Перечень вопросов к зачету по дисциплине 7 страница
Многие исследователи при анализе возникновения организованной преступности в сфере экономики в России обращают внимание на то, что командно-административная система управления привела к разбалансированности экономики, бесхозяйственности, ослаблению контроля за мерой труда и потребления.
Одним из наиболее негативных последствий этого процесса стал широко распространенный дефицит как закономерное следствие — создание подпольного рынка товаров и услуг, выгодных дельцам и организаторам подпольного бизнеса. Это и послужило основной причиной развития и становления теневой экономики, которая заложила основу организованной преступности в России.
Эти процессы значительно активизировались в 1970-е годы. В структуре хозяйственных преступлений обнаружилась устойчивая тенденция роста выпуска и сбыта неучтенной продукции, изготавливаемой в специально организованных подпольных цехах.
В криминальной среде появилась новая категория — цеховик (в цехах, прежде всего системы промкооперации, нелегально изготовлялась продукция для населения — одежда, обувь и т.д., постоянный дефицит которой был присущ государственной экономике; позднее такие цеха или целые предприятия государственного сектора экономики все в больших масштабах производили левую продукцию из сэкономленного, а точнее — похищенного сырья).
Особенность советской теневой экономики состояла в том, что она удовлетворяла вполне естественный спрос населения на вполне легальные товары и легальные — для нормального общества с нормальной экономикой — услуги (например, обмен валюты). Лица, занимающиеся теневым бизнесом, имели разветвленную систему связей, в том числе с руководителями административных и хозяйственных органов, создавали свое криминальное окружение, вырабатывая контрмеры по обеспечению своей безопасности. Их деятельность оказалась в поле зрения элементов уголовно-преступной среды, увидевших здесь возможность получения легкого доступа к финансовым средствам. А поскольку эти лица получали значительные прибыли, они могли позволить себе практически безболезненно отчислять часть добытого преступным путем криминальным Структурам в целях ограждения себя от посягательств.
В свою очередь, криминальные элементы, будучи заинтересованными в росте незаконных прибылей, возложили на себя функции физической защиты и выполнения отдельных поручений владельцев теневых предприятий (участия в реализации продукции, поиска сырья, подкупа должностных лиц советского государственного аппарата и т.п.). С помощью систематических взяток и подкупа государственных служащих, партийных и советских работников и работников правоохранительных органов они обеспечивали надежную защиту своей преступной деятельности от контроля и разоблачения.
Тем самым создавалась и система коррупции в этих органах. В результате в сфере экономики появились преступные структуры, действующие как по горизонтали, так и по вертикали. На этой почве произошло сращивание теневых экономических структур с преступной средой.
Расширение этой преступной деятельности как в региональном, так и в межхозяйственном масштабе поставило перед этими лицами задачу распределения сфер влияния и необходимости кооперирования. В дальнейшем на базе такого сращивания образовалось уже не кустарное (элементарное), а технологически прогрессивное (организованное) производство. Для того чтобы преодолеть неизбежно возникающие конфликты из-за распределения сфер деятельности, преступникам понадобились «третейские судьи», «арбитры». В преступной среде появились лица, исполняющие функции, не связанные с участием в конкретных преступлениях, а решающие исключительно обеспечивающие задачи. В этой «индустрии» возникла «элита» (высшие эшелоны), собственно организующая криминальную среду.
В СССР уровень преступности в 1960—1990 гг. был в 5—8 раз ниже, чем в развитых зарубежных странах, хотя тенденции были те же. Волна преступности захлестнула страну в конце 1980-х — начале 1990-х годов, пик ее пришелся на 1992—1993 гг. Именно в эти годы произошли радикальные изменения в сфере экономических отношений. Это период развала СССР,, обвального разрушения органов прежнего контроля, приватизации государственной собственности, демагогических лозунгов, правового нигилизма, справедливой и несправедливой критики правоохранительных органов и судов, из которых стали уходить профессионалы. Число зарегистрированных преступлений в 1995 г. составило 2756 тыс., а в 2007 г. — 3583 тыс.
Значительные масштабы социально-экономических изменений отразились на динамике и направленности криминальных процессов в экономике. Основным их содержанием стало незаконное отчуждение государственной собственности в ходе приватизации и корыстные злоупотребления при управлении ею, а также противоправное перераспределение произведенного валового внутреннего продукта в пользу криминальных слоев, главным образом путем преступных махинаций в кредитно-финансовой и внешнеэкономической сферах, на валютно-денежном и потребительском рынках. В определенной степени это обусловлено тем, что реформирование экономики проводилось без адекватного механизма защиты государства и добросовестного предпринимательства от противоправных посягательств.
