Глава в. туристскиг услуги, работы, товары
тки общества и наличием разницы по обе стороны границы.35 В Швеции или
И ИНДИИ лишь единичные туристы (чаще всего в приграничных районах) увлекаются
ШИДОМ туризма, но в целом в этих странах нет такого явления шоппинга в таких
Iуризм из России в Финляндию на 21 % состоит именно из однодневных посетителей,
■ i и щественно приграничных районов, прибывающих в торговый район Лаппенранты
i щя пюппинг-туризма. Не отстают и финны из районов Восточной Финляндии в
.i пом направлении, массово скупающие и перемещающие в Финляндию спиртные и
|ii i.i лкогольные напитки36 и табачные изделия, мясные изделия, и даже веники. Рынок
I.... pi!' и базарный день переполнен иностранными туристами, цены на нем запото-
ИИ'Н'. торговля идет практически только в валюте, а на финском языке говорят все Ьинцы и даже попрошайки-цыгане. Отдельные шоппинг-туристы умудряются сделать pin. несколько ходок за товарами через границу, внося этим искажение в показатели ■и< in к и туристских прибытий.
6.5. Некоторые теоретические вопросы сравнения сущности услуги и товара
■ у i.i нематериальный (невидимый) товар. Туристские услуги - элементарные
яичные или совокупные туристские продукты в сфере перевозки, размещения, пита-
i i ■. |.|и гско-экскурсионного обслуживания, услуги гидов-перевозчиков и экскурсо-
"I ■■■доставляемые потребителю в рамках и процессе туризма.
■ 11.1 генерируется в процессе ее потребления. От материального товара услуга
ни тем, что может возникнуть только в месте ее потребления. Товарная про-
iih'i, i.ik правило, изготавливается заранее и, чаще всего, тем или иным способом
Иипмич'ся потребителю и потребляется в месте, обычно отличном от места его
i/\<Tiia. Исключение составляет продукция ремесленников на рынке, изготавли-
вои сувениры или украшения на глазах у заказчика-покупателя (туриста).
' ||...... и ■ ;шторы, обсуждая данный вопрос, указывают, что товар следует изготовить
bin г. далее он может складироваться и ждать своего потребителя. При этом совер-■tii< hi ключаются из рассмотрения аспекты проблемы, состоящие в том, что услуга фебует подготовки, в частности подготовки персонала и материальных предме-
■ п... обствующих или необходимых для генерации услуги как таковой. Персонал,
■ |Двющий надлежащей квалификацией, не способен предоставить качественную
1 i юучение, приобретение профессиональных навыков и квалификации — дли-
I........ роцесс, аналогичный созданию товарных ценностей. Формирование группы
(m.imiitoh, обладающих профессиональными навыками, способных оказывать каж-III) отдельности и коллективно — услугу или набор (пакет) услуг — суть создания Ь!1|1нн гия туристской индустрии.37
|1Н>(1рпзование совершенно непонятно. Комплект из 4 батареек для фотоаппарата-мыльницы в I. ми i гонт 120 руб., а в Германии и других странах Европы — около 6-7 €. Поэтому прежде чем I .1 т. за рубеж, лучше заранее купить несколько комплектов батареек. К примеру, цифровая lepa Canon PowerShot 95A «съедает» в среднем один комплект батареек в день любительской fcn.nn (I (сны даны по состоятнию на август 2005 г.) ih ii Финляндии дорог. ' ф ii гор ярко проявляется в туристской деятельности. Бытует мнение, что туризм — это очень ... in м каждый, кто желает, может осуществлять туризм, создать туристскую фирму, работать и ... и ывать. В результате мы получаем наш родной ненавязчивый сервис, осуществляемый без-
......... ми работниками, туристические, а не туристские, услуги. А затем удивляемся: почему нам
■Я1 мгпыпо, едут туристы неохотно. Конкуренция на таком рынке организуется не по принципу
лучин1 обслужит, а кто больше обворует туриста и государство. Цивилизованный туризм может
.. г. ИЛИЗОВан только специалистами, получившими надлежащее образование в системе турист-
н. '.
