Социальное обеспечение и социальная помощь

1 января 2008 года в связи увеличением величины ПМ повысились размеры государственных социальных пособий по инвалидности, потере кормильца и по старости в среднем на 14%;

С 3000 (2007 г.) до 4810 тенге повысился размер базовой пенсионной выплаты, составляющей сегодня 40% от прожиточного минимума.

На рынке пенсионных услуг республики действуют 14 накопительных пенсионных фондов.с 1 января 2009 года размеры пенсий повышены в среднем на 25 процентов, повышено ограничение на доход, применяемый для исчисления пенсионных выплат с 25 до 28 МРП. В целях защиты материнства и детства, поддержки семей с детьми, стимулирования рождаемости, а также улучшения демографической ситуации размер единовременного пособия в связи с рождением в 2008 году увеличен в 2 раза с 15 МРП до 30 МРП (35040 тенге). с 2008 года увеличены пособия по уходу за ребенком по достижению им одного года:

Также с 2010 года будет введено награждение многодетных матерей, родивших и воспитавших 7 и более детей подвеской "Алтын алка" и родивших и воспитавших 6 детей подвеской "Кумыс алка".

Труд и занятость населения

В соответствии с посланием Главы государства «Через кризис к обновлению и развитию» от 6 марта 2009 года стратегия занятости в условиях мирового кризиса будет направлена на полномасштабную работу по переобучению и переподготовке кадров. Для обеспечения региональной занятости и переподготовки кадров поручено Правительству выделить не менее 140 миллиардов тенге. Из местных бюджетов также будут выделены ресурсы на софинансирование стратегии занятости. Для тех, кто потеряет работу, будут создаваться новые рабочие места.

Миграция

По поручению Главы государства разработана Программа«Нұрлыкөш», утвержденная постановлением Правительства Республики Казахстан от 2 декабря 2008 г. целью которой является осуществляемое на добровольной основе рациональное расселение и содействие в занятости и обустройстве этническим казахам, бывшим гражданам страны, пожелавшим вернуться в Казахстан, и внутренним мигрантам в интересах демографического и социально-экономического развития регионов и реализации потенциала участников.

Образование.Для развития конкурентоспособной системы современного образования, подготовки и переподготовки кадров, адекватных реальным экономическим условиям, планируется внедрить новую модель управления системой образования и обеспечить высокое качество образовательных услуг.

На обеспечение гарантии кредитов, выдаваемых по льготной процентной ставке студентам вузов через АО «Финансовый центр»будут предусмотрены при уточнении республиканского бюджета на 2009-2011 годы в сумме 1 млрд. тенге ежегодно.

Культура, туризм, спорт и СМИ. Расходы трехлетнего республиканского бюджета на развитие культуры, спорта, туризма и СМИ направлены на реализацию национального и культурного проектов «Культурное наследие», «Триединство языков», поддержку и пропаганду казахстанской культуры и искусства, как в стране, так и за рубежом, строительство объектов культуры, проведение государственной информационной политики, развитие спорта высших достижений, а также строительство и реконструкцию объектов спорта, в том числе, в рамках подготовки к Азиатским Играм 2011 года.

Здравоохранение. В целях создания эффективной системы оказания медицинской помощи, основанной на принципах солидарной ответственности за охрану здоровья между государством и человеком, приоритетном развитии первичной медико-санитарной помощи, направленной на улучшение здоровья населения утверждена Государственная программа реформирования и развития здравоохранения Республики Казахстан на 2005-2010 годы.

Постановлением Правительства Республики Казахстан от 13 мая 2008 года создан АО «Национальный медицинский холдинг» со стопроцентным участием государства, в состав которого входят:

- Национальный центр материнства и детства,

- Республиканский детский реабилитационный центр,

- Национальный научный центр неотложной медицинской помощи,

- Республиканский диагностический центр,

- Республиканский научный центр нейрохирургии,

- Научный центр кардиохирургии,

- Казахская медицинская академия.

На примере деятельности данного холдинга будут отработаны новые механизмы управления медицинскими объектами.

Проводится работа по совершенствованию системы лекарственного обеспечения населения. В рамках данной работы принимаются меры по развитию отечественной фармацевтики.

9. Модели государственного регулирования рынка труда(под сомнением вопрос)

1. Классическая либеральная модель.

Принципы:

- невмешательство со стороны государства;

- полная занятость обеспечивается саморегулируемой рыночной экономикой.

А.Пигу (Теория безработицы, 1933 г.): основной причиной безработицы является жесткая позиция профсоюзов по поддержанию высокого уровня заработной платы.

Кейнсианская модель государственного регулирования занятости.

Дж.М.Кейнс (Общая теория занятости, процента и денег, 1936 г.) открыл эру государственного вмешательства в экономику с целью регулирования занятости.

Гипотеза Кейнса: при капитализма не существует механизма, гарантирующего полную занятость.

Причины:

- монополии, которые противопоставлены конкурентному рыночному механизму;

- снижение зарплаты вызывает снижение доходов, соответственно спроса на товары, и, в конечном итоге – снижение спроса на рабочую силу. Следствие – безработица.

Задачи государства: воздействие на спрос, так как его недостаток ведет к недогрузке производственных мощностей и безработице.

Дж. М. Кейнс разработал механизм мультипликатора: инвестиции, увеличивая занятость в отраслях, куда они направляются, неизбежно оказывают стимулирующее влияние на другие отрасли, что ведет к увеличению общей занятости.

Тогда как классики либеральной теории выделяли фрикционную и добровольную безработицу, Кейнс обосновал наличие «истинной» безработицы, суть которой состоит в превышение совокупного предложения труда спроса на него (конъюнктурную).

Парадигма монетаризма в теории рынка труда.

Монетаризм: экономика – самонастраивающаяся система, которая сама определяет «оптимальный» уровень занятости. Расширить занятость за пределы оптимума можно только ценой ускорения инфляции, которая на каком-то этапе выходит из под контроля, что в свою очередь приводит к нарастанию структурных диспропорций в экономике и увеличению безработицы.

М.Фридман: Негативные результаты функционирования рынка труда являются следствием воздействия инфраструктурных элементов на нем, и в частности, установление государством МРОТ, сильные позиции профсоюзов.

Исходная основа: рост заработных плат увеличивает предложение денег, что приводит к росту цен и к инфляции, которые сдерживают деловую активность и поступательное развитие экономики.

М.Фридман ввел понятие «естественного уровня безработицы». В зависимости от состояния экономики этот уровень может быть небольшим (хорошее состояние) или наоборот значительным (отрицательная динамика).

Школа институционализма.

Основное внимание: анализ профессиональных и отраслевых различий в структуре рабочей силы и соответствующих им уровней заработной платы. По мнению авторов этой школы (Норт, Гелбрейт), конъюнктура рынка труда зависит от поведения людей, которое определяется влиянием институтов общества.

Таким образом, эффективность рынка труда зависит от качества общественных институтов – государственного управления, системы образования, центров и служб занятости и пр. При их помощи (или при создании новых) можно поддерживать равновесие между спросом и предложением рабочей силы и полную занятость.

Планирование экономического развития как форма

Наши рекомендации