Задачи развития розничной торговой сети в современных условиях
Введение
Сегодня на рынке российского ритейла наблюдается высокая конкуренция между торговыми сетями, предлагающими широкий круг товаров одинакового ассортимента в рамках одного формата. Серьезная конкуренция заставляет владельцев розничных сетей уделять больше внимания новым форматам торговли, запросам потребителей в разных регионах, привлечению инвесторов в свой бизнес. Выход на российский рынок еще большего числа западных операторов только усилит конкуренцию среди действующих участников российского ритейла.
В настоящее время Россия является одной из самых привлекательных стран для международных розничных сетей, которые чутко реагируют на положительные изменения в российской экономике и рост потребительского сектора.
Розничные торговые сети представляют собой огромные корпоративные предприятия торговли с высококвалифицированными менеджерами, современными методами управления на предприятии и новейшими технологиями в области розничных продаж. Создание розничных торговых сетей - один из современных методов управления торговым капиталом, который позволяет получать экономию затрат от изменения масштаба деятельности. В условиях усиливающейся конкуренции в торговле возникает необходимость скорейшего возврата денежных активов, вкладываемых в товарно-материальные ценности, так как капитал, привлеченный в качестве оборотных средств, должен компенсироваться продажей товаров. На данном этапе развития розничной торговли, по мнению специалистов, наибольшую скорость возврата денежных активов обеспечивают розничные торговые сети. Поэтому сетевая розничная торговля является не только самым крупным, но и наиболее важным сектором, как для торговли, так и для экономики в целом.
торговая сеть розничная
В настоящее время среди основных стратегий развития розничных сетей выделяется региональная политика. Крупные розничные сети активно входят не только в большие города-миллионники с развитой инфраструктурой, но и в более мелкие города; особенно это касается такого формата розничной торговли, как дискаунтер.
Также на рынке отмечается тенденция к мульти-форматности, когда игроки начинают работать в разных форматах, выбирая из них наиболее подходящий для тех или иных регионов. Так, например, крупнейшая российская компания розничной торговли X5 Retail Group изучает новый для себя формат - cash&carry. Если компания займется развитием магазинов мелкооптовой торговли, в ее активе будут присутствовать все существующие форматы ритейла: дискаунтер, супермаркет, гипермаркет и cash&carry.
Общеизвестно, что в развитых странах торговыми сетями охвачено все рыночное пространство, на долю прочих розничных точек (маленькие магазинчики, лавки) приходится не более 4-6% рынка розничной торговли. В России рынок сетевой торговли только набирает оборот. Наиболее развита сетевая торговля в Москве (около 50%), по России в целом - не более 20-30%.
Рассмотрев структуру оборота российских розничных торговых сетей, мы пришли к выводу, что в ней преобладает доля пищевых продуктов, увеличившаяся за последние два года с 46,8 до 48,6%.
Среди прочих современных форматов преобладают супермаркеты, гипермаркеты, дискаунтеры, но, по сравнению с развитыми странами, их доля в розничном обороте России мала. Так, через сеть супермаркетов, гипермаркетов, дискаунтеров в России за последние два года реализовано только 35% продуктов питания, в Дании - 83%, во Франции - 78%. В непродовольственной рознице доля современных форматов торговли составила: в России - 34%, в Британии - 89%, в Германии - 85%, в Чехии - 60%.
Итак, актуальность темы курсовой работы с одной стороны обусловлена динамичным развитием сектора розничной торговли в РФ и ростом частоты использования сетевой формы ее организации, а с другой стороны недостаточной проработкой теории стратегического планирования развития применительно к экономическим субъектам, оперирующим в рассматриваемом секторе.
Целью курсовой работы является - анализ развития розничной торговой сети и эффективность ее использования на примере обувного магазина ООО "Саламандр в России".
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Рассмотреть теоретические основы развития розничной торговой сети в современных условиях
2) Изучить краткую организационно-экономическую характеристику торговой организации;
3) Провести анализ состояния розничной торговой сети;
4) Предложить направления развития розничной торговой сети и повышения ее эффективности.
Объектом исследования в ООО "Саламандр в России".
Предметом исследования являются теоретические, методические и практические подходы к разработке направлений развития розничной торговой сети.