Ы ниппельных учреждений. Любой специалист, действующий в сфере услуг, должен получить — 153 — 11ВЕД1ИИ1 Н1УРИ!М Для того, чтобы организовать экскурсию, следует имен, и штате или вне гЦшЛ туристского предприятия квалифицированного экскурсовода, у которого есть тиш ческий потенциал знаний и умений - надлежащий материал, который позволит еМ|В заказу провести экскурсию данной тематики. Кроме этого, надо подготовить марпН экскурсии, составить документацию, провести согласования, заключить догоноЯ автобусным предприятием или иметь свой собственный. И все это будет ждать турим в сезон, и только когда он (турист) прибудет, ему будет оказана услуга — познавателЛ и увлекательная экскурсия. Однако, когда нет туристов, эти знания и творческий (шгН лектуальный) задел не исчезает, а ждет своего потребителя и востребования. Процесс подготовки персонала, комплектация группы специалистов и обучение- # для предоставления услуги адекватен процессу подготовки или исходным этапом нрН водства потенциальной услуги. Потенциальная услуга и есть невидимый товар, ко i и! предлагается на рынке потребителя. Процесс ожидания потребителя — туриста мнШ сравниваться с процессом складирования товара. Дополнительно следует отметить, Щ значительный спектр услуг для реализации требует определенных материальных in метов, средств передвижения, зданий, сооружений. Услугу размещения можно npfl ставить клиенту в здании гостиницы или другом средстве размещения. Для совершен! услуги перевозки требуется средство перемещения (автомобиль, самолет и т. д. и \\щЛ инфраструктура обеспечения перевозки). Для экскурсии необходим материальный Л ект туристского интереса, например музей. В случае, если товар не используется и складируется, он со временем, как прайм теряет свои потребительские свойства, устаревает физически и морально.38 Кроме ifl сам процесс складирования (также и охраны ценностей) требует вложения средеi a » утверждение не касается товаров и предметов, улучшающих свои свойства со времен например коллекционных вин, драгоценностей. Услуга генерируется человеком и н никает в процессе ее потребления. Если происходит сезонный или иной вынуждеии перерыв в функционировании предприятия, предоставляющего услуги, то оно им убытки в содержании персонала и материальных средств, а персонал теряет профсп ■ нальную квалификацию, часто увольняется, исполняет другие виды работ. При окаЯВ услуги присутствуют материальные предметы, участвующие в процессе ее генерация нередко определяющие уровень и качество, а возможно, и существо услуги. Длительна перерыв в работе в сфере услуг требует переподготовки специалиста, восстановлен! утраченных профессиональных навыков, приобретения знаний и умений coodpiH изменению и усовершенствованию условий, технологий, требований потребителей, I Патриарх российского туризма и выдающийся экономист в этой сфере Г.и ,| Ильич Азар (Москва) выделяет пять^четких особенных фактора, присущих турион услугам:39 (1) в отличие от товара, который только тогда готов к потреблению, когда он мЛ чит передвижение из места производства к месту потребления - туристские услуя товары могут быть потреблены, если потребитель доставлен в место их производств (2) образование дохода потребителей в той его части, которая предназначена I приобретения туристских услуг и товаров, регулируется условиями страны постояиия проживания, хотя сам процесс потребления формируется условиями стран временна! пребывания или мировыми ценами; (3) потребление туристов включает блага, потребляемые как бесплатно, так и рем зуемые на месте; (4) в процессе туризма потребитель несет расходы как на удовлетворение потреоцД подготовку профессионального уровня, требуемого для генерации этой услуги, а далее npnilflj периодическую переподготовку. 38 Если не переходит в разряд раритетов или антиквариата, но это состоится только для шдглн экземпляров вещных предметов. 39 Азар В.И., Туманов СЮ. Экономика туристского рынка. — М.: ИПКГосслужбы. 1998. С!. 10 .'I — 154 —