Тема 3. Характерные свойства и виды труда , критерии их классификации . Организация трудовых процессов, их классификация.(2 часа).

Факультет инновационного бизнеса и экономики

Кафедра Бизнес-процессов и экономической безопасности

УТВЕРЖДЕНО

Научно-методическим советом Академии

Председатель Научно-методического совета Академии, профессор __________Н.Н. Павелко

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА

Б1.Б.26

ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА

Рабочая программа по дисциплине

для студентов по направлению подготовки

38.03.03 Управление персоналом

Квалификация: Бакалавр

     

г. Краснодар

Оценочные средства предназначены для контроля знаний студентов направления подготовки 38.03.03 – «Управление персоналом»

Составитель С.С.Малхасьянва

Оценочные средства обсуждены на заседании кафедры Бизнес-процессов и экономической безопасности от «31» августа 2016 г. протокол № 1.

Заведующий кафедрой ___________________ К.В.Писаренко

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Фонды оценочных средств

Фонды оценочных средств, позволяющие оценить РО (результаты обучения) по данной дисциплине, включают:

§ контрольные вопросы для закрепления на практических занятиях;

§ перечень вопросов к зачёту;

§ банк практических заданий по проблематике тем;

§ темы проблемных выступлений по темам;

§ темы рефератов и эссе.

Критерии оценивания

Приводятся критерии оценивания каждого вида элементов текущего, промежуточного и рубежного (итогового) контроля (выполнение домашних заданий, работа на практических занятиях).

По изучаемому учебному курсу вводится система критериев оценки качества освоения дисциплины и коэффициентов веса каждого критерия в общей оценке, выставляемой на экзамене:

участие в лекционных занятиях и обсуждение материала – 15 %;

участие в практических занятиях и выполнение заданий – 15 %;

участие в интерактивных занятиях – 20 %;

зачёт по дисциплине – 50 %.

По каждому из рассматриваемых критериев слушателю ставится оценка. Итоговая оценка определяется суммой оценок по каждому критерию с учетом коэффициентов веса.

В рамках данной рабочей программы возможно использовать традиционную и балльно-рейтинговую системы контроля.

Традиционная система контроля.

Текущий контроль осуществляется в течение семестра в устной и письменной форме в виде различных работ, устных опросов.

Итоговый контроль проводится в виде устного зачёта за весь курс обучения. Объектом контроля является достижение заданного Рабочей программой уровня владения дисциплиной.

Методика проведения устного зачёта: блиц-опрос по 2 ключевым и 1 дополнительному вопросум в пределах каждого вопроса билета. Если студент набирает плюсы («+») в количестве, равном 2, это приравнивается к оценке «зачёт».

Практика использования данной методики показывает ее эффективность: во-первых, студенту не удается пользоваться заранее заготовленными шпаргалками; во-вторых, настраивает его на грамотное профессиональное общение с использованием соответствующей терминологии; в-третьих, мотивирует студента на более умелое применение лекционного материала с обращением к конкретным примерам.

Балльно-рейтинговая система контроля.

Введение балльно-рейтинговой системы контроля продиктовано новым этапом развития системы высшего профессионального образования в России, обусловленным подписанием Болонских соглашений. Такая система контроля возможна только при модульном построении курса, что соответствует структуре данной Программы, где каждый раздел/тему можно рассматривать как учебный модуль.

Данная система контроля способствует решению следующих задач:

· повышению уровня учебной автономии студентов;

· достижению максимальной прозрачности содержания курса, системы контроля и оценивания результатов его освоения;

· усилению ответственности студентов и преподавателей за результаты учебного труда на протяжении всего курса обучения;

· повышению объективности и эффективности промежуточного и итогового контроля по курсу.

При балльно-рейтинговом контроле итоговая оценка выставляется не на основании оценки за ответ на зачете или экзамене, а складывается из полученных баллов за выполнение контрольных заданий по каждому учебному модулю курса. Рейтинговая составляющая такой системы контроля предполагает введение системы штрафов и бонусов, что позволяет осуществлять мониторинг учебной деятельности более эффективно. Штрафы могут назначаться за нарушение сроков сдачи и требований к оформлению работ, бонусные баллы – за выполнение дополнительных заданий или заданий повышенного уровня сложности. Сумма набранных баллов позволяет не только определить оценку студента по учебной дисциплине, но и его рейтинг в группе среди других студентов курса.

Темы для устных проблемных выступлений (сообщений и докладов):

1. Сущность организации труда и необходимость ее совершенствова­ния на научной основе.

2. Краткий исторический очерк развития орга­низации труда персонала.

3. Научная организация труда - понятие, содержание, задачи и принципы.