Легализация частной собственности, частной предпринимательской деятельности позволила владельцам подпольных капиталов, а также партийно-государственной номенклатуре первыми захватить новое экономическое поле. Сращивание теневиков, коррумпированных чиновников и криминального мира новой генерации раздвоилось: большая часть ушла со своими капиталами, криминальными и полукриминальными связями и нравами в легальный бизнес, меньшая образовала преступные организации с традиционными видами деятельности: продажей наркотиков и оружия, рэкетом, контролем над игорным бизнесом и проституцией и т.п.
Американский криминалист Л. Шелли считает, что в таком контексте государство не могло выполнять свои обязательства: поддерживать порядок, обеспечивать социальное страхование, здравоохранение и т.д. в силу коррумпированности государственных структур управления.
Масштабы и структура теневой экономики. Во многих случаях трудно определить, на какой основе происходит определенный экономический процесс — на законной, незаконной или «полузаконной». Такая неточная законность вместе с «телефонным правом» дает политикам, бюрократам и судьям свободу самостоятельно оценивать, что хорошо, а что плохо. Очевидные факты явной коррупции становятся законно недоказуемыми.
Для эффективной борьбы с налоговыми правонарушениями и организованной преступностью необходимо знать истинные масштабы и структуру теневой экономики. Особый интерес представляет распределение теневого сектора экономики России по регионам и отраслям народного хозяйства. Такая информация позволила бы налоговой инспекции более взвешенно оценивать и направлять деятельность своих территориальных органов1.
1 Более подробно см.: Экономика и право, теневая экономика / Под ред. Н.Д. Эриашвили, Г.М. Казиахмедова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
По расчетам Госкомстата, скрываемый объем выпуска продукции промышленных предприятий в 1996 г. составил 50,5 трлн. руб., а в 1997 г. — 58,8 трлн. руб. С учетом дефлятора по промышленности 110,3% прирост скрываемого выпуска продукции составил 6%1. В 2003 г. объем скрытой оплаты труда в России превысил 2 трлн. руб., что составляет примерно 37% общего объема оплаты труда в стране и почти 16,3% ВВП. По действующим на тот момент ставкам социального налога ежегодно в государственный бюджет и социальные фонды не доплачивалось 500—600 млрд. руб.2
Одним из каналов утечки валюты из России являются иностранные фирмы. Денежные средства за поставленные товары или оказанные услуги направляются на счета иностранных фирм в российских банках и затем через корреспондентские счета иностранных банков перемещаются за рубеж. Часто иностранная фирма сначала приобретает товар на территории России, а затем здесь же перепродает его по более высокой цене. Эта операция не является незаконной, однако в результате сокращаются валютные резервы государства без увеличения товарных ресурсов.
Значительная часть неучтенного валютного оборота образуется и при незаконном импорте товаров. Кроме того, в целях уклонения от уплаты необходимых таможенных сборов и налогов фактические объемы и цены импортируемых товаров, как правило, искажаются в сторону занижения. Неучтенные товары в значительных объемах реализуются теневыми структурами.
Российские участники внешнеэкономической деятельности (как государственные, так и частные) при проведении внешнеторговых операций нередко прибегают к существенному занижению цен на вывозимые продукцию и сырье, главным образом энергоносители и цветные металлы, и, наоборот, их завышению на ввозимые товары. Получаемая в результате неучтенная валютная выручка как разница между фактическими и контрактными ценами, как правило, остается на счетах зарубежных банков, иностранных партнеров, совместных или офшорных компаний.
По данным Центрального банка РФ, растет вывоз капитала из России: если в 2003 г. было вывезено 1,9 млрд. долл., то в 2004 г. — 7,8 млрд.
По некоторым экспертным оценкам, объем рынка коррупции в России сопоставим по доходам с федеральным бюджетом и оценивается в более чем 240 млрд. долл.3
Широкие масштабы приобретают так называемые толлинговые операции: экспортный контракт на поставку сырья, которое за границу фактически не вывозится и перерабатывается на месте, но уже как зарубежное давальческое сырье, и в итоге чистый конечный продукт вывозится за пределы России без уплаты налогов и пошлин.
1 Сенчагов В.К. Указ. соч. С. 504.
