Регулирование цен товаров, подпадающих под естественную монополию
Под естественной монополией понимается производство и реализация товаров и услуг, удовлетворение спроса на которые происходит в условиях отсутствия конкуренции в силу технических или природных условий и на которые есть устойчивый спрос независимо от изменения цен. Под техническими условиями понимается ситуация, когда создание конкурирующей среды или экономически нецелесообразно (напри-мер, возникает недоиспользование мощностей), или сопряжено с огромными капиталовложениями. Под природными условиями понимаются суровость климата, отдаленность, труднодоступность территории.
Под естественную монополию подпадают три группы товаров и услуг: 1) транспортировка жидких и газообразных видов товаров по трубопроводам, производство и передача электро-теплоэнергии. Действительно постройка, например, нефте- или газопровода значительной протяженности возможна или с помощью государства, или крупного зарубежного инвестора, или объединения нескольких фирм. Поэтому этот вид транспорта подпадает под естественную монополию; 2) услуги по транспортировке пассажиров и грузов в особых условиях, а также транспортная инфраструктура. Сюда относятся железнодорожные, автомобильные, воздушные перевозки в отдаленные и труднодоступные районы страны, аэропорты, пристани, портовые терминалы, паромные переправы и т.д. Создать конкурентную среду здесь вряд ли целесообразно, да и требует громадных капиталовложений; 3) предоставление общероссийских услуг связи: телефон, радио, трансляционные сети, телетайп и т.д. Монополия здесь существует как остаток монополии государства на эти виды услуг. В настоящее время в производстве этих видов товаров и услуг все больше и интенсивнее создается конкурентная среда: спутниковые антенны, сотовая связь, которые уменьшают монопольное положение Ростелекома. В развитых странах, при множестве частных телефонных и телевизионных ретрансляционных станций эти услуги связи достаточно дешевы.
Основными методами регулирования цен естественных монополий являются:
- установление абсолютного уровня цен. Например, краевые и областные энергетические комиссии устанавливают тарифы на электроэнергию и теплоэнергию для всех потребителей: населению, госпредприятиям, хозрасчетным фирмам и организациям;
- установление предельного уровня рентабельности, то есть уровня, выше которого предприятия и организации не имеют права установить верхний предел цены, сколько бы посредников ни проходило изделие. Предельный уровень рентабельности, как правило, устанавливается к цене производства, и если имеется много мелких производителей товара (например молока), то к цене первого оптового покупателя;
- установление предельного роста уровня рентабельности, то есть предприятия и организации не имеют права увеличивать за определенный период, чаще всего за год, заданные темпы роста рентабельности;
- установление цен ниже себестоимости с выплатой дотаций на убытки, которые несет предприятие. Этот метод особенно широко применяется при установлении тарифов на авиаперевозки пассажиров в отдельные места, где авиация подчас является единственным видом транспорта.
4.2. Регулирование цен товаров и услуг предприятий, подпадающих под антимонопольное
законодательство
С 1993 г. правительством Российской Федерации были в областях и краях организованы комитеты по антимонопольной политике, в обязанности которых вошли функции контроля за ростом цен предприятий-монополистов. Были созданы два уровня реестров предприятий: федеральный и областной, исходя из той доли, которую занимает продукция предприятий в общем объеме по отрасли. Если объем продукции предприятия занимает более 33% общего выпуска по отрасли или однородных предприятий по региону, то оно рассматривается как монополист и государство регулирует цены, защищая интересы потребителей. Основным способом регулирования этих цен является установление предельного уровня рентабельности с контролем за правильностью формирования затрат согласно нормативным документам. Целью такого регулирования было не давать возможности предприятиям использовать свое монопольное положение для чрезмерного роста цен.