Тема 1.2 Обеспечение комфортных условий жизнедеятельности

Безопасность жизнедеятельности

методические указания и контрольное задание для студентов – заочников образовательных учреждений среднего профессионального образования

по специальности

- "Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ"

- "Разработка и эксплуатация нефтяных месторождений"

- "Бурение нефтяных и газовых скважин"

- "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта (по отрасли) "

Ижевск

2016 г.

Методические указания

составлены в соответствии

с примерной программой

по дисциплине

«Безопасность жизнедеятельности»

Зам. директора по УР _______________Е. А. Волохин

Составители Богатиков И.Ю.

Редактор:

Рецензент:

ВВЕДЕНИЕ

Учебная дисциплина "Безопасность жизнедеятельности" — обязательная общепрофессиональная дисциплина, в которой соединена тематика безопасного взаимодействия человека со средой его обитания (производственная, бытовая, природная) и вопросы защиты от негативных факторов, чрезвычайных ситуаций. Изучением дисциплины достигается формирование у выпускников представления о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности человека с требованиями к его безопасности и защищенности. Реализация этих требований гарантирует сохранение работоспособности и здоровья человека, готовит его к действиям в экстремальных условиях.

Основная цель дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" — вооружить будущих выпускников средних специальных учебных заведений теоретическими и практическими навыками, небходимыми для:

—создания безопасных и комфортных условий жизнедеятельности;

—выявления и идентификации негативных воздействий среды обитания естественного и антропогенного происхождения;

—разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий;

—проектирования и эксплуатации техники, технологических процессов и объектов экономики в соответствии с требованиями безопасности и
экологичности;

—обеспечения устойчивого функционирования объектов и технических систем в штатных и чрезвычайных ситуациях;

— принятия решений по защите производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также принятия мер по ликвидации их последствий;

— прогнозирования развития и оценки последствий чрезвычайных ситуаций.

Дисциплина направлена на повышение гуманистической направленности подготовки выпускников средних специальных учебных заведений. Она базируется на знаниях, умениях и навыках, полученных студентами при изучении социально —экономических, естественнонаучных и общетехнических дисциплин. Ее изучение рекомендуется проводить на завершающем этапе формирования специалиста.

СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА

Введение

Предмет БЖД как учебная дисциплина. Его задачи в подготовке специалистов. Связи с другими дисциплинами. Аксиома о потенциальном негативном воздействии в системе "человек — среда обитания".

Раздел 1 ЧЕЛОВЕК И СРЕДА ОБИТАНИЯ

Тема 1.1 Факторы, определяющие условия обитания человека

Среда обитания, биосфера, ее компоненты. Факторы, воздействующие на человека в процессе его жизнедеятельности.

Классификация основных форм человеческой деятельности. Физический и умственный труд. Статические и динамические усилия. Мышечная работа. Методы оценки тяжести труда. Энергетические затраты человека при различных видах деятельности. Режимы труда и отдыха, основные пути снижения утомляемости и монотонности труда женщин и подростков. Основные задачи эргономики на современном этапе.

Литература: 1, стр. 165...171, 205...227

Методические указания

Чтобы характеризовать условия обитания человека, необходимо знать факторы, воздействующие на человека в процессе его жизнедеятельности, структуру среды обитания, биосферу, ее компоненты. Для обеспечения безопасной жизнедеятельности человека большое значение имеет знание основных форм деятельности человека, методы оценки тяжести труда, основные требования к режиму труда и отдыха.

Вопросы для самоконтроля

1. Биосфера, ее компоненты, возможности.

2. Основные отличия физического и умственного труда.

3. Методы оценки тяжести труда.

4. Основные пути снижения утомляемости, повышения
работоспособности.

Тема 1.2 Обеспечение комфортных условий жизнедеятельности

Системы обеспечения параметров микроклимата и состава воздуха: отопление, вентиляция, кондиционирование, устройство и требования к ним контроль параметров микроклимата. Освещение. Требования к системам освещения. Естественное освещение. Светильники, источники света. Расчет освещения. Заболевание и травматизм при несоблюдении требований к освещению.

Литература: 2, стр. 43...52; 4, стр. 4...75

Методические указания

Большое значение для обеспечения безопасных условий жизнедеятельности имеют параметры микроклимата: температура, влажность атмосферного воздуха, барометрическое давление, химический состав атмосферного воздуха.

Студенты должны ознакомиться с методами и приборами для измерения температуры, влажности воздуха, барометрического давления. Должны научиться определять кратность воздухообмена, параметры естественного освещения — световой коэффициент, коэффициент естественного освещения; искусственного освещения — удельную мощность освещения.

Вопросы для самоконтроля

1. Основные нормативные требования к параметрам микроклимата.

2. Приборы, используемые для измерения параметров микроклимата.

3. Приборы, используемые для измерения освещенности.

4. Приборы, используемые для измерения влажности воздуха.

Тема 1.3 Негативные факторы в системе "человек — среда обитания"

Классификация негативных факторов: естественные и антропогенные; физические, химические, биологические, психофизиологические; травмирующие и вредные. Виды, источники и уровни негативных факторов производственной среды: запыленность и загазованность воздуха, вибрации, акустические колебания; электромагнитные поля и излучения; ионизирующие излучения; движущиеся машины и механизмы; высота; падающие предметы, производственные яды, смазочно — охлаждающие жидкости, повышенная или пониженная температура воздуха, повышенная влажность и скорость воздуха; физические и нервнопсихические перегрузки; умственное перенапряжение; эмоциональные перегрузки. Загрязнения окружающей среды объектами энергетики, промышленности, транспорта, сельского хозяйства. Взрывы, пожары, химические и другие негативные воздействия на человека и среду обитания. Фазы развития чрезвычайных ситуаций. Первичные и вторичные негативные воздействия в чрезвычайных ситуациях.

Литература: 1, стр. 260...263;2, стр. 175...195;3, стр. 21О...249;5, стр. 114...122

Методические указания

Негативные факторы в системе "человек — среда обитания" подразделяются на естественные (экологические) и антропогенные (связанные с промышленной деятельностью человека).

Необходимо дифференцированно идентифицировать каждый из негативных факторов, знать их источники, допустимые уровни. Основными источниками (до 90%) негативных факторов являются транспортная система и бытовая сфера деятельности человека.

Вопросы для самоконтроля

1. Основные виды и источники негативных факторов производственной среды.

2. Структура негативных факторов транспортной системы.

3. Структура негативных факторов бытовой сферы деятельности человека.

Наши рекомендации