,6
3.Совместные российские и иностранные 12,2 11,9 10,4 11,0 9,7 11,9 10,6 9,4
Таблица 4.3.Структура инвестиций в основной капитал по источникамфинансирования% к итогу
Структура инвестиций
Инвестиции в основной капитал
В том числе по формам финансирования:                
-собственные средства 47,7 50,3 48,0 45,6 45,4 44,5 42,1 41,5
из них                
-прибыль 23,4 26,6 20,5 18,0 19,2 23,3 19,9 19,9
-амортизация 18,1 19,3 23,5 23,8 22,8 20,9 19,2 18,1
-привлеченные средства 52,3 49,7 52,0 54,4 54,6 55,5 57,9 58,5
из них                
-бюджетные средства (средства консолидиро-                
ванного бюджета), в том числе 19 8 19,6 18,7 17,9 20,4 20,2 21,2
-федерального бюджета 5,8 6,8 5,3 7,0 7,0 8,4
-бюджетов субъектов РФ и местных 13,6 11,4 11,6 12,3 11,7 11,5
Источник: Российский статистический ежегодник. М., 2008. С. 419.
                               

В настоящее время бюджетных инвестиций недостаточно для масштабной реконструкции российской экономики; доля инве­стиций в федеральном бюджете имеет тенденцию к снижению. Без государственной инвестиционной поддержки социально значимых отраслей (здравоохранения, образования, культуры и т.п.) невоз­можно обеспечить условия существенного экономического роста. По мере долговременного экономического развития и роста бла­госостояния населения возможно постепенное уменьшение госу­дарственной инвестиционной поддержки за счет инвестирования частными инвесторами, что характерно для высокоразвитых стран.

Наши рекомендации