Классический научный период развития наук о труде

Тема 2

РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ ТРУДА КАК НАУКИ

Классический научный период развития наук о труде

Неоклассический научный период развития наук о труде

Экономическая теория регулируемого капитализма и занятости

Теория монетаризма

Современный этап развития науки экономика труда

Классический научный период развития наук о труде

Возникновение науки о труде связывают с развитием древневосточных цивилизаций. В древнейших документах найдено подтверждение тому, что в Египте, Месопотамии, Вавилоне происходило отделение умственного труда от физического, формирование профессионально-квалификационной структуры общества, рабочая сила распределялась по видам и сферам деятельности. Кроме того, установлено, что рабский труд организовывался посредством установления норм выработки, которые сознательно (со стороны рабов) недовыполнялись. Таким образом, подтверждалась ведущая роль человеческого фактора в системе организации труда.

Классический научный период развития наук о труде основан на трудах классической политической экономии Уильяма Петти(1623-1687) - английский экономист, родоначальник буржуазной классической экономии и Адама Смита(1723-1790) - шотландский экономист и философ. А.Смит заложил основы трудовой теории стоимости, ввел понятия «просто труд» и «труд», обосновал, что источником богатства является труд, создающий стоимость, определяющую заработную плату, прибыль и ренту. В работе А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» был сделан вывод о том, что «… труд является единственным всеобщим, равно как и единственным точным мерилом стоимости, или единственной мерой, посредством которой мы можем сравнивать между собой стоимость различных товаров вовсе времена и во всех местах»[1].

Давид Рикардо(1772-1883) – английский экономист считал закон трудовой стоимости общим регулирующим принципом рыночного хозяйства, утверждая что меновая стоимость товаров пропорциональна труду. Как представитель классической школы Д. Рикардо утверждал, что рыночная система способна обеспечить полное использование ресурсов, в том числе и такого ресурса как рабочая сила. Однако, он критиковал своих предшественников, отмечая в своей работе «Начала политической экономии и налогового обложения» (1817), что вывод о том, что «цена товара зависит от спроса и предложения» является заблуждением и приводит к ошибкам в науке и практике.

Карл Генрих Маркс (1818-1883) – немецкий философ, социолог, экономист (писатель, поэт, политический журналист) продолжая работы представителей классической школы политической экономии, сформировал новую теорию в экономике – теорию прибавочной стоимости.

К. Маркс рассматривал заработную плату, полученную наемным работником как результат обмена с капиталистом за продаваемую «рабочую силу», а не за труд (А.Смит, Д.Рикардо). Согласно теории прибавочной стоимости заработная плата эквивалентна количеству товаров необходимых дл поддержания жизни рабочего и его семьи, а ее уровень зависти от производительности труда, которая обусловлена степенью механизации и технологической оснащенности производства. Механизация и технологическая оснащенность производства в результате становится препятствием для роста заработной платы, поскольку технический прогресс порождает постоянный излишек рабочей силы.

Оценивая труд К.Маркс приходит к заключению, что рабочий продает рабочую силу, а не труд, а это значит, что заработная плата к «неоплаченному труду» отношения не имеет, хотя его можно измерить, а «неоплаченная рабочая сила» не может быть зафиксирована, ибо рабочая сила продается по своей (трудовой) стоимости в целом.

Таким образом, реальная заработная плата «никогда не растет пропорционально увеличению производительности труда», а снижение цены товаров и услуг благодаря росту производительности труда будет всякий раз вызывать адекватное снижение реальной заработной платы, что приведет в конечном итоге к обнищанию трудящихся.

К.Маркс в развитии теории сделал шаг вперед, доказав, что рабочие получают доход лишь на уровне прожиточного минимума, хотя все прибыли образуются за счет их труда. Прибавок (прибыль) создаваема трудом рабочих отбирается у них хозяевами предприятий.

Исследованием проблем труда занимались и представители французской социологической школы Франсуа Мари Шарль Фурье(1772-1837) - философ, социолог, представитель утопического социализма,Клод Анри де Сен-Симон (1760-1825) - философ, социолог, социалист-утопист, и позже Огюст Конт(1798-1857)–философ, основоположник позитивизма и буржуазной философии,Эмиль Дюркгейм(1858-1917) – социолог-позитивист, философ, основоположник французской социологической школы. Выделим основные общие черты представителей социологической школы:

• приоритет коллективного труда над индивидуальным трудом;

• основной критерий развития общества — удовлетворение важнейших жизненных потребностей людей.

Принцип перемены труда рассматривался Ш. Фурье как компенсация за рутинный, узкоспециализированный труд; как способ сохранить у человека заинтересованность в работе. Ш. Фурье выдвинул идею о превращении труда в первую жизненную потребность и о необходимости стирания различий между умственным и физическим трудом.

Наши рекомендации