2 Социальное положение и уровень жизни населения России 2004: Стат. сборник. М., 2004.
3 Шаров А. Генпрокуратура начала новое наступление на коррумпированных чиновников // Российская газета. 2006. № 4215.
Масштабный характер приобрели операции по незаконному вывозу значительных партий морепродуктов за пределы России.
Одним из каналов теневой экономики является практически бесконтрольное приобретение за иностранную валюту по явно заниженным ценам на фондовом рынке резидентами и все чаще нерезидентами ценных бумаг российских предприятий, как правило, через подставные фирмы-посредники с использованием депозитарных расписок, что чревато переходом отраслей, в том числе стратегически важных, под контроль криминальных и зарубежных компаний.
Отмывание денег как одно из проявлений теневой экономики представляет собой достаточно сложный и продолжительный процесс, включающий множество операций, как правило, незаконных.
К области экономической безопасности относятся недружественное поглощение и гринмэйл — корпоративный шантаж: приобретается пакет акций общества — объекта поглощения с целью заставить его выкупить собственные акции по повышенной цене во избежание поглощения.
Одним из инструментов установления принудительного корпоративного контроля являются рейдерские захваты.
Современное рейдерство препятствует развитию экономики и привлечению инвестиций, значительно усиливает коррупцию.
Рейдеры активно используют различные методы и схемы, от подделки документов, фальсификации договоров купли-продажи до использования неправосудных решений судов, манипуляций с реестром акционеров, с проведением собраний акционеров, привлечения коррумпированных чиновников, применения процедур банкротства. Они активно используют слабость норм корпоративного права, судебный и административный ресурсы.
Рейдерство распространяется при захватах земельных участков в городах и лесных угодьях, земель сельскохозяйственного назначения.
На основе свободного рынка складывается взаимовыгодное партнерство транснациональной организованной преступности и транснациональных корпораций (ТНК).
За последние десятилетия и особенно в последние годы были выявлены многочисленные крупномасштабные махинации ранее считавшихся очень солидными крупнейших зарубежных корпораций.
Подходы к решению проблемы теневой экономики. В большинстве развитых стран мира в 1990-х годах было принято специальное законодательство, направленное на борьбу с легализацией преступных доходов и их проникновением в легальную экономику.
Сегодня в России борьба с легализацией преступных доходов, включающая их выявление, изъятие и конфискацию, является одним из важнейших стратегических направлений обеспечения экономической безопасности страны.
Особую актуальность проблема противодействия отмыванию денег приобрела после вступления в силу с января 2000 г. Федерального закона «О контроле за соответствием расходов значительных денежных средств фактически получаемым физическими лицами походам».
В целях развития международного сотрудничества в борьбе с отмыванием денег Россией заключен ряд межправительственных и межведомственных соглашений. В частности, государствами — членами СНГ заключено межправительственное Соглашение о сотрудничестве в борьбе с преступлениями в сфере экономики от 12 апреля 1996 г.
В государственных властных структурах и научных учреждениях существуют разные подходы к решению проблем теневой экономики.
В основе радикально-либерального подхода лежит идея легализации всей теневой экономики.
Репрессивный подход основан на расширении функций силовых подразделений, например контроля за расходами граждан.
Комплексно-правовой подход связан с совершенствованием законодательства по обеспечению необходимых условий развития предпринимательства1.
Западные ученые с разных сторон исследуют причины и истоки теневой экономики. Интересные данные по масштабам теневой экономики в разных странах представлены в табл. 3.5.
В книге «Иной путь. Невидимая революция в третьем мире» перуанский экономист Э. Де Сото рассматривает эволюцию нелегальных форм деятельности, показывает их значение в становлении рыночной экономики «снизу». Его анализ нелегальной торговли показывает, как люди пытаются преодолеть сопротивление официальных властей, чтобы организовать снабжение населения продуктами питания и предметами первой необходимости. Де Сото доказывает, что легальная экономика развивающихся стран опутана меркантилистскими узами и именно теневики устанавливают подлинно демократический экономический порядок.
«Наше исследование показывает, — пишет Э. Де Сото, — что готовность перуанцев действовать вне рамок закона в значительной степени есть результат рациональной... оценки издержек законопослушания».
Таким образом, основной причиной теневой экономической активности следует считать нерациональный правовой режим, когда «процветание компании в меньшей степени зависит от того, насколько хорошо она работает, и в большей — от издержек, налагаемых на нее законом.
