Совокупный спрос и совокупное предложение

Основной базовой макроэкономической моделью является модель "совокупный спрос- совокупное предложение". Которая позволяет:

1. Выявить условия макроэкономического равновесия и определить величину равновесного объема производства и равновесного уровня цен.

2. Объяснить колебания объема производства и уровня цен в экономике.

3. Показать причины и последствия этих изменений.

4. Описать различные варианты экономической политики государства.

Совокупный спрос. Кривая совокупного спроса. Факторы, влияющие на совокупный спрос.

Совокупный спрос- сумма спросов всех макроэкономических агентов(домохозяйств, фирм, гос-ва и иностранного сектора) на конечные товары и услуги в течение года.

Совокупный спрос

Совокупный спрос и совокупное предложение - student2.ru Совокупный спрос и совокупное предложение - student2.ru

Совокупный спрос и совокупное предложение - student2.ru

Население предприятие гос-во

Величина совокупного спроса зависит прежде всего от уровня цен, и эта зависимость обратная: чем выше цены в стране, тем меньше совокупный спрос, и наоборот.

Р - общий уровень цен; Q - реальный ВНП.  
Совокупный спрос и совокупное предложение - student2.ru

Кривая совокупного спроса убывающая, нисходящая, имеет отрицательный наклон, т.к. показывает обратно-пропорциональную зависимость совокупного спроса от общего уровня цен.

Кривая совокупного спроса не может быть получена суммированием индивидуальных или рыночных кривых спроса. Это связано с тем, что по осям графика отложены совокупный величины. Так, например, рост общего уровня цен(дефлятора ВНП) не означает повышения цен на все товары в экономике и может происходить, когда цены на некоторые товары снижаются, а на некоторые остаются без изменения.

Отрицательный наклон кривой совокупного спроса также не может быть объяснен эффектами объясняющими отрицательный наклон кривых индивидуального и рыночного спроса, т.е. эффектом замещения и эффектом дохода. Например, замещение относительно более дорогих товаров относительно более дешевыми не может сказаться на величине совокупного спроса, поскольку она отражает спрос на все конечные товары и услуги, произведенные в экономике, на вест реальный ВНП и снижение величины спроса на один товар компенсируется ростом величины спроса на другой.

Отрицательный наклон кривой AD объясняется следующими эффектами:

1.Эффектом реального богатства (эффект реальных денежных запасов) или эффектом Пигу.

Под реальным богатством понимают отношение номинального богатства индивидуума(М), выраженного в денежной форме к общему уровню цен(P):

Реальное богатство=M/P

Т.е. это реальная покупательная способность номинального богатства человека, которая может быть представлена как наличными деньгами(денежными финансовыми активами), так и ценными бумагами(не денежными финансовыми активами, т.е. акциями и облигациями).

Эффект Пигу заключается в следующем:

Если уровень цен повышается, то величина реальных денежных запасов(реального богатства) уменьшается или снижается, люди чувствуют себя относительно беднее, чем раньше и сокращают величину потребления, а поскольку потребление(потребительские расходы) является частью совокупного спроса, то величина совокупного спроса уменьшается.

2. Эффектом процентной ставки или эффектом Кейнса.

Он состоит в следующем:

Если уровень цен повышается, то возрастает спрос на деньги, поскольку людям требуется больше денег для покупки подорожавших товаров. Люди снимают деньги с банковских счетов, возможности банков по выдаче кредитов сокращаются, кредиты становятся дороже, растет цена кредита, т.е. ставки процента. А т.к. кредиты, в первую очередь, берут фирмы(предприятия) на покупку инвестиционных товаров, то удорожание кредита ведет к сокращению величины инвестиционного спроса или инвестиционных расходов, являющегося частью совокупного спроса, и, следовательно, совокупный спрос уменьшается. Кроме того рост ставки процента сокращает и величину потребительских расходов.

С одной стороны, кредит берут не только фирмы, но и домохозяйства (потребительский кредит), особенно на покупку товаров длительного пользования, и его удорожание ведет к сокращению потребительского спроса.

