Социальная помощь и социальное страхование – самостоятельные социальные институты

Продолжая исследовать отличительные свойства социального страхования и социальной помощи, рассмотрим их с позиции рисков социального положения.

Социальное страхование формируется как институт компенсирования снижения уровня жизни в связи с утратой заработка (при потере кормильца – источника дохода семьи) по причине воздействия определенного ряда рисков. К ним относятся:

• риск заболевания. Неспособность застрахованного трудиться в период болезни компенсируется полной или частичной выплатой утраченного заработка;

• риск утраты трудоспособности (инвалидности). Лица, утратившие способность трудиться полностью либо временно, для обеспечения своего жизненного уровня получают пенсии из средств страховых фондов;

• риски производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Потерявшие трудоспособность вследствие воздействия данных рисков получают соответствующие пенсии и иные компенсационные выплаты, которые обеспечивают поддержание уровня жизни пострадавших, возможность реабилитации. В случае гибели на производстве выделяются пособия членам семьи в связи с потерей кормильца и т. п.;

• риск старости. По достижении определенного возраста застрахованный получает право на пенсионные выплаты;

• риск безработицы. Неспособность застрахованного трудиться и самообеспечиваться по уважительным причинам, в связи с полной или частичной утратой занятости и потерей трудового заработка, компенсируется выплатой пособия.

Сфера социальной помощи (имеется в виду властная социальная помощь) не охватывала отмеченный состав рисков и не компенсировала их вредные последствия. Этим преимущественно занимались профессионально групповые объединения, благотворительность и семья. Как исключение можно рассматривать государственную помощь инвалидам (риск полной утраты трудоспособности) и помощи престарелым (риск старости), но эта помощь обязательно была увязана с состоянием материальной необеспеченности, бедностью. Только имеющие крайне низкий уровень жизни (признаваемый как ненормальный) могли рассчитывать на властную помощь.

Государственная социальная помощь оказывалась при воздействии широкого спектра рисков: риска инвалидности (полная потеря либо природное отсутствие трудоспособности), рисков сиротства, вдовства, старости, потери кормильца, голода, пожаров, стихийных бедствий и т. п., но только в том случае, когда эти риски были связаны с риском бедности. Поэтому социальная помощь рассматривала бедность как результирующий риск социального положения, а неспособность индивида самостоятельно преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию – как основание для вмешательства общества.

В отличие от социального страхования, концептуально направленного на защиту от утраты заработка как фактора вероятного наступления бедности, то есть на предотвращение бедности экономически активного населения, социальная помощь ориентирована на уже бедных, испытавших воздействие данного риска, направлена на борьбу с бедностью.

Социальное страхование противодействует рискам предопределенным, массовым, объективным, актуальным для экономически активного населения. Социальная помощь действует в сфере рисков случайных, как правило, субъективных, не охваченных системой социального страхования. Она в большей мере актуальна для объективно не способных к самообеспечению индивидов.

Таким образом, социальное страхование и социальная помощь изначально ориентированы на защиту социального положения от различных по своей природе рисков. Сферы их деятельности самостоятельны и практически не пересекаются.

Социальная помощь и социальное страхование имеют общую государственную основу, но если социальная помощь реализуется непосредственно органами власти, то социальное страхование выступает как саморегулируемая структура, действующая под надзором государства, которое обеспечивает права застрахованных.

Цель социальной помощи – обеспечение минимального дохода, поддержание уровня жизни граждан и семей в связи с бедностью, трудной жизненной ситуацией. Цель социального страхования – компенсирование снижения дохода (заработной платы) в связи с утратой трудоспособности, дохода вообще в связи с потерей кормильца, трудовой занятости, что обеспечивает предотвращение бедности среди членов страховых сообществ.

Принципиально различаются и экономические основы. Социальная помощь имеет государственный, бюджетный характер, основана на перераспределении общественного продукта через консолидированный государственный бюджет, который формируется посредством налогов и сборов.

Социальное страхование имеет внебюджетный характер. Перераспределение осуществляется через социально-страховые фонды и по своей природе корпоративно. В основе перераспределения лежит особый финансово-экономический механизм – страхование. Аккумулирование ресурсов происходит во внебюджетных фондах посредством страховых взносов участников страхового сообщества (работников и работодателей), а в ряде случаев – государственных дотаций.

