Тема 1.2 Обеспечение комфортных условий жизнедеятельности
Безопасность жизнедеятельности
методические указания и контрольное задание для студентов – заочников образовательных учреждений среднего профессионального образования
по специальности
- "Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ"
- "Разработка и эксплуатация нефтяных месторождений"
- "Бурение нефтяных и газовых скважин"
- "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта (по отрасли) "
Ижевск
2016 г.
Методические указания
составлены в соответствии
с примерной программой
по дисциплине
«Безопасность жизнедеятельности»
Зам. директора по УР _______________Е. А. Волохин
Составители Богатиков И.Ю.
Редактор:
Рецензент:
ВВЕДЕНИЕ
Учебная дисциплина "Безопасность жизнедеятельности" — обязательная общепрофессиональная дисциплина, в которой соединена тематика безопасного взаимодействия человека со средой его обитания (производственная, бытовая, природная) и вопросы защиты от негативных факторов, чрезвычайных ситуаций. Изучением дисциплины достигается формирование у выпускников представления о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности человека с требованиями к его безопасности и защищенности. Реализация этих требований гарантирует сохранение работоспособности и здоровья человека, готовит его к действиям в экстремальных условиях.
Основная цель дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" — вооружить будущих выпускников средних специальных учебных заведений теоретическими и практическими навыками, небходимыми для:
—создания безопасных и комфортных условий жизнедеятельности;
—выявления и идентификации негативных воздействий среды обитания естественного и антропогенного происхождения;
—разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий;
—проектирования и эксплуатации техники, технологических процессов и объектов экономики в соответствии с требованиями безопасности и
экологичности;
—обеспечения устойчивого функционирования объектов и технических систем в штатных и чрезвычайных ситуациях;
— принятия решений по защите производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также принятия мер по ликвидации их последствий;
— прогнозирования развития и оценки последствий чрезвычайных ситуаций.
Дисциплина направлена на повышение гуманистической направленности подготовки выпускников средних специальных учебных заведений. Она базируется на знаниях, умениях и навыках, полученных студентами при изучении социально —экономических, естественнонаучных и общетехнических дисциплин. Ее изучение рекомендуется проводить на завершающем этапе формирования специалиста.
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА
Введение
Предмет БЖД как учебная дисциплина. Его задачи в подготовке специалистов. Связи с другими дисциплинами. Аксиома о потенциальном негативном воздействии в системе "человек — среда обитания".
Раздел 1 ЧЕЛОВЕК И СРЕДА ОБИТАНИЯ
Тема 1.1 Факторы, определяющие условия обитания человека
Среда обитания, биосфера, ее компоненты. Факторы, воздействующие на человека в процессе его жизнедеятельности.
Классификация основных форм человеческой деятельности. Физический и умственный труд. Статические и динамические усилия. Мышечная работа. Методы оценки тяжести труда. Энергетические затраты человека при различных видах деятельности. Режимы труда и отдыха, основные пути снижения утомляемости и монотонности труда женщин и подростков. Основные задачи эргономики на современном этапе.
Литература: 1, стр. 165...171, 205...227
Методические указания
Чтобы характеризовать условия обитания человека, необходимо знать факторы, воздействующие на человека в процессе его жизнедеятельности, структуру среды обитания, биосферу, ее компоненты. Для обеспечения безопасной жизнедеятельности человека большое значение имеет знание основных форм деятельности человека, методы оценки тяжести труда, основные требования к режиму труда и отдыха.
Вопросы для самоконтроля
1. Биосфера, ее компоненты, возможности.
2. Основные отличия физического и умственного труда.
3. Методы оценки тяжести труда.
4. Основные пути снижения утомляемости, повышения
работоспособности.
Тема 1.2 Обеспечение комфортных условий жизнедеятельности
Системы обеспечения параметров микроклимата и состава воздуха: отопление, вентиляция, кондиционирование, устройство и требования к ним контроль параметров микроклимата. Освещение. Требования к системам освещения. Естественное освещение. Светильники, источники света. Расчет освещения. Заболевание и травматизм при несоблюдении требований к освещению.
Литература: 2, стр. 43...52; 4, стр. 4...75
Методические указания
Большое значение для обеспечения безопасных условий жизнедеятельности имеют параметры микроклимата: температура, влажность атмосферного воздуха, барометрическое давление, химический состав атмосферного воздуха.
Студенты должны ознакомиться с методами и приборами для измерения температуры, влажности воздуха, барометрического давления. Должны научиться определять кратность воздухообмена, параметры естественного освещения — световой коэффициент, коэффициент естественного освещения; искусственного освещения — удельную мощность освещения.
Вопросы для самоконтроля
1. Основные нормативные требования к параметрам микроклимата.
2. Приборы, используемые для измерения параметров микроклимата.
3. Приборы, используемые для измерения освещенности.
4. Приборы, используемые для измерения влажности воздуха.
Тема 1.3 Негативные факторы в системе "человек — среда обитания"
Классификация негативных факторов: естественные и антропогенные; физические, химические, биологические, психофизиологические; травмирующие и вредные. Виды, источники и уровни негативных факторов производственной среды: запыленность и загазованность воздуха, вибрации, акустические колебания; электромагнитные поля и излучения; ионизирующие излучения; движущиеся машины и механизмы; высота; падающие предметы, производственные яды, смазочно — охлаждающие жидкости, повышенная или пониженная температура воздуха, повышенная влажность и скорость воздуха; физические и нервнопсихические перегрузки; умственное перенапряжение; эмоциональные перегрузки. Загрязнения окружающей среды объектами энергетики, промышленности, транспорта, сельского хозяйства. Взрывы, пожары, химические и другие негативные воздействия на человека и среду обитания. Фазы развития чрезвычайных ситуаций. Первичные и вторичные негативные воздействия в чрезвычайных ситуациях.
Литература: 1, стр. 260...263;2, стр. 175...195;3, стр. 21О...249;5, стр. 114...122
Методические указания
Негативные факторы в системе "человек — среда обитания" подразделяются на естественные (экологические) и антропогенные (связанные с промышленной деятельностью человека).
Необходимо дифференцированно идентифицировать каждый из негативных факторов, знать их источники, допустимые уровни. Основными источниками (до 90%) негативных факторов являются транспортная система и бытовая сфера деятельности человека.
Вопросы для самоконтроля
1. Основные виды и источники негативных факторов производственной среды.
2. Структура негативных факторов транспортной системы.
3. Структура негативных факторов бытовой сферы деятельности человека.