4. Регламентация и проектирование организации труда.

5. Разделение и кооперация труда.

6. Организация рабочих мест и создание благоприятных условий труда.

7. Устройство и планировка помещений и размещение рабочих мест.

8. Планировка рабочего места.

9. Оснащение и оборудование рабочих мест.

10. Организация технического нормирования на предприятии.

11. Основные задачи нормирования труда при переходе к рынку.

12. Объекты и методы нормирования труда.

13. Изу­чение затрат рабочего времени и содержание труда персонала орга­низации.

14. Нормативы времени в условиях российской экономики.

15. Организация процессов труда по управлению коллективом.

16. Методы и сред­ства выполнения управленческих операций.

17. Организационно-распорядительная деятельность персонала управления, как форма осуществления управленческого решения.

18. Индивидуальное плани­рование рабочего времени руководителя (специалиста).

19. Принципы и правила планирования рабочего времени.

20. Экономическая эффективность научной организации труда.

21. Взгляды отечественных ученых повлияли на становление научной организации труда

22. Работы А. Богданова "Тектология" и П.Есмансокого "Организационная механика трудовых процессов" как теоретические основы НОТ в России.

23. Сужение сферы НОТ в СССР в 30-50 годы. Несовместимость научной организации труда с детерминизмом централизации, воплощенным в сталинизме.

24. Экономическая сущность научной организации труда.

25. Краткий исторический очерк развития орга­низации труда персонала.

26. Научная организация труда - понятие, содержание, задачи и принципы.

Вопросы к зачёту:

1. Сущность организации труда и необходимость ее совершенствования на научной основе.

2. Становление дисциплины "Организация и нормирование труда".

3. Представители основных экономических школ о необходимости организации труда персонала с научных позиций.

4. Теории рациональности человеческих отношений ("невидимая рука рынка" А. Смита

5. Теория бюрократии М. Вебера

6. Достижения психологической науки и теории поведения.

7. Системная теория (Л.фон Берталанфи, Р. Винер)

8. Теории организации (М.Фоллет, Г.Саймон).

9. Основные научные школы 20 - 30-х годов: ЦИТ (А.К.Гастев), КИНОТ -Казанский ин-тут НОТ (И.М.Бурдянский), ВСУИТ - Всеукраинсткий ин-тут труда (Дунаевский Ф.Р.), ТИНОП - Таганрогский институт организации производства), ГИТУ при НК РКИ - гос. инт-т техники и управления (Е.Ф.Розмирович).

10. А.К. Гастев как ученый и организатор новой науки.

11. П. Керженцев как исследователь в области народно-хозяйственного и производственного планирования.

12. Н.А.Витке как основоположник российского направления школы "человеческих отношений".

13. Хозрасчетное направление НОТ. Отличительные особенности исследований труда в 50-60-ые, 80-90-ые годы ХХ века.

14. Современное состояние научной организации труда.

15. Экономическая задача НОТ.

16. Психофизиологическая задача НОТ.

17. Социальная задача НОТ как фактор повышения удовлетворенности условиями и результатами труда.

18. Задачи и принципы научной организации труда.

19. Регламентация научной организации труда.

20. Разделение и кооперация труда.

21. Структура рабочего времени, способы его учета, пути рационализации труда.

22. Устройство и планировка помещений и размещение рабочих мест.

23. Планировка рабочего места.

24. Основные задачи нормирования труда.

25. Объекты и методы нормирования труда.

26. Виды умственного и научного труда.

27. Методы и средства выполнения управленческих операций.

28. Планирование трудового процесса: понятие, направления, методы.

29. Рабочее место как объект научного управления.

30. Понятие и классификация типов рабочих мест.

31. Аттестация рабочего места - базовое направление в современном менеджменте

32. Паспорт рабочего места - структура документа, зарубежный и отечественный опыт по его применению.

33. Техника безопасности как служба, контролирующая условия труда на предприятия.

34. Защита здоровья работников как важнейшее направление организации труда персонала.

35. Структура документов по технике безопасности и их содержание.

36. Особенности индивидуального планирования рабочего времени

37. Регламентация и проектирование организации труда.

38. Разделение и кооперация труда.

39. Организация рабочих мест и создание благоприятных условий труда.

40. Устройство и планировка помещений и размещение рабочих мест.

41. Планировка рабочего места.

42. Оснащение и оборудование рабочих мест.

43. Организация технического нормирования на предприятии.

44. Основные задачи нормирования труда при переходе к рынку.

45. Объекты и методы нормирования труда.

46. Изу­чение затрат рабочего времени и содержание труда персонала орга­низации.