Социальное страхование предназначается исключительно для трудозанятого населения. Члены страховых сообществ защищаются от утраты заработной платы, поэтому размер страховых взносов и компенсационных выплат, как правило, напрямую увязан с заработной платой. Получателями страховых выплат могут быть только уплачивающие взносы члены страховых сообществ (исключение может составлять пособие членам семьи по случаю гибели кормильца).

Социальная помощь предназначена, как правило, для нетрудоспособного населения, малоимущих граждан, чье участие в резервировании общественных фондов не состоялось в необходимой мере либо отсутствовало вообще, а также находится в трудной жизненной ситуации. Она не увязана с предшествовавшим уровнем жизни или размером трудового заработка, носит, как правило, временный характер и полагается по праву членов общества в ситуациях, признаваемых обществом уважительными.

Итак, рассмотрев отличительные особенности социального страхования, мы можем отметить, что оно имеет собственные миссию, принципы, нормативно-правовую базу, особые организационную структуру и экономические основы и механизмы, субъектно-объектные отношения.

На основании выделенных особенностей социального страхования можно сделать вывод, что это – самостоятельный институт, действующий в сфере социальной политики (социальной защиты населения) наряду с институтом социальной помощи.

Соотношение характеристик обязательного социального страхования и социальной помощи приведено в приложении.

Подведем некоторые итоги. Капиталистический способ производства и соответствующие ему социальные отношения изменили общественное сознание и образ жизни людей.

Классовая идеология буржуазии выдвинула новые принципы – самоответственности и личной предусмотрительности.

В то же время, становится очевидным, что в рыночных условиях самозащита для подавляющего числа работников наемного труда объективно невозможна. Власть и институты гражданского общества не могли создать в условиях возрастания социальных рисков эффективную систему социальной помощи.

На вызов новых рисков, социальных по своей природе, общество ответило новыми способами защиты социального положения трудозанятого населения, также носящими общественно-массовый, обязательный характер.

Собственная нормативно-правовая база, идеология, принципы, организационная структура, экономические основы, характерные субъектно-объектные отношения социального страхования позволяют рассматривать его как самостоятельный, особый социальный институт защиты социального положения работников.

В основе социального страхования лежат индивидуальная ответственность трудозанятого населения; взаимная ответственность субъектов социального страхования за исполнение своих обязанностей; субсидиарность; солидарная помощь (взаимопомощь) работодателей и работников; властный контроль и государственные гарантии прав застрахованных.

Впервые в социальной политике в масштабах общества как средство защиты от рисков социального положения был применен экономический механизм страхования.

Введение обязательного социального страхования позволило решить целый комплекс жизненно важных для общества проблем:

• снизить социальное напряжение и обеспечить общественную стабильность; снизить риски распространения революционной идеологии и революций;

• обеспечить новый, более высокий уровень социальной защищенности трудозанятого населения, адекватный вызову социальных рисков; сократить угрозу риска бедности экономически активного населения;

• увязать в социальном и экономическом аспекте буржуазный принцип личной самоответственности с принципами ответственности общества за социальное положение индивида, солидарности, как совместной ответственности;

• провести социальное реформирование, не увеличивая нагрузку на государственный бюджет, без угрозы снижения экономического роста и предпринимательской активности, трудовой мотивации, а также не вызывая иждивенческих настроений среди трудоспособного населения;

• впервые создать обязательный механизм общественного перераспределения доходов с целью социальной защиты низших слоев населения (наемных работников);

• закрепить солидарную ответственность за нормальное социальное положение трудозанятого населения между работодателями и работниками в условиях рыночной экономики и социальных рисков; сделать первый шаг к формированию отношений социального партнерства;

• встроить социальную защиту в трудовые отношения, где часть резервируемой оплаты труда является экономической основой отношений солидарной помощи; дать социальной защите государственные гарантии, а ее реализацию перенести в сферу саморегулируемых гражданских структур под надзором власти.

С оформлением института обязательного социального страхования как субъекта помощи, взявшего на себя функции противодействия социальным рискам, происходит корректировка зоны действия и ответственности социальной помощи. Теперь весь спектр рисков социального положения “делится” между двумя социальными институтами: социальным страхованием и социальной помощью. Социальная помощь теперь нацелена на нетрудоспособное население, бедных, попавших в трудную жизненную ситуацию, не охваченных системой обязательного социального страхования.

