Колонизация Францией Северного и Центрального Вьетнама
Подписание Сайгонского договора 1874 г. открыло для Франции возможности дальнейшего проникновения теперь уже на территории Центрального и Северного Вьетнама. Вьетнамскому императору ничего не оставалось, кроме как лавировать между Китаем и Францией, пытаясь сохранить хотя бы какие-то элементы самостоятельности. По договору 1874 г. Франция обещала оказывать помощь вьетнамскому императору в случае возникновения для его страны внешней угрозы, под которой подразумевался, в первую очередь, Китай. Тем не менее спустя два года, из Вьетнама, без предварительного уведомления французской стороны, в Китай была направлена дань, выплата которой была прекращена еще в 1845 г. Этот шаг был воспринят Францией как вызов и в ее правящих кругах увидели в цинском Китае потенциального конкурента за влияние в Индокитае.
Китайский император, в свою очередь, не признал юридической обязательности франко-вьетнамского договора 1874 г., вполне правомерно считая, что в нем не были учтены интересы Китая, являвшегося формальным сюзереном Вьетнама.
Воспользовавшись тем, что после смерти императора Ты Дыка в июле 1883 г. в стране началась борьба за власть, французы направили свои войска на Хюэ. В августе того же года их военно-морские силы захватили форты близ столицы, оставив ее фактически безоружной.
25 августа 1883 г. был подписан новый франко-вьетнамский договор, по которому провозглашался французский протекторат над Вьетнамом. Франция получила право держать при дворе императора резидента и открыть дополнительно для французской торговли еще несколько вьетнамских портов.
После этого французское правительство начало разработку текста нового договора, еще более тяжелого для вьетнамской стороны. Он был подписан двумя странами б июня 1884 г.
По его условиям Вьетнам соглашался на то, чтобы Франция представляла Вьетнам на международной арене, а сюзеренитет Китая над Вьетнамом ликвидировался. Кроме того, Франция получала право держать свои вооруженные силы в фортах на подступах к Хюэ.
Франко-китайская конвенция, подписанная в 1884 г. в ходе войны между двумя государствами, оказалась недолговечной,
и военные действия продолжились. В начале июня 1885 г. в Тяньцзине был подписан мирный договор, по которому Китай отказался от своего сюзеренитета над Вьетнамом, признал заключенные ранее Франко-вьетнамские соглашения, а также обязывался открыть на китайско-вьетнамской границе два пункта для иностранной торговли и установить льготные таможенные тарифы на границе Тонкина с китайскими провинциями Юньнань и Гуанси. Таким образом, для Вьетнама наступил новый этап истории — период нахождения в составе французской колониальной империи.
Северный и Центральный Вьетнам отличались более прочными докапиталистическими формами ведения хозяйства в сравнении с югом страны. В этих условиях метрополия не могла гарантировать своим гражданам, приехавшим в Индокитай, безопасность и получение стабильных доходов. Франция пыталась добиться притока в этот регион инвестиций, прежде всего в горнодобывающую промышленность, но больших результатов на первом этапе колонизации это не дало.
В 1887 г. Франция провозгласила создание Индокитайского союза, в котором Вьетнам был представлен тремя частями: одной колонией — Кохинхина — и двумя протекторатами — Аннамом и Тонкином. В каждой из этих частей существовала собственная, подчиненная французам администрация.
Накануне французского завоевания Вьетнама наиболее трезвомыслящие представители из среды интеллигенции и чиновничества предлагали представителям правящей элиты провести ряд широкомасштабных реформ. Во второй половине XIX в. во Вьетнаме зародилось просветительское движение, лидеры которого выступали за развитие государства по капиталистическому пути. Наиболее яркими его представителями являлись Нгуен Чыонг То, Ле Динь, Динь Ван Диен и др. Они выражали свои взгляды в памятных записках на имя императора, в которых были предложения реформ экономики и общественной жизни. Среди наиболее значимых из них — прекращение практики изоляции Вьетнама от остального мира, прежде всего от европейских государств, развитие торговых связей, использование передового европейского опыта и специалистов для модернизации вьетнамской экономики.