В частности, вопросами стратегического планирования на предприятиях розничной торговли занимались Д. Гилберт, Ф. Котлер, П. Ньюмен, Аренков И.А., Брагин Л.А., Грекова Т.И., А.А. Есютин, Пигунова О.В., Потапов В.В., Радаев В.В., Хасис JLA. и др., но проблема формирования стратегии развития розничных торговых сетей затронута крайне слабо, бессистемно.
При проведении исследования использовались методы комплексной диагностики, ситуационного и сравнительного анализа, финансового и организационно-управленческого анализа, статистические методы.
Работа состоит из введения, четырех глав основного текста, выводов и предложений, а также списка используемой литературы.
Задачи развития розничной торговой сети в современных условиях
Розничные торговые сети в России развиваются стремительными темпами, ежегодно увеличивая свои обороты. По данным консалтинговой компании A. T. Kearney, Россия занимает третье место в рейтинге привлекательности развивающихся рынков для глобальных торговых сетей в 2008 году. Такое бурное развитие несет в себе не только положительные моменты - увеличение предложения потребителям, рост розничного товарооборота, но и ряд негативных факторов, таких как консолидация основной массы предложения товаров в ограниченном количестве сбытовых центров, как правило, международных.
Эта группа принимает решение о наличии продукции в сетях, тем самым, оказывает прямое воздействие на реализацию продукции производителями. Центр изучения рыночной среды проанализировал деятельность розничных торговых сетей в Санкт-Петербурге и обнаружил 27 факторов неравноправного взаимодействия поставщиков с торговыми розничными сетями, которые могут быть признаны дискриминационными или невыгодными.
По оценкам некоторых экспертов, розничные сети уже контролируют более 15% внутреннего рынка, а в крупных городах удельный вес торговых сетей в розничном товарообороте еще выше - до 50%.
В настоящее время в России действуют пять различных форматов розничной торговли, принятых компаниями, специализирующимися в основном на продаже продуктов питания: гипермаркет, супермаркет, cash & carry, дискаунтер, магазин "у дома". Два новых формата - гипермаркеты и мелкооптовые предприятия розничной торговли cash & carry, предложенные западными сетями, работают в среднем и экономичном сегментах рынков, но более демократичны по сравнению с супермаркетами. Экономичный супермаркет делится на категории по ценовому признаку или дополняется новым видом магазина - "у дома". Магазин "у дома" (или, в современной западной терминологии, "convenience store") представляет собой продовольственный розничный магазин, который расположен в удобном месте, имеет удлиненный рабочий день, в нем реализуется ограниченный ассортимент товаров повседневного спроса. Рост благосостояния населения, глобальная экспансия иностранных компаний вынуждает дискаунтеров предпринимать шаги к постепенному расширению ассортимента и улучшению сервиса. Поэтому дискаунтеры привлекают потребителей не только с низким уровнем дохода, как было раньше, но и со средним и высоким доходом, иначе говоря, заново позиционируют себя, подстраиваясь под актуальные нужды потребителей.
Розничная торговля - это товарообменный процесс, направленный на удовлетворение потребностей людей путем свободной продажи товаров и услуг, представляющих для них ценность.
Розничная торговая сеть представляет собой совокупность торговых предприятий (магазинов и других пунктов продажи товаров)
Она составляет основу материально-технической базы торговли. В розничной торговой сети завершается процесс обращения товаров и доведения их до непосредственных потребителей. Рациональное построение розничной торговой сети страны, выбор правильного направления ее развития определяется социальными, экономическими и организационными предпосылками. Наблюдающиеся в последние годы со времени перехода к рынку, сдвиги: увеличение объема производства, повышение уровня занятости трудоспособного населения, рост социального обеспечения, расширение внешнеэкономической деятельности предъявляют качественно новые требования к торговому обслуживанию покупателей.
Розничная торговая сеть классифицируется по многим признакам (таблица 1.1).
Таблица 1.1 - Классификация розничной торговой сети
№ п/п | Признаки классификации розничной торговой сети | Виды розничной торговой сети |
1. | По видам и особенностям устройства | Магазины, магазины, склады, павильоны, палатки, авто магазины и др. |
В зависимости от ассортимента реализуемых товаров | Универмаги, универсамы, продовольственные и др. | |
По формам обслуживания покупателей | Магазины самообслуживания, магазины, торгующие через прилавок, | |
4. | С учетом типа здания и особенности его объемно-планировочного решения | Предприятия розничной торговли отдельно стоящие встроенные, пристроенные, торговые комплексы |
По функциональным особенностям предприятия | Стационарные, передвижные, сезонные, посылочные, комиссионные |
Примерно 80 % сети предприятий розничной торговли приходится на долю магазинов. Они располагают набором помещений и оборудованием, необходимым для выполнения разнообразных торгово-технологических операций. Размещаются магазины в стационарных капитальных зданиях.
