Рыночное предложение, кривая и функция предложения
Предложение[7]– количество благ, предлагаемых для продажи на рынке в определенный момент или период времени. А объем предложения – это количество товара, которое продавцы готовы произвести и продать в течение определенного промежутка времени.
Объем предлагаемого к продаже товара при прочих равных условиях будет тем больше, чем выше цена на товар, то есть между предложением и ценой существует прямая зависимость. Эта зависимость называется законом предложения. Например: представим себе фермера, ресурсы которого в определенных пределах поддаются переключению с производства одних продуктов на другие. По мере повышения цены фермер сочтет выгодным изъять земли из производства пшеницы, овса и соевых бобов и переключить их на производство кукурузы. К тому же более высокие цены на кукурузу предоставят фермеру возможность покрывать издержки, обусловленные более интенсивной обработкой земли и применением в большем количестве минеральных удобрений и пестицидов. Все эти затраты приводят к увеличению объема производства кукурузы.
Как и в случае спроса существует индивидуальное и рыночное предложение.
Между ценой товара и тем его количеством, которое предлагают производители, существует зависимость, называемая кривой предложения.
Количество товара, которое производители готовы продать при каждом данном уровне цен показывает кривая предложениярис.1.4. Продавцу выгодно совершать продавать лишь в левой верхней зоне, но убыточно – в правой нижней, так как кривая предложения демонстрирует множество минимальных цен для продавца.
S |
Q |
P |
Рис.1.4. Рынок продавца; Кривая предложения.[8]
(6) |
QS = f (P, Pa, Pb,…K, C, Z),
где QS – объем предложения данного товара; K – характер применяемой технологии; C – налоги и дотации; Z – природно-климатические условия.
Если все факторы, определяющие объем предложения, кроме цены рассматриваемого товара (P), предположить неизменными, то от функции предложения (5) можно перейти к функции предложения от цены, которая характеризует зависимость объема предложения данного товара лишь от его цены:
(7) |
По более высокой цене на рынке предлагается большее количество единиц товара, то есть объем предложения увеличивается, когда увеличивается цена. На рис.1.5 изображена кривая предложения (S) некоторого товара. При движении вдоль этой линии вправо вверх повышению цен соответствует увеличение объема предложения. Цене P2>P1 соответствует объем предложения Q2>Q1. чем выше цена товара, тем прибыльнее его производство, тем большее количество его производители готовы произвести и продать на рынке.
P2 |
Q |
Q2 |
Q1 |
P1 |
P |
S |
Рис.1.5. Кривая предложения.[9]
К основным неценовым детерминантам предложения относятся следующие: 1) цены ни ресурсы; 2) технология производства; 3) налоги и дотации; 4) цены ни другие товары; 5) ожидания изменения цен; 6) число продавцов на рынке. Перемещение одной (или более) из этих детерминант, или факторов изменения предложения, приведет к смещению кривой предложения продукта либо вправо, либо влево. Например: Фирма, выпускающая спортивные товары, может сократить предложение баскетбольных мячей, когда повышается цена на футбольные, повышение цен на железную руду и кокс увеличивает издержки производства стали и ведет к сокращению ее предложения.
Реакция предложения на изменение цены также характеризуется эластичностью.
Итак, на основе вышеизложенного можно сделать следующий вывод, что предложение тоже характеристика состояния рынка, а точнее другой его важнейшей составляющей – экономической логики поведения продавцов (изготовителей).