Предприниматель, который лучше манипулирует этими издержками или связями с чиновниками, оказывается более успешным, чем тот, кто озабочен лишь производством».
1 Более подробно см.: Сенчагов В.К Указ. соч.; «Теневые» параметры реформируемой экономики // Российский экономический журнал. 1996. № 8, 9; Как продолжать реформы в России? Экономические, экономико-правовые и социальные аспекты / Под общ. ред. В.О. Исправникова и В.В. Куликова. М.: Фонд за экономическую грамотность, 1996; Исправников В. О., Куликов Теневая экономика в России: иной путь и третья сила. М.: Фонд за экономическую грамотность, 1997. С. 106-157.
Таблица 3.5. Средние масштабы теневой экономики (1989-1993)
Страна | Масштабы теневой экономики, %ВВП |
Развивающиеся | |
-Африка | 43,9 |
-Центральная и Южная Америка | 38,9 |
-Азия | 35,0 |
С переходной экономикой | |
-Бывший СССР | 25,1 |
-Восточная Европа | 20,7 |
-ОЭСР | |
Оценка анализа энергопотребления | 15,4 |
Оценка анализа спроса на деньги | 12,9 |
Источник: Нуреев P.M. Экономика развития модели становления рыночной экономики. М.: ИНФРА-М, 2001. С. 88.
Резюме
1. В России неэффективная обрабатывающая промышленность испытывает сильный спад, а конкурентоспособная добывающая промышленность на внешних рынках — подъем; это позиция деиндустриализации страны.
2. В последние годы макроэкономические показатели значительно выросли; прежде всего это стабилизационный фонд, золотовалютные запасы, профицит бюджета и т.д. При этом денежный агрегат М2 с учетом роста ВВП почти не изменился и составил до 30%, нормальным уровнем монетизации считаются 40—50%. Полученные доходы уходят в банковские вклады, в том числе и за рубеж.
3. До недавнего времени процесс скупки иностранными лицами пакетов акций стратегически и экономически значимых для России предприятий не контролировался, что создает серьезную угрозу экономической и даже военно-политической безопасности.
4. Теневая экономика есть в любых странах — независимо от их государственного и социально-политического устройства. Степень ее распространенности и масштабы различны.
Одной из наиболее общих причин возникновения теневой экономики является наличие неустранимого противоречия между объективными законами экономики и их отражением в правовых нормах, в законодательстве государства.
5. Отсутствие четкой стратегии противодействия процессам криминализации делает экономическое развитие страны уязвимым для внутренних и даже внешних угроз. В этой связи необходимо совершенствовать законодательство, а также методы и механизмы деятельности правоохранительных органов по борьбе с проявлениями теневой экономики.
Ключевые понятия
Спад производства
Промышленная политика
Кредитные ресурсы
Структурные особенности экономики
Нерыночные услуги
Соглашение о разделе продукции
Реальный сектор экономики
Рост без развития
Поддержка сельского хозяйства
Зона рискованного земледелия
Теневая экономика
Коррупция
Незаконная приватизация
Утечка валюты «Толлинговые» операции
Недружественные поглощения
Гринмэйл
Вопросы для самопроверки
1. В чем причины спада в российской экономике?
2. Что представляет собой государственная промышленная политика?
3. Каково значение кредитных ресурсов для реального сектора экономики?
4. В чем состоят структурные особенности российской экономики?
5. Что такое нерыночные услуги?
6. Каковы особенности реального сектора экономики?
7. При каких обстоятельствах возникает рост без развития?
8. Зачем необходима государственная поддержка сельского хозяйства?
9. Что представляет собой зона рискованного земледелия?
10. Какова роль «локомотивных» отраслей для национальной экономики?
11. Какие позитивные и негативные стороны можно отметить в соглашениях о разделе продукции?
12. Каковы причины возникновения теневой экономики?
13. Каковы последствия воздействия коррупции на общество?
14. В чем сущность основных подходов к решению проблем теневой экономики?
Глава 4
ИНВЕСТИЦИИ И ИННОВАЦИИ В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
4.1. Оценка инвестиционного и инновационного климата в современной России
Инвестиции и инвестиционный процесс. На протяжении последних десятилетий XX в. инновационные процессы в странах — мировых лидерах ускорялись и приобретали все большие масштабы. Эти процессы ведут к глубокой модернизации производства, укреплению элементов социализации экономических отношений, повышению уровня и качества жизни населения.