Условия для развития розничных сетей на рынке России на настоящем этапе, в связи с вышеизложенным, могут показаться просто идеальными. Кто же сегодня начинает диктовать условия на розничном рынке страны, а не только в крупных городах или определенных регионах?
Магазины выполняют ряд торговых (коммерческих) и технологических функций:
- изучение покупательского спроса на товары;
- составление заявок на завоз товаров;
- формирование ассортимента товаров;
- реклама товаров и услуг;
- продажа товаров (предложение товаров и оказание помощи покупателям в их выборе, выполнение расчетно-кассовых операции);
- прием поступивших товаров по количеству и качеству;
- обеспечение хранения товаров;
- выполнение операций, связанных с выкладкой и размещением товаров в торговом зале.
Кроме того, магазины выполняют функции, связанные с оказанием покупателям дополнительных услуг.
Розничная торговля решает следующие задачи:
- приобретает товары у оптовика и предлагает их для продажи любому желающему (магазинная торговля) в неизменном виде или после обычной для розничной торговли обработки (переработки);
- формирует ассортимент товаров и перечень услуг для удовлетворения потребностей покупателей;
- демонстрирует образцы на открытых торговых стендах в целях получения заказов на товары (пункт по приему заказов);
- осуществляет рассылку товаров, заказанных по каталогу, образцам, пробам или на основании других предложений (посылочная торговля);
- организует торговлю с доставкой товара на дом. Торговля с доставкой на дом предлагает свои товары, как правило, за пределами местонахождения своих складов или работает вообще без таковых;
- организует торговлю вразнос, когда розничный торговец ходит со своими товарами от дома к дому;
- организует уличную торговлю - торговец сокращает хозяйке путь за покупками. В определенное время он появляется в жилом квартале в целях продажи жителям овощей, фруктов, яиц, напитков, солений и проч.;
- осуществляет мелочную торговлю - торговцы предлагают свои товары на прилавках, которые устанавливают на площадях и улицах с оживленным движением или в местах проведения специальных мероприятий.
Функции, которые должна выполнять розничная торговля для обеспечения успешной реализации товаров конечным потребителям, определяются ее сущностью и заключаются:
- в изучении спроса на товары и их рыночного предложения, поддержании баланса между предложением и спросом;
- в формировании торгового ассортимента, удовлетворении потребностей населения в товарах;
- в организации товародвижения, доведении товаров до покупателей путем организации пространственного их перемещения и подачи к местам продажи;
- в воздействии на производство в целях расширения ассортимента и увеличения объема товаров;
- в формировании товарных запасов и поддержании их на необходимом уровне;
- в рекламно-информационной работе розничных торговых предприятий;
- в осуществлении торгово-технологических операций с товаром - таких как хранение, производственная доработка (фасовка, упаковка и т.п.); внутримагазинное перемещение, размещение и выкладка в торговом зале, совершенствование технологии торговли и улучшение обслуживания покупателей;
- в формировании спроса и стимулировании сбыта на реализуемые товары;
- в выборе наиболее эффективных методов продажи товаров (предложение товаров и оказание помощи покупателям в их выборе, выполнение расчетных операций);
- в оказании покупателям комплекса услуг, облегчающих процесс не только покупки, но и использования товара (прием предварительных заказов, продажа отдельных товаров в кредит, доставка купленных товаров покупателю, сборка и установка купленных товаров на лому у покупателя, обучение покупателя правилам эксплуатации технически сложных товаров, подарочная упаковка приобретенных товаров и т.д.);
- в удовлетворении потребностей населения в товарах;
- в доведении товаров до конечных покупателей путем организации пространственного их перемещения и подачи к местам непосредственной продажи;
- в поддержании баланса между предложением и спросом;
- в воздействии на производство в целях расширения ассортимента и увеличения объема производимых товаров;
- в совершенствовании технологии торговли и улучшении обслуживания покупателей.
2. Краткая организационно-экономическая характеристика торговой организации OOO "Саламандр в России"
Торговая марка Salamander имеет более чем вековую историю, а в июле этого года компания отметила свое 20-летие в России.