47. Нормативы времени в условиях российской экономики.

48. Организация процессов труда по управлению коллективом.

49. Методы и сред­ства выполнения управленческих операций.

50. Организационно-распорядительная деятельность персонала управления, как форма осуществления управленческого решения.

51. Индивидуальное плани­рование рабочего времени руководителя (специалиста).

52. Задачи и функции научной организации труда при рыночных отношениях в экономике.

53. Методы оценки социально-экономической эффективности меропри­ятий по совершенствованию организации труда.

54. Характеристика и перечень нормативно-правовых документов, определяющих организацию труда

55. Сокращение времени производственного цикла.

56. Повышение производительности при разделении труда.

57. Организация коллективных трудовых процессов в бригаде.

58. Эффективность организации обслуживания рабочих мест

59. Методы нормирования труда: хронометраж, экспертные и статистические оценки затрат труда.

60. Методы измерения и аттестации рабочего места: фотографирование рабочего времени, хронометраж, картограммы и т.д.

61. Принципы выбора наилучшего варианта нормы оптимальности с учетом системы ограничений.

62. Усиление правового и экономического регули­рования всех субъектов социально-трудовой сферы.

63. Условия труда и факторы их определяющие.

64. Методы и средства выполнения управленческих операций

65. Принципы и правила планирования рабочего времени

66. Классификация видов трудовой деятельности

67. Генезис взглядов ученых на дисциплину (М.Фуко и П.Сорокин о дисциплине и наказании).

68. Дисциплина труда: содержание, способы ее оценки, измерения и контроля.

69. Виды дисциплины труда: исполнительская, активная, самодисциплина

70. Характерные ошибки делегирования полномочий

71. Классификация факторов, учитываемых при проведении оценки эффективности результативности труда.

72. Документы, регламентирующие продолжительность и распорядок рабочего дня руководителя; способы самоконтроля за эффективностью использования времени.

73. Основные критерии конечных результатов деятельности организации.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1. Экономическая сущность и содержание научной организации труда (2 часа)

Устные выступления студентов по вопросам 1 час:

1. Что является предметом изучения курса «Основы организации труда»?

2. Какое место данная дисциплина занимает в системе наук об управлении?

3. Дайте определение организации труда и ее социально-экономи­ческой сущности.

Опрос (или блиц-опрос) по контрольным вопросам 1 час

1. Как А.Смит объяснял необходимость разделения труда?

– Как взгляды отечественных ученых повлияли на становление научной организации труда?

– Какие элементы формируют содержание организации труда?

– Какие взаимосвязанные задачи решает научная организация труда?

– Как организация труда связана с техникой и технологией?

– Какое влияние на организацию труда оказывают тип и характер производства?

– Какие задачи решает организация труда как социотехническая си­стема?

Тема 3. Характерные свойства и виды труда , критерии их классификации . Организация трудовых процессов, их классификация.(2 часа).

Разработка таблиц с примерами классификаций по различным признакам трудовых, производственных и технологических процессов.

Подготовка устных сообщений по темам:

  1. Взаимозависимость профессиональной деятельности и индивидуальных, типологических особенностей человека как субъекта труда;
  2. Проблемы психологической классификации профессий в целях профориентации;
  3. Специфика образа мира и самосознания у представителей разнотипных профессий;
  4. Вопросы отечественной истории психологических знаний о труде и трудящемся. Е.А.Климов.
  5. Оцените сущность и структуру производственной операции и ее роль в национализации приемов и методов труда.
  6. Как оценить социально-экономическую эффективность меропри­ятий по совершенствованию организации труда?

Тема 4. Организация технического нормирования труда персонала в современных условиях (2 часа)

Опрос (или блиц-опрос) по контрольным вопросам

1. Назовите и дайте характеристику видам норм труда.

2. В чем принципиальное отличие понятий «нормы» и «нормативы»?

3. Как осуществляется выбор наилучшего варианта нормы оптимальности с учетом системы ограничений?

4. Какие факторы используют в процессе комплексного обоснования норм?

Тема 5. Рабочее место: понятие, классификация, организация, планировка и оснащение. Паспорт рабочего места. Регламентация проведения аттестации рабочего места. (2 часа)

Опрос (или блиц-опрос) по контрольным вопросам

  1. Каким образом планировка рабочего места оказывает влияние на производительность труда организации?
  2. Как Вы понимаете организационную оснастку рабочего места?
  3. Классифицируйте рабочие места по числу исполнителей. Дайте характеристику организации рабочих мест.
  4. Какие требова­ния к ней предъявляются?
  5. Каким образом должно быть организовано обслуживание рабочих мест?

Наши рекомендации