Совокупный спрос и совокупное предложение
Основной базовой макроэкономической моделью является модель "совокупный спрос- совокупное предложение". Которая позволяет:
1. Выявить условия макроэкономического равновесия и определить величину равновесного объема производства и равновесного уровня цен.
2. Объяснить колебания объема производства и уровня цен в экономике.
3. Показать причины и последствия этих изменений.
4. Описать различные варианты экономической политики государства.
Совокупный спрос. Кривая совокупного спроса. Факторы, влияющие на совокупный спрос.
Совокупный спрос- сумма спросов всех макроэкономических агентов(домохозяйств, фирм, гос-ва и иностранного сектора) на конечные товары и услуги в течение года.
Совокупный спрос
Население предприятие гос-во
Величина совокупного спроса зависит прежде всего от уровня цен, и эта зависимость обратная: чем выше цены в стране, тем меньше совокупный спрос, и наоборот.
|
Кривая совокупного спроса убывающая, нисходящая, имеет отрицательный наклон, т.к. показывает обратно-пропорциональную зависимость совокупного спроса от общего уровня цен.
Кривая совокупного спроса не может быть получена суммированием индивидуальных или рыночных кривых спроса. Это связано с тем, что по осям графика отложены совокупный величины. Так, например, рост общего уровня цен(дефлятора ВНП) не означает повышения цен на все товары в экономике и может происходить, когда цены на некоторые товары снижаются, а на некоторые остаются без изменения.
Отрицательный наклон кривой совокупного спроса также не может быть объяснен эффектами объясняющими отрицательный наклон кривых индивидуального и рыночного спроса, т.е. эффектом замещения и эффектом дохода. Например, замещение относительно более дорогих товаров относительно более дешевыми не может сказаться на величине совокупного спроса, поскольку она отражает спрос на все конечные товары и услуги, произведенные в экономике, на вест реальный ВНП и снижение величины спроса на один товар компенсируется ростом величины спроса на другой.
Отрицательный наклон кривой AD объясняется следующими эффектами:
1.Эффектом реального богатства (эффект реальных денежных запасов) или эффектом Пигу.
Под реальным богатством понимают отношение номинального богатства индивидуума(М), выраженного в денежной форме к общему уровню цен(P):
Реальное богатство=M/P
Т.е. это реальная покупательная способность номинального богатства человека, которая может быть представлена как наличными деньгами(денежными финансовыми активами), так и ценными бумагами(не денежными финансовыми активами, т.е. акциями и облигациями).
Эффект Пигу заключается в следующем:
Если уровень цен повышается, то величина реальных денежных запасов(реального богатства) уменьшается или снижается, люди чувствуют себя относительно беднее, чем раньше и сокращают величину потребления, а поскольку потребление(потребительские расходы) является частью совокупного спроса, то величина совокупного спроса уменьшается.
2. Эффектом процентной ставки или эффектом Кейнса.
Он состоит в следующем:
Если уровень цен повышается, то возрастает спрос на деньги, поскольку людям требуется больше денег для покупки подорожавших товаров. Люди снимают деньги с банковских счетов, возможности банков по выдаче кредитов сокращаются, кредиты становятся дороже, растет цена кредита, т.е. ставки процента. А т.к. кредиты, в первую очередь, берут фирмы(предприятия) на покупку инвестиционных товаров, то удорожание кредита ведет к сокращению величины инвестиционного спроса или инвестиционных расходов, являющегося частью совокупного спроса, и, следовательно, совокупный спрос уменьшается. Кроме того рост ставки процента сокращает и величину потребительских расходов.
С одной стороны, кредит берут не только фирмы, но и домохозяйства (потребительский кредит), особенно на покупку товаров длительного пользования, и его удорожание ведет к сокращению потребительского спроса.
А с другой стороны, рост ставки проста означает, что по сбережениям теперь выплачивается более высокий доход, что стимулирует домохозяйства увеличивать сбережения и сокращать потребительские расходы.