Наиболее яркой фигурой этого направления был Нгуен Чыонг То. Побывав в Европе и затем вернувшись назад во Вьетнам, он попытался убедить правящую элиту в необходимости коренных преобразований, прежде всего разделения исполнительной и законодательной ветвей власти в государстве, сокращения громоздкого чиновничьего аппарата и одновременного повышения жалования оставшимся администраторам, организации периодических изданий и т.д.
Большое значение им придавалось коренному реформированию традиционной системы образования, для чего в первую очередь он предлагал упразднить в стране китайскую конфуцианскую традицию в этой сфере, ввести в практику национальную вьетнамскую письменность, изучать в школах естественные науки и историю родной страны.
В области экономики для выхода из кризиса Нгуен Чыонг То предлагал развивать строительство ирригационных сооружений, железных дорог от севера до юга страны, отменить внутренние таможни, формировать внутренний рынок и т.д.
Он считал, что практически осуществить эти преобразования возможно лишь через авторитет императора, которому предлагал ориентироваться на опыт Японии. Тем не менее все эти и другие подобного рода предложения были отвергнуты вьетнамским монархом, остававшимся приверженцем консервативных взглядов.
Французы, пришедшие во Вьетнам, вели себя достаточно осторожно при проведении на его территории своей культурной политики, понимая, что имеют дело с государством, имеющим давние и глубоко проникшие в его цивилизационную основу традиции. Так, например, ими была сохранена конфуцианская система конкурсных экзаменов, но с 1896 г. при их проведении стала использоваться латинизированная письменность куок-нгы, а позднее, в начале XX в., был добавлен экзамен на знание французского языка.
Французы предпринимали попытки некоторого реформирования вьетнамской системы образования, создавая вместо традиционных сельских школ начальные и средние. Параллельно формировалась и система частных учебных заведений, где обучение велось на французском языке и по программам, разработанным в метрополии.
Была создана и система для получения европейского образования представителями вьетнамской элиты, для чего создавалась Школа ожидающих назначения в Ханое и Школа государственного обучения в Хюэ. В 1898 г. в Ханое были открыты Профессиональная школа, в которой изучались национальные и европейские приемы декоративно-прикладного искусства и Французская школа Дальнего Востока, сотрудники которой изучали историю и филологию народов Индокитая. Немного раньше французами были образованы Бактериологический институт в Нячане, а также Географическая, Метеорологическая и Геологическая службы. Проводимые французами преобразования, при всей их практической направленности на укрепление во Вьетнаме колониального режима, не могли не сказаться положительно на дальнейшем развитии страны.
В этот период продолжали развиваться традиционные для Вьетнама направления в литературе и искусстве. Одни ее представители видели причины отсталости своей страны в приверженности старым конфуцианским догмам и пытались в своих произведениях создать нового героя, у которого теоретические знания, основанные на современных достижениях, сочетаются с практическим опытом. Другие, наоборот, искали образы и героев в прежних эпохах.
Постепенно появляются деятели культуры, ставившие своей целью проводить французское влияние во Вьетнаме. Видной фигурой этого типа стал Чыонг Винь Ки (1837-1898), ставший автором грамматики вьетнамского языка, книги по истории Вьетнама, а также большого количества произведений художественной прозы. С 1865 г. по его инициативе в Сайгоне стала выходить первая на вьетнамском языке газета — «Зядинь бао».
Наиболее известным поэтом являлся Нгуен Динь Тиеу, поэма патриотического содержания которого «Люк Ван Тиен» стала первым большим произведением вьетнамского автора, переведенным на французский язык и изданным в метрополии.
Во второй половине XIX в. перу вьетнамских авторов принадлежало большое количество произведений сатирической направленности, в которых высмеивались пороки вьетнамской элиты, а также и французские колониальные власти. Наиболее яркими представителями этой литературной тенденции стали Нгуен Кхюен (1835-1909) и Ту Сыонг (1870-1909).
Также создавались и анонимные народные произведения о героях борьбы за независимость Вьетнама от французских колонизаторов — Де Тхаме, Фан Динь Фунге и др.