Социальное страхование и социальная помощь становятся базовыми организационно-правовыми формами, взаимодополняемыми и взаимосвязанными социальными институтами, в совокупности составляющими систему социальной защиты населения.

Высокая социальная эффективность нового инструмента социальной политики обеспечила его быстрое распространение и международное признание. С 80-х гг. XIX столетия до начала Второй мировой войны социальное страхование охватило все сферы социальных рисков во всех странах.

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите предпосылки формирования государственно-общественной модели социальной помощи.

2. С чем связано возникновение социальных рисков?

3. Охарактеризуйте сформировавшуюся модель социальной помощи.

4. Отметьте особенности властной социальной помощи в период капитализма.

5. Каковы идеология и подходы негосударственных институтов-субъектов социальной помощи в данный исторический период?

6. Назовите принципы и механизмы обязательного социального страхования.

7. В чем принципиальное отличие социального страхования и социальной помощи?

Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях

1. Научные подходы ученых XVII-XIX вв. к месту и роли государства и общества в деле социальной помощи.

2. Основные предпосылки становления социального страхования.

3. Какие факторы способствовали формированию негосударственных институтов-субъектов социальной политики?

4. Политика изоляции в Англии в XVIII-XIX вв.

5. Место и роль церкви в отношениях помощи общества с развитием капиталистических отношений.

6. Сравните экономические основы властной (государственной) и негосударственной социальной помощи.

7. Докажите, что социальное страхование – самостоятельный социальный институт системы социальной защиты населения, а не часть (элемент) системы социальной помощи.

Литература

Библия.

Бадя Л. В. Благотворительность и меценатство в России: Краткий исторический очерк / Л. В. Бадя. – М., 1993.

Волгин Н. А. Социальное государство: Учебник / Н. А. Волгин, Η. Н. Гриценко, Ф. И. Шарков. – М., 2004.

Кузьмин К. В. История социальной работы за рубежом и в России (с древности до начала XX века) / К. В. Кузьмин, Б. А. Сутырин. – М.: Академический проект, 2002.

Мельников В. П. История социальной работы в России: Учеб. пособие / В. П. Мельников, Е. И. Холостова. – М.: ИКЦ "Маркетинг", 2002.

Поланьи К. Великая трансформация: Политические и экономические истоки нашего времени / К. Поланьи. – СПб., 2002.

Розанваллон П. Новый социальный вопрос / П. Розанваллон. – М., 1998.

Роик В. Д. Основы социального страхования: Учеб. пособие / В. Д. Роик. – М.: Изд-во РАГС, 2004.

Руденкин В. Н. Гражданское общество в России: история и современность / В. Н. Руденкин. – Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2002.

Сидорина Т. Ю. Два века социальной политики / Т. Ю. Сидорина. – М.: РГГУ, 2005.

Сорокин П. А. Голод как фактор. Влияние голода на поведение людей, социальную организацию и общественную жизнь / П. А. Сорокин. – М.: Academia & LVS, 2003.

Социальная политика: Энциклопедический словарь/ Под ред. Н. А.Волгина. – М.: Трикста, 2005.

Фирсов М. В. Введение в теоретические основы социальной работы (историко-понятийный аспект) / М. В. Фирсов. – М.: Ин-т практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1997.

Фирсов М. В. История социальной работы в России / М. В. Фирсов. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 256 с.

Фирсов М. В. История социальной работы: Учеб. пособие / М. В. Фирсов. – М.: Академический проект; Трикста, 2004.

Фирсов М. В. Краткий курс истории социальной работы за рубежом и в России / М. В. Фирсов. – М., 1992.

Хрестоматия по новой истории: В 3 т. / Под ред. А. А. Губера. – М., 1963.

Циткилов П. Я. История социальной работы: Учеб. пособие / П. Я. Циткилов. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.

Шарин В. И. Социальная защита населения: Учеб. пособие / В. И. Шарин. – Екатеринбург: Полиграфист, 2005.

Шарин В. И. Социальная помощь / В. И. Шарин. – Екатеринбург: Полиграфист, 2003.

Наши рекомендации