Величина совокупного спроса уменьшается в еще большей степени.
3. Эффектом импортных закупок( эффектом чистого экспорта) или эффектом Монделло Флеминга.
Он заключается в следующем:
Если уровень цен в стране повышается, то товары данной страны становятся относительно более дорогими для иностранцев(проживающие за рубежом), и поэтому сокращается экспорт. Импортные же товары становятся относительно более дешевыми для граждан данной страны, поэтому увеличивается импорт. В результате чистый экспорт сокращается, а поскольку он является частью совокупного спроса, то величина совокупного спроса уменьшается.
Вывод: во всех трех случаях зависимость между уровнем цен и величиной совокупного спроса обратная, следовательно, кривая AD имеет отрицательный наклон.
Эти 3 эффекта показывают воздействие ценовых факторов на совокупный спрос и обуславливают движение вдоль кривой совокупного спроса.
Не ценовые факторы сдвигают кривую AD вверх вправо (когда совокупный спрос увеличивается) или вниз влево(когда совокупный спрос уменьшается).
К неценовым факторам относятся:
• Потребительские расходы
• Инвестиционные доходы
• Гос. закпуки товаров и услуг
• Иностранный сектор(чистый экспорт)
Когда, потребительские расходы увеличиваются, то совокупный спрос увеличивается. Кривая AD смещается вверх вправо и занимает положение AD1. И наоборот, в этом случае кривая AD смещается вниз влево и занимает положение AD2.
Факторы, влияющие на потребительские расходы:
-уровнь нашего благосостояния: чем он выше, тем больше потребительские расходы и совокупный спрос. Кривая AD сдвигается вверх вправо -AD1. И наоборот.
-уровень текущего дохода: когда уровень дохода растет, то потребительские расходы увеличиваются, следовательно, увеличивается совокупный спрос. Кривая AD вверх вправо -AD1. И наоборот.
-ожидание:
Ожидания изменения дохода в будущем- если человек ожидает увеличение дохода в будущем, то он увеличивает потребление уже в настоящем, что ведет к росту совокупного спроса. Сдвиг кривой вверх вправо. И наоборот.
Ожидание изменения уровня цен- если люди ожидают роста цен, то они увеличивают спрос на товары сегодня(в настоящем), что ведет к росту совокупного спроса. Сдвиг кривой вверх вправо. И наоборот.
-налоги(налоги с населения): их рост приводит к сокращению располагаемого дохода, частью которого является потребление, и, следовательно, к уменьшения совокупного спроса. Сдвиг кривой AD вниз влево.
-трансферты: их увеличение обозначает рост располагаемого дохода. Следовательно, рост совокупного спроса происходит, кривая на графике смещается вверх вправо. И наоборот.
-уровень задолженности домохозяйств: чем выше степень задолженности, тем большую часть дохода домохозяйство вынуждено направлять на выплату долгов в настоящем или откладывать в виде сбережений для выплаты долгов в будущем, что ведет к сокращению потребления, и, следовательно, сокращению совокупного спроса. Кривая AD сдвигается вниз влево. И наоборот.
-ставка процента по потребительскому кредиту: чем она выше, тем меньше потребительские расходы и меньше совокупный спрос. Кривая AD сдвигается вниз влево. И наоборот.
-кол-во покупателей: чем из больше, тем больше потребительские расходы, тем выше совокупный спрос в стране. Кривая AD смещается вверх вправо. И наоборот.
Когда инвестиционные расходы растут со стороны предприятий, то совокупный спрос увеличивается. Кривая AD сдвигается вверх вправо. И наоборот.
Факторы, влияющие на инвестиционные расходы:
1.Ожидание(ожидание инвесторов): связаны с ожидаемый нормой прибыли(прибылью). Если инвестор оптимистично оценивает будущее, то он будет осуществлять инвестиции( инвестиционные расходы растут), и, следовательно, растет совокупный спрос. Кривая AD смещается на графике вверх вправо. И наоборот.
2.