В этот период продолжал свое развитие и вьетнамский театр. Театральные постановки создавались, как правило, на сюжеты известных литературных произведений. Наиболее популярными были труппы, работавшие в театральном жанре тыонг, сложившегося еще в XVII в. Наиболее выдающимся драматургом второй половины XIX в. в жанре тыонг являлся Дао Тан (1846-1908).
Особенно тыонг был популярен в период нахождения на престоле императора Ты Дыка, лично занимавшегося его популяризацией среди своих подданных. Именно тогда большее внимание стало уделяться не содержанию той или иной пьесы, а форме ее подачи зрителю, утонченной технике актерского исполнения. Постепенно туонг стал искусством для избранных, мало понятным простому народу. Поэтому параллельно с официальным, стал складываться т.н. «народный» туонг, основанный на сатирическом начале. В таких пьесах бичевались пороки тогдашнего вьетнамского общества и прославлялись простые честные люди.
Другим театральным жанром был тео, также сформировавшийся еще в XVII в. и рассматриваемый период его представители в сатирической форме обличали власть предержащих, выражая в определенной степени общественное мнение оппозиционно настроенных к французам народных низов.
После начала французской колонизации Вьетнама представителям вьетнамского изобразительного искусства, особенно скульпторам, приходилось испытывать на себе сильное воздействие культурных традиций метрополии. Однако первые художественные школы, пропагандирующие и учитывающие европейские традиции, открылись лишь в начале XX в.
Наиболее заметным явлением вьетнамской культуры второй половины XIX в. стали зодчество и архитектура. Самым значительным памятником той эпохи является ансамбль императорского дворца в Хюэ, включающий в себя постройки в комплексе с садами и водоемами, в которых, как в зеркале, они отражались, создавая великолепную неповторимую композицию, восхищавшую современников.
В связи с приходом в страну французов, значительные силы вьетнамских архитекторов были направлены на проектирование административных зданий для колонизаторов, а также их жилых домов. Здесь также постепенно переплелись традиции вьетнамской и европейской архитектурных школ и направлений.
II блок
Военный переворот 1960 г.
Режим Баяра Мендереса вызывал недовольство и в турецкой армии. Её руководству не без основания казалось, что этот режим, как некая новая гражданская власть, пытается подспудно противопоставить себя военной элите. Кроме того, часть недовольных военных, особенно молодые офицеры, сочувствовала студентам, так как считала, что указанный режим попирает принципы Ататюрка, уклоняется от проведения этатистских и в целом светских мероприятий. Против существовавшего режима выступала и часть генералитета, считавшая, что руководители этого режима своими крайними действиями способствовали созданию такой обстановки в стране, которая могла привести к выступлению широких народных масс и вызвать весьма нежелательный для имущих классов поворот событий. Всё это было очевидно, когда 3 мая 1960 г. генерал Дж. Гюрсель направил Этему Мендересу свое письмо.
21 мая к антиправительственным выступлениям открыто присоединилась часть армии: вышли на демонстрацию около тысячи курсантов Анкарского военного училища. Бросалось в глаза, что к курсантам примкнули многие офицеры министерства обороны, генерального штаба и армейских соединений. Дойдя до площади Кызылай, демонстранты хотели двинуться к президентскому дворцу в Чанкая, но этому помешало вмешательство командования.
Не оценив должным образом ситуацию в столице, 25 мая Мендерес вновь её покинул: прилетел в Конью, город, являвшийся, подобно Измиру, оплотом сил, поддерживавших Демократическую партию. Самолёт Мендереса сделал остановку в Эскишехире, где находится военновоздушная школа, и не успел улыбающийся Мендерес дойти и до середины выстроившегося у самолёта почётного строя офицеров, как раздалась команда «кругом!», и растерявшийся премьерминистр увидел спины офицеров. В самом Эскишехире также царила атмосфера враждебности. Когда Мендерес взошел на трибуну, чтобы выступить перед жителями города, оказалось, что провода, ведущие к микрофону, перерезаны. Вечером на приёме, устроенном в честь премьерминистра на сахарном заводе, находившиеся там военные, казалось, не замечали главы правительства. В этот же вечер из Анкары позвонил председатель меджлиса Рефик Коралтан и сообщил, что в Стамбуле состоялась демонстрация профессоров университета. Вернувшись после этого телефонного разговора в зал приёма, Мендерес произнес свою последнюю речь в качестве премьерминистра Турции. Кстати, в ней он вновь обрушился на демонстрантов.
