Сбор, систематизация и оценка статистического материала по выбранной теме и его использование на семинарских занятиях
Сбор фактического материала является важнейшим этапом исследовательской работы. Любое экономическое исследование надо подтверждать фактами и статистическими материалами, расчетами и т.д. В ходе исследования необходимо в достаточном количестве собрать первичную информацию об изучаемом объекте.
Важным источником информации являются опубликованные данные (полученные другими исследованиями и доступные в ходе изучения литературы и документов). Однако, они не всегда дают достаточные или достоверные сведения об исследуемом объекте.
Вторую группу информационных источников образуют данные и факты, полученные исследователем в результате практической работы с предметом исследования. Правильно проведенные непосредственно на рынке или в организации наблюдения, мониторинг, сравнения, опросы также дают большие возможности для научных выводов, так как полученные данные зачастую содержат более полную информацию, и исследователю лучше известна их природа. К подобным информационным источникам относятся:
· сведения финансовой отчетности (данные о производстве и сбыте товара, ассортименте поставки и отгрузки, об оптовом и розничном товарообороте, себестоимости и цене, инвестициях, затратах и прибылях, материально-технической базе и т.д.) могут помочь при составлении всесторонней экономической и финансовой характеристики производственного/торгового потенциала фирмы;
· опросы потребителей, предпринимателей, специалистов, которые обычно производятся в форме интервьюирования или анкетирования.
· наблюдение – это обычно визуальное слежение за объектом наблюдения (например, подсчет времени, затрачиваемого на покупку). Оно может быть открытым, когда объект наблюдения знает, что за ним наблюдают, в частности, при опросах покупателей, и скрытым, когда изучаемый объект не ставится в известность о том, что за ним наблюдают.
Информация, собранная в результате исследования, может быть представлена в виде:
- текста, излагающего факты или описывающий какое-то явление/процесс;
- таблиц, обобщающих и систематизирующих потоки информации, в т.ч. числовых данных;
- графиков и диаграмм, отображающих состояние и развитие явлений, их размеров, динамики, структуры и взаимосвязей;
- статистических рядов (динамические и распределения), систематизирующих во времени и в пространстве числовые характеристики изучаемых явлений и процессов.
Третья группа источников информации – это нормативно-правовые акты. Нередко серьезные научные исследования бывают посвящены влиянию нормативно-правого режима на экономику. Например, влияние изменений в законодательстве об охране интеллектуальных прав собственности на создание новых фирм, специализирующихся на научно-исследовательской деятельности.
Собранную информацию необходимо систематизировать и структурировать таким образом, чтобы она была пригодна для дальнейшего анализа и обработки.
К собранной информации предъявляется ряд принципиальных требований, вытекающих из основополагающих принципов теории и практики исследования. Они представлены в следующей таблице.
Таблица – Требования, предъявляемые к информации
Принципы | Обеспечение их соблюдения |
Актуальность | Представление реальных сведений в нужный момент времени |
Достоверность | Адекватность сведений, обеспечиваемая соблюдением научных принципов сбора и обработки информации, борьбой с любой тенденциозностью |
Релевантность | Обеспечивается получением информации в соответствии с поставленными задачами |
Полнота отображения | Обеспечивается составлением плана исследования, выявлением сущности явления, его иерархической структуры и связей |
Целенаправленность | Соответствие информации генеральной цели исследования |
Информационное единство | Подчинение методологии обработки данных требованиям теории информатики и статистической теории наблюдений |