Классический период развития социологии (К.Маркс, М.Вебер, Э. Дюркгейм)

Настоящее развитие и признание социология получила уже после того, как были выработаны основные научные концепции и появилась возможность создания теоретических основ изучения социальных явлений. Честь фактического «открытия» социологии принадлежит немецким ученым К.Марксу, М.Веберу и французу Э.Дюркгейму.

Карл Маркс – главным вкладом Маркса считается научный анализ современного ему капиталистического общества. В качестве инструмента анализа Маркс берет классовость общества и рассматривает структуру общ-ва в динамике, предполагая, что классы – исторически изменяющиеся компоненты соц структуры. Все изменения в обществе происходят вследствие борьбы между классами угнетенных и угнетателей. Маркс обосновал механизм возникновения соц конфликта, обусловленного неравенством. (противоречия накапливаются – угнетенный класс осознает свое положение и свою силу – соц конфликт. – появление бесклассового общества). Таким образом Маркс представил общество как исторически развивающуюся структуру. Соц. конфликт выступает как явление, необходимое для развития общества.

М.Вебер. «Понимающая социология»

- превыше всего ставил индивида, причиной развития общества ставил культурные ценности.

- существование общества зависит от действий отдельных индивидов.

- социальное действие – элементарная частица поведения индивида в обществе, которая является причиной и следствием человеческих взаимоотношений. Вебер выделяет 2 признака социального действия: осмысленный характер; ориентация на ожидаемую реакцию других лиц.

Существует 4 типа соц. действия:

целерациональное, ценностно-рациональное,традиционное, аффективное.

- изучение отношений в социальных ассоциациях, прежде всего отношения власти. Идеальным механизмом воплощения и поддержания властных отношений он считал бюрократию - искусственно созданный аппарат управления.

Э.Дюркгейм. основатель французской социологической школы стремился к автономии социологии как науки. В отличие от Вебера, он придерживается мнения, что существование общества зависит не от отдельных индивидов. Объединяясь в группы, люди сразу начинают действовать исходя из общих норм и правил, именуемых «коллективным сознанием».

Основополагающие принципы социологии Дюркгейма часто обозна­чают как «социологизм». Этот термин, несомненно, огрубляет и упро­щает представление о дюркгеймовской теории. Тем не менее, он может служить полезным ориентиром, указывающим на некоторые существен­ные особенности социологических воззрений французского ученого. Для понимания дюркгеймовского «социологизма» необходимо выде­лить и различать в нем два аспекта: онтологическийи методологический. Онтологическая сторона «социологизма»,т. е. концепция социаль­ной реальности, выражена в следующих базовых положениях.

1. Социальная реальностьвключена в универсальный природный порядок; она столь же устойчива, основательна и «реальна», как и другие виды реальности,а потому, подобно последним, она подчинена действию определенных законов.

2. Общество - это реальность особого рода, не сводимая к другим ее видам. Речь идет прежде всего о всемерном подчеркивании автономии со­циальной реальности по отношению к индивидуальной, т. е. биопсихи­ческой реальности, воплощенной в индивидах.

Методологический аспект «социологизма»тесно связан с его онто­логическим аспектом и симметричен ему.

1. Поскольку общество - часть природы, постольку наука об обще­стве - социология - подобна наукам о природе в отношении методоло­гии. Ее познавательной целью провозглашается исследование устойчи­вых причинно-следственных связей и закономерностей. Дюркгейм настаивает на применении в социологии объективных методов, анало­гичных методам естественных наук.Отсюда множество биологических и физических аналогий и понятий в его работах, особенно ранних. Основной принцип его методологии выражен в знаменитой формуле, согласно которой асоциальные факты нужно рассматривать как вещи»[7, 421]. Исследованию должны подвергаться в первую очередь не поня­тия о социальной реальности, а она сама непосредственно; из социоло­гии необходимо устранить все предпонятия, т. е. понятия, образовавшие­ся вне науки.

Предмет социологии,согласно Дюркгейму, - социальные факты,ко­торые, как уже отмечалось, характеризуются двумя основными призна­ками: они существуют вне индивидов и оказывают на них принудитель­ное воздействие

Наши рекомендации