А в это время в Анкаре, в здании военного училища, собрались руководители будущего переворота. Здесь были командиры некоторых воинских соединений, начальник тыла сухопутных сил генерал Джемаль Маданоглу, командир танковой бригады генерал Баштуг, полковник Альпарслан Тюркеш, преподаватель училища, и многие другие. Было принято решение о вооружённом выступлении против власти 37. В ту ночь многие жители Анкары не спали: на улицах и площадях располагались воинские части. Ясно было, что выступили военные, но кто возглавляет восстание, никому не было известно. Когда Исмета Инёню разбудили среди ночи и сообщили о выступлении армии, он первым делом спросил: «А кто во главе?» В ту ночь узнать, что вооружённое выступление против режима ДП совершает группа офицеров во главе с полковником А. Тюрешем, известным пантюркистом, ему не удалось.
В ночь с 26 на 27 мая курсанты направились к Дому армии и арестовали командующего сухопутными силами Суата Куяша и военного коменданта Анкары Намыка Аргюча. В одном из частных домов был арестован начальник Генерального штаба Рюштю Эрдельхун. Пять танков из танкового училища окружили в Чанкая дворец президента республики, Баяр был арестован. Другие танки направились в центр города и заняли позиции вокруг Дома радио и здания ПТТ (почта, телеграф, телефон). У Дома радио произошла перестрелка с охраной, был убит участник нападения лейтенант Калмаз. Это была единственная потеря среди участников переворота. Перестрелка произошла также при захвате зданий ВНСТ, Совета министров, Главного управления безопасности и министерства внутренних дел. Одновременно шли аресты министров. Некоторые пытались скрыться. Так, министр внутренних дел Гедик был найден на крыше, а министра иностранных дел обнаружили в доме тестя его шофера.
Рано утром 27 мая, в неурочное время, заговорило радио Турции: «Внимание, внимание! Уважаемые граждане! Подойдите к вашим приёмникам. Через минуту будет зачитано обращение ваших Вооружённых сил, которым вы доверяете». Призыв был повторен несколько раз, затем передали обращение:
«В связи с кризисом, в котором оказалась наша демократия, и последними печальными событиями, а также с целью предупредить братоубийство турецкие вооруженные силы взяли власть в свои руки...» Далее в обращении содержался призыв поддержать выступление военных. Заключительная часть обращения адресовалась союзникам Турции, «соседям», «всему миру». Подтверждалась верность принципам ООН и лозунгу, выдвинутому Ататюрком: «Мир в стране, мир в мире!». В обращении говорилось: «Мы верны всем нашим союзам и обязательствам. Мы верим в НАТО и входим в него, входим в СЕНТО...» Несколько позже было объявлено о роспуске меджлиса, аресте правительства, запрещении деятельности политических партий.
Ночь переворота Аднан Мендерес и министр финансов Хасан Полаткан провели в Эскишехире. Узнав о событиях в Анкаре, рано утром они выехали в Кютахью. В пути они заметили военные самолёты, которые, развернувшись, пролетели над шоссе, прямо над автомобилем премьера. В Кютахье от губернатора Мендерес достоверно узнал, что его правительство свергнуто. В тот же момент к дому губернатора подъехала группа офицеров и объявила Мендересу, что он арестован. Бывший глава правительства был доставлен под стражей в Эскишехир, а оттуда на военном самолёте вместе с Полатканом в Анкару.
27 мая в 16 часов по радио Турции выступил генерал Джемаль Гюрсель, вызванный из Измира руководителями переворота и возглавивший созданный ими Комитет национального единства (КНЕ). Гюрсель ещё раз объяснил причины выступления армии и призвал оказать доверие комитету.