А с другой стороны, рост ставки проста означает, что по сбережениям теперь выплачивается более высокий доход, что стимулирует домохозяйства увеличивать сбережения и сокращать потребительские расходы.

Величина совокупного спроса уменьшается в еще большей степени.

3. Эффектом импортных закупок( эффектом чистого экспорта) или эффектом Монделло Флеминга.

Он заключается в следующем:

Если уровень цен в стране повышается, то товары данной страны становятся относительно более дорогими для иностранцев(проживающие за рубежом), и поэтому сокращается экспорт. Импортные же товары становятся относительно более дешевыми для граждан данной страны, поэтому увеличивается импорт. В результате чистый экспорт сокращается, а поскольку он является частью совокупного спроса, то величина совокупного спроса уменьшается.

Вывод: во всех трех случаях зависимость между уровнем цен и величиной совокупного спроса обратная, следовательно, кривая AD имеет отрицательный наклон.

Эти 3 эффекта показывают воздействие ценовых факторов на совокупный спрос и обуславливают движение вдоль кривой совокупного спроса.

Не ценовые факторы сдвигают кривую AD вверх вправо (когда совокупный спрос увеличивается) или вниз влево(когда совокупный спрос уменьшается).

К неценовым факторам относятся:

• Потребительские расходы

• Инвестиционные доходы

• Гос. закпуки товаров и услуг

• Иностранный сектор(чистый экспорт)

Когда, потребительские расходы увеличиваются, то совокупный спрос увеличивается. Кривая AD смещается вверх вправо и занимает положение AD1. И наоборот, в этом случае кривая AD смещается вниз влево и занимает положение AD2.

Факторы, влияющие на потребительские расходы:

-уровнь нашего благосостояния: чем он выше, тем больше потребительские расходы и совокупный спрос. Кривая AD сдвигается вверх вправо -AD1. И наоборот.

-уровень текущего дохода: когда уровень дохода растет, то потребительские расходы увеличиваются, следовательно, увеличивается совокупный спрос. Кривая AD вверх вправо -AD1. И наоборот.

-ожидание:

Ожидания изменения дохода в будущем- если человек ожидает увеличение дохода в будущем, то он увеличивает потребление уже в настоящем, что ведет к росту совокупного спроса. Сдвиг кривой вверх вправо. И наоборот.

Ожидание изменения уровня цен- если люди ожидают роста цен, то они увеличивают спрос на товары сегодня(в настоящем), что ведет к росту совокупного спроса. Сдвиг кривой вверх вправо. И наоборот.

-налоги(налоги с населения): их рост приводит к сокращению располагаемого дохода, частью которого является потребление, и, следовательно, к уменьшения совокупного спроса. Сдвиг кривой AD вниз влево.

-трансферты: их увеличение обозначает рост располагаемого дохода. Следовательно, рост совокупного спроса происходит, кривая на графике смещается вверх вправо. И наоборот.

-уровень задолженности домохозяйств: чем выше степень задолженности, тем большую часть дохода домохозяйство вынуждено направлять на выплату долгов в настоящем или откладывать в виде сбережений для выплаты долгов в будущем, что ведет к сокращению потребления, и, следовательно, сокращению совокупного спроса. Кривая AD сдвигается вниз влево. И наоборот.

-ставка процента по потребительскому кредиту: чем она выше, тем меньше потребительские расходы и меньше совокупный спрос. Кривая AD сдвигается вниз влево. И наоборот.

-кол-во покупателей: чем из больше, тем больше потребительские расходы, тем выше совокупный спрос в стране. Кривая AD смещается вверх вправо. И наоборот.

Когда инвестиционные расходы растут со стороны предприятий, то совокупный спрос увеличивается. Кривая AD сдвигается вверх вправо. И наоборот.

Факторы, влияющие на инвестиционные расходы:

1.Ожидание(ожидание инвесторов): связаны с ожидаемый нормой прибыли(прибылью). Если инвестор оптимистично оценивает будущее, то он будет осуществлять инвестиции( инвестиционные расходы растут), и, следовательно, растет совокупный спрос. Кривая AD смещается на графике вверх вправо. И наоборот.

2.

Наши рекомендации