Предложение, функция предложения
Предложение (Supply) – это количество товаров, которое продавцы (производители) готовы представить к продаже по данной цене в данное время.
Величина предложения – это количество товара, которое продавцы готовы предложить на рынке по данной цене.
Закон предложения выражается в том, что, как правило, при прочих равных условиях, чем выше цена, тем больше величина предложения.
Условия, при которых формируется объем предложения, называется факторами предложения .
Факторами предложения являются:
- Цена данного товара (Р) - ) -( ценовой фактор) ;
- (неценовые факторы ):
- Цены на другие товары – комплименты (РC) и субституты (РS);
- Издержки производства (С);
- Политика государства в области производства (налоги и субсидии) (G);
- Уровень технологии, управления и организации труда (Tech);
- Количество фирм на рынке (N);
- Имеющиеся производственные мощности (M);
- Объективные (внешние) условия производства (O);
- Информация о рынке (Inf);
- Ожидания производителей (Е).
По аналогии с функцией спроса функция предложения отражает зависимость величины « S » от факторов, его определяющих:
Q S = f ( Р , Р s 1 … Р s n , Р c 1 … Р c m, , C, G, Tech, N, M, O, Inf, E ).
Функция предложения от цены:
Q S = f ( P ).
В линейном виде функция предложения имеет следующий вид:
, где
c – минимальный объем предложения товара на рынке,
d - зависимость изменения предлагаемого объема товара от изменения цены (одновременно отражает и угол наклона кривой предложения),
p – цена на товар.
Знак «плюс» в формуле говорит о положительном наклоне кривой предложения.
Кривая предложения – графическое изображение зависимости между ценой товара и величиной предложения товаров на рынке.
Движение вдоль кривой предложения есть изменение величины предложения, при изменении цены.
Реакция предложения на цену объясняется тем, что:
фирмы, занятые в отрасли, при повышении цены задействуют резервные или быстро вводимые новые мощности, что приводит к увеличению предложения;
в случае устойчивого повышения цены в эту отрасль устремляются другие производители, что еще больше увеличивает производство и предложение товара.
Кривая предложения строится исходя из предположения, что все факторы, кроме рыночной цены, остаются неизменными. Выше уже было указанно, что кроме цены на объем предложения влияют многие другие факторы. Они получили название неценовых. Под воздействием изменения какого-то из них величины предложения меняются при каждой цене. В этом случае говорят, что происходит изменение предложения. Это проявляется в смешении кривой предложения вправо или влево.
Когда предложение расширяется, то кривая S0 смещается вправо и занимает положение S1, в случае сужения предложения кривая предложения сместится влево до положения S2.
Среди основных факторов, способных изменить предложение и сместить кривую S вправо или влево, можно выделить следующие (эти факторы называются неценовыми детерминантами предложения):
1. Цены ресурсов, используемых в производстве товара. Чем больше должен платить предприниматель за труд, землю, сырье, энергоносители и т. п., тем ниже его прибыль и тем меньше его желание предлагать на продажу данный товар. Значит, при увеличении цен на применяемые факторы производства предложение товара снижается, а уменьшение цен на ресурсы, наоборот, стимулирует повышение количества предлагаемого товара при каждой цене, и предложение возрастает.
2. Уровень технологии. Любое технологическое усовершенствование, как правило, приводит к сокращению затрат на ресурсы (снижению издержек производства) и поэтому сопровождается расширением предложения товара.
3. Цели фирмы. Основная цель любой фирмы — максимизация прибыли. Однако зачастую фирмы могут преследовать иные цели, что сказывается на предложении. Например, стремление фирмы производить товар без загрязнения окружающей среды может привести к снижению количества предлагаемого товара при каждой возможной цене.
4. Налоги и субсидии. Налоги влияют на расходы предпринимателей. Рост налогов означает для фирмы рост затрат на производство продукции, а это, как правило, вызывает сокращение предложения; снижение налогового бремени имеет обычно обратный эффект. Субсидии ведут к снижению издержек производства, поэтому увеличение субсидий бизнесу, безусловно, стимулирует расширение производства, и кривая предложения смещается вправо.
5. Цены на иные товары также могут влиять на предложение данного блага. Например, резкое повышение цен на нефть может привести к увеличению предложения угля.
6. Ожидания производителей. Так, ожидания производителями возможного повышения цен (инфляционные ожидания) оказывают неоднозначное воздействие на предложение товаров. Предложение тесно связанно с инвестициями, а последние чутко и, главное, труднопредсказуемо реагируют на конъюнктуру рынка. Однако в зрелой рыночной экономике ожидаемый рост цен на многие товары вызывает оживление предложения. Инфляция в условиях кризиса обычно вызывает снижение производства и сокращение предложения.
7. Количество производителей (степень монополизации рынка). Чем больше фирм выпускает данный товар, тем выше предложение этого товара на рынке. И наоборот.
Так же, как и в случае воздействия на спрос ценовых и неценовых факторов, разделяют изменение предложения и изменение величины предложения:
• изменение неценовых факторов приводит к смещению самого графика предложения вправо или влево, поскольку в этом случае производители при каждой цене предлагают рынку иное (большее или меньшее) количество данного товара. Подобные перемены в предложении могут произойти только в случае изменений неценовых детерминант предложения. Здесь мы говорим об изменении предложения;
• всякий раз, когда в результате каких-то перемен в рыночной ситуации меняется величина предложения, а все факторы, влияющие на него, кроме цены товара X, остаются неизменными, кривая предложения на товар остается на прежнем месте, происходит перемещение вдоль кривой предложения. В подобных случаях при прочих равных условиях изменяется количество товара X, предлагаемое производителями к продаже. Здесь мы говорим об изменении величины предложения.
Также как и в случае с законом спроса из закона предложения есть свои исключения. Наиболее характерным исключением является предложение на рынке труда: с ростом оплаты труда люди могут позволить себе работать меньше, больше времени выделяя на отдых и досуг. То есть прирост почасовой ставки заработной платы труда больше определенного уровня ( w 0 ) не компенсирует потерю ценности свободного времени, которым приходится жертвовать ради работы.
Другой аналогией со спросом является существование индивидуального и совокупного (рыночного) предложения. Совокупное предложение на рынке получается путем суммирования предложения отдельных производителей и продавцов товара или услуги.