5. Конституция Великой Японской Империи ( яп. 大 日本 帝国 宪法, だい にほん ていこく けんぽう , Дай ниппон тейкоку кэнпо) - основной закон Японской империи. Принят и провозглашен 11 февраля 1889 года. Был действующий с 29 ноября 1890. Утратил силу после 2 мая 1947 года в связи с принятием новой Конституции Японии 1947 года.
1. Процесс принятия
После реставрации Мэйдзи 1868 года Императорское правительство Японии, успешно ликвидировал предыдущую систему власти сегуната Токугава, находился под давлением общественного Движения за свободу и народные права, а потому начал склоняться к созданию Всеяпонской конституции. В 1876 году Палате Старейшин было приказано выработать черновой проект основного закона. Она сформировала Комитет исследования Конституции, ознакомилась с основными законами иностранных государств и в октябре 1876 года подала на рассмотрение правительства первый конституционный проект, а в 1878 году - второй. Оба проекта заключались под воздействием демократической конституции Бельгии 1831 года и выложили суровую критику лидера японской аристократии Ивакуры томом. В 1880 году специалисты Палаты Старейшин упорядочили третий проект японской конституции, но и его не было утверждено.
В конституционном процессе приняли также активное участие рядовые японцы стали составлять общественные проекты основного закона [4] и представлять их правительству. Среди таких работ особым радикализмом отличился "Проект Государственной Конституции Восточноазиатские Великой Японии" [5] авторства Уеки Эмори, который заставил японских чиновников ускорить ход принятия конституции и пообещать общественным деятелям созвать Всеяпонский Парламент после ее утверждения.
В таких условиях было упорядочено новый правительственный проект основного закона 1888 года. Его автором стал первый премьер-министр Японии Ито Хиробуми. Этот политик прошел стажировку в Пруссии под руководством юристов Рудольфа фон Гнейста и Гюнтера Штейна и считал прусскую модель конституционной монархии наиболее подходящей для японской властной системы. После возвращения на родину, Ито вместе с Иноуэ Ковас и Канеко Кентаро составил в 1880 году первый конституционный проект, а 1888 году - окончательный. Детали написание и редактирование этих работ не сообщались общественности. Окончательный проект Ито прошел обсуждение в Тайной Раде и был утвержден Императором Японии 11 февраля 1889 года как "Конституция Великой Японской Империи". Она вступила в силу с 29 ноября 1890 года и действовала без поправок до принятия новой Конституции Японии 1947 года.
2. Структура и особенности
По содержанию Конституция разделяется на собственно Конституцию Великой Японской Империи и Закон о Императорский дом. Она состоит из Императорского Привилегии, 7 параграфов и 76 статей. Текст Конституции простой, не четкий и ситуативный, что давало возможность японскому правительству трактовать его по своему усмотрению в зависимости от обстоятельств. Как и в прусской модели конституционной монархии, японская Конституция объединяла либерально -демократические ценности с абсолютной властью монарха, но также содержала оригинальные положения о божественности природы Императорской власти, отражены в статьях 1 и 4, что придавало основному закону Японии оттенка теократичности.
Среди демократических нововведений Конституции был созыв парламента для контроля правительства, введение системы министров-советников для предотвращения монаршем авторитаризма, провозглашения независимости судебной власти и определение базовых прав граждан. В результате Движения поддержки Конституции 1912 - 1913 лет, который ставил своей целью защиту и соблюдение этих положений, в Японии межвоенного периода получили развитие демократические преобразования в период Тайсе, а также появились первые многопартийные кабинет министров.
Вместе с этим носителем суверенитета Японии и надзирателем, который имел право управления всеми сферами жизни страны, провозглашался Император Японии. Распоряжение выданные им имели силу закона без одобрения парламента. При Императоре устанавливались совещательные органы Тайный Совет и Палата аристократии, члены которых принимали участие в решении политических вопросов, но находились вне контроля граждан Японии. Управление войском также находилось в формальной компетенции императора, но фактически было независимым. Эти положения обусловили недоразвитость демократических институтов Японии и вызвали появление теократического- милитаристькои диктатуры в 1930-х годах.