Экономическая безопасность, включающая и технологическую независимость страны, в XXI в. будет в значительной степени определяться ее научно-технологическим потенциалом, поскольку быстрый и устойчивый рост экономики потребует многократного повышения инвестиционной и инновационной активности.
Инвестиционный процесс есть составная часть общественного воспроизводства. Он отражает все те же стадии воспроизводственного процесса, но только со стороны движения инвестиционных благ.
Инвестиции — долгосрочные вложения капитала в отдельные отрасли экономики внутри страны и за рубежом. Это денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку. Можно сказать, что инвестиция — это отказ от денежных средств сегодня в пользу получения дохода в будущем.
Источники финансирования, т.е. источники инвестиции, можно разделить на собственные средства и заемный капитал.
Для перехода к подъему экономики необходимо повысить долю инвестиций в ВВП как минимум до 20—50% — это одно из пороговых значений. Только так можно обеспечить превышение вводом производственных мощностей их выбытия и создать условия для расширенного воспроизводства. В быстро развивающихся странах эта доля достигает 40% (например, Китай с 1979 г. имеет ежегодный прирост ВВП в среднем 10%).
При прочих равных условиях инвестиции собственных средств означают изменение соотношения между фондом потребления и фондом накопления, однако если 20% населения живут ниже прожиточного минимума, это едва ли возможно.
Инвестиции делятся на прямые (непосредственное вложение денег в развитие бизнеса, в оборудование, персонала) и портфельные (покупка ценных бумаг на фондовом рынке). Прямые инвестиции составляют 1/3 общего количества, а остальные 2/3 — портфельные.
По сути, портфельные инвестиции связаны со сменой собственника. Например, деньги, которые иностранная компания заплатила за сделку, идут не в российскую экономику, а в личный карман продавца, и они могут осесть на счете коммерческого банка какой-нибудь страны. В первую очередь надо повысить государственный контроль за куплей-продажей, особенно производимой в Крупных масштабах. Во всем мире в сделках соблюдается национальный интерес: ни одна крупная сделка не проходит без одобрения парламента или правительства.
В прямых инвестициях определенная часть — это «связанные инвестиции», т.е. они вкладываются в виде строительных материалов, оборудования и других материальных ресурсов, которые производятся в стране инвестора, хотя аналогичные товары производятся в самой стране — объекте инвестирования. Поэтому эти инвестиции работают на экономику другой страны. Это также может влиять на экономическую безопасность.
Оборудование, полученное по связанным иностранным кредитам, не позволяет производить конкурентоспособную продукцию, морально устарело.
Кроме того, вместе со связанным иностранным кредитом российский заемщик также, как правило, вынужден приобретать поставляемое оборудование по ценам, превышающим мировые. Сами связанные кредиты рассчитаны в конечном итоге на создание рабочих мест и поддержку отраслей в самой стране местонахождения иностранного инвестора1.
В 1989 г. президент США получил право запрещать любые иностранные инвестиции, угрожающие национальной безопасности. Обеспечение инвестиционных аспектов устойчивости развития экономики становится одним из условий стабилизации ситуации в экономике.
Согласно последнему рейтингу Всемирного экономического форума, опубликованному осенью 2007 г., инновационный потенциал российской экономики находится на 57-м месте (из 131 страны).
В настоящее время объем инвестиций из всех источников в российскую экономику составляет 50—60 млрд. долл. в год, а потребности — 100 млрд. долл. Интерес к иностранным инвестициям проявляли финансовые власти России и иностранные финансово-правительственные круги
еще в начале XX в. Царское правительство интересовало, насколько зависимость от иностранного капитала способна вести к утрате экономической и политической независимости, хотя иностранный капитал рассматривался как эффективное средство ускорения экономического развития России. Однако еще Ленин отмечал, что иностранный капитал может ускорять экономическое развитие отсталых стран и вести к состоянию полуколониальной зависимости.
Структура инвестиций собственности. Оживление российской экономики в начале XXI в. сопровождалось активизацией инвестиционного процесса, хотя его динамика в последнее время несколько ослабла. Однако с позиций экономической безопасности в период рыночных реформ отсутствие промышленной и прогрессивной инвестиционной политики привело к деградации реального сектора экономики страны.
В сопоставимых ценах объем инвестиций в основной капитал приведен в табл. 4.1.
1 Логинов Е.Л. Системные проблемы экономической безопасности. Т. 5. М.: НАУЧТЕХЛИТИЗДАТ, 2007. С. 58.