Компания Саламандр является мировым экспертом в области средств по уходу за обувью. Ассортимент обувной косметики Salamander насчитывает свыше 170 средств, позволяющих эффективно ухаживать и продлевать срок службы обуви и других изделий из натуральных и синтетических материалов. Ухаживающая косметика для обуви Salamander - первые европейские средства, появившиеся в России и доступные широким слоям населения.
На сегодняшний день, Salamander - уверенно и динамично развивающаяся компания, опирающаяся на более чем вековые традиции.
OOO "Саламандр в России" учреждено и функционирует в соответствии с ГК РФ и Федеральным законом "Об обществах с ограниченной ответственностью" от 20 февраля 2002 г. № 8-ФЗ. Обществом с ограниченной ответственностью "Саламандр в России" (далее - общество) создано несколькими лицами, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Участники общества, внесшие вклады в уставный капитал общества не полностью, несут солидарную ответственность по его обязательствам в пределах неоплаченной стоимости вклада каждого участника общества.
Дата регистрации компании согласно данным РОССТАТа: 26 ноября 2002 года. Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам №39 по г. Москве.
Общество является юридическим лицом и имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени совершать сделки, приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, быть истцом и ответчиком в суде.
Общество считается созданным с момента его государственной регистрации и даты государственной регистрации приобретает права и обязанности юридического лица.
Общество имеет круглую печать со своим полным фирменным наименованием и указанием места своего нахождения, штампы и бланки со своим наименованием, товарные знаки и иные средства визуальной идентификации.
Общество открывает в установленном порядке банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами.
Для обеспечения деятельности общества согласно законодательству, образует Уставный капитал общества.
Учредителем OOO "Саламандр в России" является физическое лицо.
Основной целью деятельности Общества является извлечение прибыли.
Сфера деятельности: - Оптовая и розничная торговля.
Адрес центрального офиса OOO "Саламандр в России": г. Москва, ул. Кожевническая, д.7, стр.1.
Местонахождение в г. Уфа:
1) г. Уфа, проспект Октября, 4/1, ЦТиР "Мир".
2) г. Уфа, ул. Комсомольская/50-летия СССР, МФЦ "Июнь";
3) г. Уфа, ул. Рубежная, д.174, СТЦ "МЕГА".
Организационная структура предприятия - это логическое соотношение уровней управления и функциональных областей, подобранные таким образом, чтобы обеспечить эффективное достижение целей. Директор супермаркета самостоятельно определяет структуру управления предприятия и формирует штаты. Организационную структуру супермаркета можно охарактеризовать как линейную, это означает, что полномочия передаются непосредственно от руководителя к подчиненным, далее к другим подчиненным. Именно такие линейные полномочия представляют руководителю узаконенную власть для направления своих прямых подчиненных на достижение поставленных целей.
Организационная структура OOO "Саламандр в России" представлена на рис.2.1.
Рисунок 2.1 - Организационная структура OOO "Саламандр в России"
Генеральный директор является единоличным руководителем организации. В таком построении реализуется принцип единоначалия и полной компетенции.
Во главе предприятия стоит Генеральный директор, который подчиняется генеральному директору, находящемуся в Москве, он организует всю работу предприятия и несет полную ответственность за его состояние и деятельность перед государством, учредителями и трудовым коллективом.
Генеральный директор представляет предприятие во всех учреждениях и организациях, распоряжается имуществом предприятия, заключает договора, издает приказы по предприятию, в соответствии с трудовым законодательством принимает и увольняет работников, применяет меры поощрения и налагает взыскания на работников предприятия, открывает в банках счета предприятия.
Генеральный директор является посредником между владельцами предприятия, находящимся в Москве и управленческим персоналом, с одной стороны, и покупателями, с другой. Принципиально эта функция может быть охарактеризована как функция перевода общих постановочных задач, определяемых владельцами в конкретные управленческие решения.
Генеральному директору подчиняются главный бухгалтер, отдел кадров, коммерческий директор, специалист по маркетингу, отдел приема товара, администраторы торгового зала и служба безопасности между; собой никаких подчинительных связей отделы и службы не имеют.
Коммерческий директор непосредственно подчиняется директору и выполняет все его распоряжения, ведет контроль над деятельностью организации, осуществляет переговоры по оптовым поставкам, ведет контроль за наличием остатков товаров.