Таблица 4.1.Индексы физического объема инвестиций в основной капитал, %
Год | ||||||
К предыдущему году | 107,7 | 102,8 | 111,1 | 110,9 | 113,7 |
Источник: Российский статистический ежегодник. М., 2007. С. 710.
Впервые за десятилетие инвестиции в основной капитал увеличились на 4,6%. Эта тенденция продолжилась и в 2007 г.
Структура инвестиций в основной капитал с 2000 по 2007 г. по формам собственности представлена в табл. 4.2. Из таблицы видно, что резко снижается доля государственных инвестиций и растет доля частных, очень незначительна доля иностранных инвестиций. При этом растут совместные российские и иностранные инвестиции.
Источники инвестиции в экономике России. Главным источником финансирования инвестиций в основной капитал оставались собственные средства предприятии.
Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования представлена в табл. 4.3.
В соответствии с Законом «О бюджете развития Российской Федерации» от 26 ноября 1998 г. № 180-ФЗ он определен как составная часть федерального бюджета, которая неотъемлемо входит в его капитальные расходы и используется для кредитования и финансирования инвестиционных проектов.
Таблица 4.2. Структура инвестиций в основной капитал по формам собственности, % к итогу
Вид инвестиций | |||||||||||||||
В основной капитал В том числе | |||||||||||||||
1.российские из них: | 86,3 | 86,1 | 86,3 | 83,3 | 83,4 | 80,6 | 81,6 | 84,0 | |||||||
-государственные | 23,9 | 22,1 | 19,5 | 19,8 | 17,1 | 18,8 | 17,5 | 17,2 | |||||||
-муниципальные | 4,5 | 4,5 | 4,5 | 4,1 | 4,1 | 3,8 | 4,2 | 4,0 | |||||||
-частные | 29,9 | 37,7 | 43,9 | 42,6 | 46,5 | 44,9 | 47,5 | 52,3 | |||||||
-потребительской коопер. | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,04 | |||||||
-общественных и религ. организаций | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | |||||||
-смешанные российские | 27,8 | 21,6 | 18,2 | 16,6 | 15,5 | 12,9 | 12,2 | 10,4 | |||||||
2.Иностранные | 1,5 | 3,3 | 5,7 | 6,9 | 8,2 | 7,9 | 6,6 | ||||||||
3.Совместные российские и иностранные | 12,2 | 11,9 | 10,4 | 11,0 | 9,7 | 11,9 | 10,6 | 9,4 | |||||||
Таблица 4.3.Структура инвестиций в основной капитал по источникамфинансирования% к итогу | |||||||||||||||
Структура инвестиций | |||||||||||||||
Инвестиции в основной капитал | |||||||||||||||
В том числе по формам финансирования: | |||||||||||||||
-собственные средства | 47,7 | 50,3 | 48,0 | 45,6 | 45,4 | 44,5 | 42,1 | 41,5 | |||||||
из них | |||||||||||||||
-прибыль | 23,4 | 26,6 | 20,5 | 18,0 | 19,2 | 23,3 | 19,9 | 19,9 | |||||||
-амортизация | 18,1 | 19,3 | 23,5 | 23,8 | 22,8 | 20,9 | 19,2 | 18,1 | |||||||
-привлеченные средства | 52,3 | 49,7 | 52,0 | 54,4 | 54,6 | 55,5 | 57,9 | 58,5 | |||||||
из них | |||||||||||||||
-бюджетные средства (средства консолидиро- | |||||||||||||||
ванного бюджета), в том числе | 19 8 | 19,6 | 18,7 | 17,9 | 20,4 | 20,2 | 21,2 | ||||||||
-федерального бюджета | 5,8 | 6,8 | 5,3 | 7,0 | 7,0 | 8,4 | |||||||||
-бюджетов субъектов РФ и местных | 13,6 | 11,4 | 11,6 | 12,3 | 11,7 | 11,5 | |||||||||
Источник: Российский статистический ежегодник. М., 2008. С. 419. | |||||||||||||||
В настоящее время бюджетных инвестиций недостаточно для масштабной реконструкции российской экономики; доля инвестиций в федеральном бюджете имеет тенденцию к снижению. Без государственной инвестиционной поддержки социально значимых отраслей (здравоохранения, образования, культуры и т.п.) невозможно обеспечить условия существенного экономического роста. По мере долговременного экономического развития и роста благосостояния населения возможно постепенное уменьшение государственной инвестиционной поддержки за счет инвестирования частными инвесторами, что характерно для высокоразвитых стран.